BRONZE FIGURINE OF THE VILLAGE IRGALI

Cover Page

Abstract


The authors of the article describe the medieval bronze figurine of a woman with outstretched hands, perhaps holding a vessel and/or in a posture of adoration, which was found on the mountain Mazhi near the village Irgali in Levashinsky district of Dagestan. In the researchers’ opinion, the bronze figurines found in the Caucasus are probably earth-gods and regulators of the weather, patrons of the society or mediators between gods and people. The figurine under consideration has numerous analogues in ancient and medieval bronze anthropomorphic plastic art of the Caucasus. The image also parallels the ritual practice of the Tindi people from the village Echeda, in which a woman with a wooden measure for corn in her hands took part. The authors consider that the figurine is one of incarnations of
the image of the Great Mother Goddess in the positive aspects of her functions and is related to fertility, patronage of the particular society, family, woman and childbearing, orolatry, the world mountain (invariant of the world tree), space top in the tripartite picture of the world.

В октябре 2015 г. на вершине горы Мажи, расположенной между селениями Иргали и Арши Левашинского района Дагестана, учащимся 9 класса Куппинской средней общеобразовательной школы Юсупом Юсуповым была обнаружена бронзовая статуэтка. У подножья этой горы находятся развалины поселения, называемого местными жителями «Гуржнала мусса» («Грузинское место»). Чуть выше поселения, на склоне горы, расположены садовые террасы. Отлитая по восковой модели бронзовая статуэтка представляет собой полнофигурную, статичную стоящую обнаженную женскую фигурку с выраженными половыми признаками (рис.1). «Возможно, пол человека был важен для проведения тех или иных ритуальных действий, совершаемых с помощью различных предметов» [1, с. 202]. Высота статуэтки составляет 5 см при ширине разворота рук 2,5 см. Симметрично расположенные относительно друг друга закругленные кисти рук выставлены вперед, коса уложена полумесяцем, ноги сведены вместе. Лицо непроработано, обозначены глаза, рот, выступ носа и уши. По спине проходит вертикальный желобок. По наличию и положению рук (по классификации О.А. Брилевой) статуэтку можно отнести к категории «фигурок, в руках которых предполагается наличие съемного предмета» [1, с.209]. Закругленные спирально с локтя и выставленные перед грудью кисти рук должны были удерживать сосуд и/или, возможно, передают одну из поз адорации. Контур рук образует окружность. Старший научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Рабадан Гаджиев датирует статуэтку VII-XI вв. Бронзовая фигурка, найденная на горе Мажи имеет свои аналоги у других народов Дагестана [2; 3, с. 179; 4; 5, с. 68] и Кавказа [1]. Уже указывалось, что, судя по положению рук, бронзовая статуэтка могла удерживать съемный предмет, возможно, сосуд. В этой связи заслуживает внимания фрагмент обрядового действа с пением и танцем у тиндинцев с. Эчеда, где в песне содержалось обращение к всемогущему богу Бечеду, чтобы он даровал изобилие. Женщина, исполнявшая эту песню, держала в руках деревянную мерку для зерна [6, с. 132], что свидетельствует о возможной аграрной сущности этого божества. Вероятно, что и изучаемая нами бронзовая статуэтка женщины с выставленными вперед кистями рук, которые должны были удерживать сосуд (мерку для зерна), является медиатором между людьми и божеством плодородия. Обращает на себя внимание, что бронзовая фигурка женщины, как и большинство подобных ей скульптур, была найдена на вершины горы Мажи. «Горы считались местом соединения неба и земли, центром или осью мира, обителью бессмертных богов. Вершины гор рассматривались как пуп земли, а иногда - как вход в тоннель, откуда начинается дорога в царство мертвых» [7, с. 76]. Гора выступала в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Гора часто воспринималась как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находилась в центре мира - там, где проходила его ось (axis mundi). Мировая гора была трехчлена. На ее вершине обитали боги, под горой (или в ее нижней части) - злые духи, принадлежащие к царству смерти, на земле (посередине) - человеческий род [8, с. 311]. Гора рассматривалась как место общения человека с богами, а вершина горы ассоциировалась с солнцем, дождем и богами-громовержцами [9, с. 59]. Учитывая приписываемую бронзовым статуэткам семантику божеств плодородия и управляющих погодой, патронов социума или посредников между богами и людьми, можно предположить, что статуэтка, найденная на горе Мажи вблизи развалин средневекового поселения и садовых террас, обладает той же смысловой и функциональной нагрузкой. Следует отметить, что находка статуэтки, изображающей женщину, в данной местности не единична: в окрестностях соседнего с Иргали селения - Куппа, на вершине горы Талкъу, на развалинах поселения «Гуржналла къала» («Грузинская крепость»), в июне 1986 г. был обнаружен обломок камня, на котором вырезано стилизованное изображение женщины (голова обозначена полукругом, мужеподобное лицо, груди отмечены кругами, ноги сведены вместе) с разведенными по сторонам руками на фоне солярного знака [10, с. 107]. Фигурка женщины отдаленно напоминает крест (рис. 2). На наш взгляд, женская бронзовая статуэтка, обнаруженная на горе Мажи, а также изображение женщины на фоне солярного знака, найденное на горе Талкъу, являются объемной и плоскостной ипостасями довольно популярного у народов Дагестана образа Великой Богини-матери [11] в позитивных аспектах ее функций - плодородие, патронат социума, семьи, женщины, деторождение. Культ Богини-матери [12] в данном контексте связан также и с оролатрией, мировой горой (инвариант древа мирового), космическим верхом в трехчастной картине мира по вертикали.

