FAMILY HOLIDAYS: TRADITIONS AND CONTEMPORANEITY

Cover Page

Abstract


The choice of the research topic is determined by the importance of the family in the aspect of transferring family traditions to the younger generations. Traditions, thanks to the adaptation to modern life, change. However, their significance remains unchanged. They are to serve the strengthening of family-kinship ties and relations, to the transfer of cultural values to succeeding generations. In Abkhazia, family traditions have been honored and protected from the ancient times. The Abkhaz family continues to play an important role in performing various rituals related to various family and calendar events and holidays. One of the main holidays in the cycle of rituals of the traditional ethnic religion of the Abkhazians is - Azhyrnoyu. The Abkhazian holidays were influenced by the intertwining of the beliefs of local residents, and therefore traditionally are celebrated by the Christians: the Christmass, Easter, Assumption of the Blessed Virgin, the Muslim holiday of Kurban-Bayram. Among the preserved holidays of the Soviet period in the Abkhazian tradition there were the celebrations on May 1, May 9 and March 8. Victory Day is a national holiday in Abkhazia. Since May 9, Victory Day in the Great Patriotic War is connected with another holiday of the victory of the Abkhaz people - September 30 became the Independence Day and the Victory Day in the war of 1992-1993. The holidays of Abkhazia brightly and fully convey the diversity and richness of the local culture. Abkhazia, throughout its difficult history, managed to preserve its identity and today defends its interests in an uneasy geopolitical world.