I I Omarov

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Author for correspondence.
Email: deadromance3@rambler.ru
Махачкала

M R Seferbekov

Институт ИАЭ ДНЦ РАН

Email: deadromance3@rambler.ru
Махачкала

  • Brileva O.A. Ancient bronze anthropomorphous plastic arts of the Caucasus (XV cent. A.D. – X cent. A.D.). M.: TAUS, 2012. – 424 p.
  • Megrelidze I.V. Archeological findings of the Dido village // Soviet archeology. 1951. № 15. P. 281-291.
  • Luguev S.A., Magomedov D.M. The Didoi (Tsez). XIX – early XX cent.: Hisorical-ethnographic research. Makhachkala, 2000. – 206 p.
  • Sagitova M.D. Cult mountain Kidelishavni: new findings // International scientific conference «The ancient Caucasus: retrospection of cultures», dedicated to the 100th birthday anniversary of E.I. Krupnov (XXIV Krupnov readings in the North Caucasus archeology): Printed abstracts. M.: IA RAS, 2004. P. 175-177.
  • Seferbekov M.R., Magomed M.A. On mythology, folklore and rites of the Dido people: syncretism of traditional beliefs and Islam // Islamovedenie. Makhachkala, 2016. №1. P. 67-80.
  • Umakhanova A.M. Elements of archaic plastic arts in choreography of the peoples of Dagestan // Issues of mythology and beliefs of the peoples of Dagestan. Makhachkala, 1988. P. 124-135.
  • Vovk O.V. Signs and symbols throughout the history of civilizations. M.: «Veche», 2005. – 383 p.
  • Toporov V.N. Mountain // World myths: Encyclopedia. In 2 vol. / ex. ed. S.A. Tokarev. Second edition. M.: Russian encyclopedia, 1994. V. 1. P. 311-315.
  • Cooper J. Encyclopedia of symbols. M.: Spiritual union association «Zolotoi vek», 1995. - 401 p.
  • Omarov I.I., Seferbekov R.I. Aul Kuppa: Historical-ethnographic essays. XIX-XX cent. Makhachkala: The IHAE DSC RAS, 1996. – 381 p.
  • Seferbekov R.I. The image of the Mother goddess in the myths of the peoples of Dagestan (guise, function aspects, transformation) // Herald of the Institute of history, archeology and ethnography. Makhachkala, 2015. №3 (43). P. 146-153.
  • Rabinovich E.G. Mother goddess // Myths of the world: Encyclopedia. In 2 vol. 2nd ed. / Edited by S.A. Tokarev. M.: Russian encyclopedia, 1994. V.1. P. 178-180.

Views

Abstract - 240

PDF (Russian) - 156

PlumX


Copyright (c) 2016 Omarov I.I., Seferbekov M.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.