Семья - это базовая ячейка общества, состоящая из двух или более человек, связанных между собой брачными, родственными, родительскими отношениями, имеющих общий быт, а также несущих взаимную моральную, правовую и социальную ответственность. Неизменным остаются основные функций семьи - репродуктивная и воспитательная (т.е. физического и духовного воспроизводства населения), и только в семье они способны выполняться полноценно и естественно [1, c. 143]. Именно семья на протяжении всей истории является важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается и в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. Семья передает и создает духовные ценности. В основе культуры каждого народа лежат семейные традиции, обычаи и праздники. Именно на них и воспитывается каждое подрастающее поколение. Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Праздник - это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (не бытовое, мифическое значение) и связанный с культурной или религиозной традицией [1]. В Абхазии издревле семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Семья у абхазов по-прежнему играет важную роль в выполнении разнообразных обрядов и ритуалов, связанных с различными семейными и календарными событиями и праздниками. Для того, чтобы узнать насколько в абхазском обществе празднуют и чтят те или иные семейные традиционные праздники, был проведен анкетный опрос населения. В анкетном опросе были перечислены семейные и общенациональные праздники. В опросе участвовали 200 человек. Из них празднуют Ажьырныхуа - 64,5%, Пасху - 49%, Успения - 46%, Новый Год - 45%, дни рождения - 39%, Рождество -11,5%, Хуажэкыра -7,5%, Курбан-байрам- 4%. Ниже приведем описание проведения ритуалов и праздников в семьях. В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа - день сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю. Данный праздник в абхазской традиционной культуре занимает важное место. У праздника есть глубокие исторические корни. Он связан с богом кузни Шашвы, который символизирует единение с богом. К началу нового года люди молились богу кузни Шашвы. Кузня была неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов. В ней изготовляли принадлежности для сельского хозяйства и охоты. Кузница считалась и считается своего рода священным местом - здесь произносились и произносятся клятвы и присяги. Ажьырныхуа - один из главных праздников в цикле обрядов традиционной этнической религии абхазов. В селах многие считают, что главный праздник абхазов - это Ажьырныхуа. Восприятие праздника в селе намного весомее, чем в городе. Вечером 13-го января во многих абхазских семьях, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни ажьира, совершается семейное моление. Под кров семейного святилища - кузницы - в день Ажьырныхуа собираются все родственники по отцовской линии. В жертву приносятся жертвенный холощенный козел, по одному петуху с каждого мужчины и незамужней женщины в семье. Пекутся пироги с сыром ачашв, изготавливаются свечи из пчелиного воска. Когда вся пища приготовлена, вся семья собирается у кузни, зажигаются свечи. Старший в роду держит в левой руке фундуковую палочку, на которой нанизаны сердце и печень жертвенного животного, а в правой руке держит стакан вина и начинает произносить слова молитвы. Произнося молитву богу кузни, он просит о благополучии и хорошем урожае, о здоровье всех членов семьи, о том, что их род продолжался, размножался и благоденствовал. После старший поднимает тост за каждого члена семьи. Затем всем дают попробовать кусочки печени и сердца. По окончанию молитвы старший в семье стреляет в небо, тем самым извещает господа о том, что обряд выполнен. После все возвращаются в дом для продолжения праздника. На следующий день все соседи ходят к друг другу и поздравляют с праздником. В тех семьях, где нет кузни, отмечают праздник более простыми обрядами. Данный праздник уходит глубоко корнями в прошлое. Однако, несмотря на его архаичность, в последнее время увеличивается число абхазских семей, которые следуют этой древней традиции. Семейный праздник роднит всех представителей рода, сближает старших и младших. Как сказал известный абхазский писатель, Николай Хашиг: «Ажьырныхуа - это не просто жертвоприношение, а священный самобытный ритуал, отличающий абхазов от других народов мира» [2]. Светлое Христово Воскресение, Пасха, празднуется в один день со всеми православными церквями. Этот почитаемый праздник отмечается всеми жителями республики. На светлой неделе в тех семьях, у кого закопан глиняный кувшин, заполненный вином, он открывается. Во время сбора винограда и приготовления вина по традиции в кувшин заливают молодое вино, посвященное дню Пасхи. Кувшин с вином открывается на Пасху в присутствии всех мужчин той фамилии и незамужних девушек, которой он и принадлежит. Процесс открытия кувшина с вином сопровождается и закалыванием пасхального жертвенного животного. Еще утром животное приносят к месту, где закопан кувшин, умывают ему мордочку произносят слова благодарности всевышнему, а после закалывают. Все это время женщины занимаются приготовлением праздничной трапезы. Когда мясо сварилось и все приготовления готовы, все члены семьи идут к месту молельни для открытия кувшина. Старший мужчина в доме открывает кувшин, вычерпывает оттуда необходимое количество вина, зажигает свечу, на ветвь ореха нанизываются сердце и печень жертвенного животного, старший произносит слова молитвы, обращенные к всевышнему. После отпивает немного вина и отдает стакан по старшинству другим членам семьи, он также разрезает на мелкие кусочки сердце и печень животного и дает попробовать всем. После в первый раз этого дня все стоящие берут в руки крашенные пасхальные яйца и ударяя друг с другом поздравляют со Светлой Пасхой. Возвращаются домой и садятся за праздничный стол[6]. Празднование Дня Успения Пресвятой Богородицы, на абхазском языке называется Нанхуа (абх. - «праздник матери»). Во всех действующих православных храмах Абхазии проходят праздничные богослужения. Абхазы особо почитают Божью Мать, так как считают, что страна находится под ее покровительством. В семьях, где справляют Нанхуа, накрываются столы, чтобы Божья Матерь помолилась и за усопших и за здравствующих родственников. Стол накрывают из нового урожая и из блюд абхазской традиционной кухни. Затем хозяйки зажигают свечи из пчелиного воска, источающие медовый аромат. Так как день посвящен именно Успению Богородицы, со временем стол к празднику урожая в Абхазии стал поминальным, в каждой семье в этот день начали вспоминать ушедших. «Все сидящие в комнате сидят в тишине 5-10 минут, чтобы Божья Матерь и Святые могли прийти. Тем самым абхазы поминают своих усопших» [3]. «В некоторых районах Абхазии в ночь на 28 августа прыгают через костер. Этот обряд называется абарбанджиа, таким способом люди якобы изгоняют злых духов. Костер разводят обычно из легко возгораемых материалов и бросают в костер соль. Взрослые и дети перепрыгивают через костер. Прыгать можно несколько раз. Считается, что после этого обряда злые духи не пристанут»[7]. «Также на перекрестке двух дорог разжигают костер. Все присутствующие сидят в тишине, так как в эту ночь можно услышать звуки, которые будут предвещать, что произойдет в ближайшее время или же в течение года. У каждого звука свое значение. Например, разбивающаяся посуда - к свадьбе, а крик - к смерти»[8]. Однако следует отметить, что уже и среди молодежи нет веры в мистические звуки и уже никто и нигде не садится у перекрестка дороги слушать голоса. Новогоднее поздравление по-абхазски звучит как: «Чааныбзиала ашыкус чыц!» (С Новым Годом!). Новый год считается семейным праздником. И этот праздник встречают по-разному. В каждой семье свои традиции, ритуалы, разное меню праздничного стола. Цель праздника заключается в пожелании каждому дому, каждой семье, каждому человеку здоровья, достатка, счастья и радости. Дед Мороз на абхазском называется Ацаа бабаду, Снегурочка - Астыпха. В последнее время стало распространенным приглашение аниматоров Деда Мороза и Снегурочку на праздник. 7 января в Абхазии, как и во всем православном мире, отмечается праздник Рождества Христова. Православное Рождество является в Абхазии государственным праздником и нерабочим днем, большинство населения страны - православные христиане. Во всех православных храмах проводятся праздничные рождественские молебны. В Абхазии Рождество отмечают скромно, тихо и без пышных торжеств и гуляний. «Поскольку в молитвенной жизни церкви тайна олицетворения равняется тайне воскрешения из мертвых, в Рождественскую ночь во многих абхазских православных семьях у окон зажигают свечи. Тем самым абхазы приглашают к себе Богородицу» [4]. В Абхазии у праздника Курбан-байрам свое национальное название - Курбанныхуа. Этот день в республике является праздничным и нерабочим. Основная миссия праздника в том, чтобы принести жертву Всевышнему. Мусульмане Абхазии отмечают его праздничной коллективной молитвой в молельных домах Сухума и Гудауты, а также гуляниями в городских парках. Праздник начинается с коллективной молитвы и проповеди в молельных домах. Сухумский молельный дом не может вместить всех желающих принять участие в праздничной молитве, и прихожане располагаются на прилегающей к нему территории. После молитвы верующие приносят в жертву животных, часть которых раздают родственникам и малоимущим. Правила праздника предписывают угощать всех, но в первую очередь бедных. Иногда жертвенное животное покупается группой верующих вскладчину. Каждый участник делит свою долю на три равные части: одну часть отдает нуждающимся, вторую часть отдает соседу или родственнику, а третью часть оставляет себе. В следующие дни после праздника можно и нужно посещать родственников и друзей. Усилиями Единого духовного управления мусульман Абхазии в одном из столичных парков организовывается праздничный стол и развлекательная программа для детей. Единое духовное управление мусульман Абхазии помогает и репатриантам, которые живут в республике. Празднование дней рождения приносит радость, хорошее настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Каждая семья проводит этот праздник на свое усмотрение. В последнее время стало частым празднование дней рождения вне дома с приглашением аниматоров. Накрываются столы отдельно для детей, отдельно для взрослых. Из многих интересных семейных традиций, сложившихся в Абхазии, часть, к сожалению, утрачена. Тем бережнее, на наш взгляд, следует относиться к сохранению и изучению живых традиций.

Astanda Sh Khashba

Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии

Author for correspondence.
Email: astanda13@rambler.ru

  • Электронная энциклопедия «Википедия» // Доступно: ru.wikipedia.org (Дата обращения 15.06.2016).
  • АПСНЫ ПРЕСС // http://apsnypress.info/news/v-noch-s-13-na-14-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-prazdnik-azhyrnykhua-den-sotvoreniya-mira-/ (Дата обращения 15.06.2016).
  • ИА «Спутник Абхазии» // Доступно: http://sputnik-abkhazia.ru/radio/20170828/1021749043/ashuba-nanxua-osobennyj-prazdnik-dlya-abxazov.html (Дата обращения 15.06.2016).
  • АПСНЫ ПРЕСС // Доступно: http://apsnypress.ru/news/7-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-svetlyy-prazdnik-rozhdestva-khristova/ (Дата обращения 15.06.2016).
  • www. wikipedia.org (accessed:15.06.2016)
  • Apsnypress. ru/on-line newspaper. Available at: http://apsnypress.info/news/v-noch-s-13-na-14-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-prazdnik-azhyrnykhua-den-sotvoreniya-mira-/(accessed: 15.06.2016)
  • sputnik-abkhazia.ru. on-line newspaper. Available at: http://sputnik-abkhazia.ru/radio/20170828/1021749043/ashuba-nanxua-osobennyj-prazdnik-dlya-abxazov.html (accessed: 15.06.2016)
  • Apsnypress. ru/on-line newspaper. Available at: http://apsnypress.ru/news/7-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-svetlyy-prazdnik-rozhdestva-khristova/ (accessed: 15.06.2016)

Views

Abstract - 430

PDF (Russian) - 147

PlumX


Copyright (c) 2018 Khashba A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.