ЗООМОРФНЫЕ МОТИВЫ НА ПОЛИВНОЙ ПОЛИХРОМНОЙ КЕРАМИКЕ СЕЛЬДЖУКСКОГО ПЕРИОДА (По материалам Гянджи и Шамкира)

Обложка

Аннотация


Большая коллекция глазурованной керамики была выявлена в результате археологических раскопок на средневековых городищах Старая Гянджа и Шамкир, расположенных в западном регионе Азербайджанской Республики. Художественное оформление глазурованной керамики сельджукского периода существенно отличается от коллекции керамики раннеисламского периода своим приемом украшения, богатым декором, оригинальностью сюжетной композиции. Происходит трансформация стиля керамического декора, характерным для нового стиля становятся сочетание и гармония орнамента, каллиграфии и живописи. Особенно выделяется высокохудожественная глазурованная полихромная керамика с изобразительными мотивами, которая является неопровержимым вещественным источником для определения высокого профессионализма, тонкого вкуса местных мастеров – керамистов.  В данной статье предпринята систематизация и детальный анализ коллекции глазурованной полихромной керамики сельджукского периода с изображениями животных, представленной в основном столовой посудой открытой формы – чаши, блюда, тарелки. Эти керамические артефакты трактуются как образцы декоративно-прикладного искусства. В центре внимания исследования находятся их декоративные достоинства, семантика изображенных животных, философское осмысление этих художественных реликвий. Эти изделия декорированы гравировкой и полихромной раскраской под бесцветной, прозрачной поливой.  Как правило, зооморфные изображения удачно сочетаются с растительными, геометрическими и эпиграфическими орнаментами. Для полихромной керамики этого периода характерна цветовая гамма, базирующаяся на трех цветах. Изображены как домашние, так и дикие животные. Лошадь, осел, коза, заяц, гепард, лев и т.д. становятся декоративными персонажами. Образы или мотивы животных, очевидно, связывались с различными анимистическими и тотемистическими представлениями.


Тарих Мейрут оглы Достиев

Бакинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dostiyev.tarikh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9472-2885

Азербайджан

доктор исторических наук

  • 1. Lane A.A. Early Islamic Pottery: Mesopotamia, Egypt and Persia. L.: Faber & Faber,1947. – 148 p.
  • 2. Наджафова Н.Н. Художественная поливная керамика Азербайджана XII-XV вв. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР. 1964. –141 с.
  • 3. Коран. Перевод с арабского И.Ю.Крачковского. М.: СП ИКПА, 1990. – 512 с.
  • 4. Мухаммад аль-Кахиби. 2015. Коран о лошадях // URL: http://rahba.org/ru /article /13/show. Дата обращения: 16.03-2023.
  • 5. Çoruhlu Y. Türk mitolojisinin ana hatlari. Kabalçı yayınevi, 2010. – 256 s. + ill.
  • 6. Рзаева С.Ш. Древние культы и символика Азербайджана (доисламского периода). Баку: Элм, 2010. – 275 с.
  • 7. Салимова А.Т. Архетипы коня и оленя в культуре Азербайджана // Баландинские чтение. 2020, том XV, c. 371-379.
  • 8. Шаряфетдинов Р. Х. Мифопоэтический образ коня как отражение культуры тюркских народов в современной татарской литературе // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, филологические науки, 2018, №4 (100), с. 111-116.
  • 9. Азербайджанцы / отв. ред. А. Мамедли, Л.Т. Соловьева. М.: Наука, 2017. –708 с.
  • 10. Левиатов В.Н. Керамика Старой Гянджи. Баку: Изд-во АзФАН, 1940, – 40 с.
  • 11. Демидов С.М. Растения и животные в легендах и верованиях туркмен. Серия «Этнография туркмен». Вып. 1. М.: Старый сад, 2020. – 446 с.
  • 12. Cафаралиева Г.М. Сопоставительное исследование зоонимов русского и азербайджанского языков. Автореф. дисс. докт. философии по филол. наукам. Баку, 2015, – 21 с.
  • 13. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. – 512 с.
  • 14. Müseyibli N.Gəmiqaya. Bakı: Çaşıoğlu, 2004. – 320 s.
  • 15. Dostiyev T.M. Orta əsr Şəmkir şəhərinin keramikası. I hissə. Şirsiz saxsı məmulatı. Bakı: “Apostrof-A”, 2020. – 224 s.
  • 16. Cафаралиева Г.М. Зооморфная метафора как способ образной характеристики человека (на материале русского и азербайджанского языков) // Вестник Московского университета, Сер. теория перевода, 2013, № 3, с. 121-128.
  • 17. Azərbaycan arxeologiyası / Altı cilddə. VI c. Bakı: “Şərq-Qərb”, 2008. – 632 s.
  • 18. Бурнаков В. А. Образ зайца в традиционных представлениях и фольклоре хакасов (конец XIX — середина XX в.) // Этнография, 2021, №2 (12), с. 29-51.
  • 19. Илимбетова А.Ф. Заяц в фольклоре. и религиозно-мистических воззрениях башкир // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология, 2021. №2 (118), c. 49-54.
  • 20. Достиев Т.М. Поливная керамика средневекового города Шамкир // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв. Казань - Кишинев: Stratum Plus: Университет «Высшая антропологическая школа», 2017, с. 639-674.
  • 21. Достиев Т.М. Изображения гепарда на средневековой керамике Азербайджана // İrs/Наследие, 2019, № 3 (99), с. 12-17.
  • 22. Квачидзе В.А. Иранские реликты сюжетной композиции в средневековой художественной керамике Азербайджана // Азербайджан в многовековых многогранных культурных взаимосвязях. Сб. док. IV Бакинского Международного Симпозиума. Баку: «Насир», 1999, с. 273-276.
  • 23. Торгоев А.И. Ковш // Путешествие ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара. Каталог выставки. М.: Издательский дом Марджани, 2016, с. 346-347.
  • 24. Мифы народов мира. Энциклопедия. Электронное издание. М.: 2008. – 1147 с.
  • 25. Эфенди Р. Эмблематика и символика в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана // Известия АН Азерб. ССР, сер. Языка, литературы и искусства, 1967, № 2, с. 86-94.
  • 26. Гаджиев М.С. Опыт интерпретации знаков строителей Дербента // Степы Восточной Европы в средние века. Сборник памяти С.А. Плетневой. М.: Издательство «Авторская книга», 2016, 81-118.
  • 27. Имам ан-Навави. Сады праведных из слов господина посланников / Сост. Имам Мухйи-д-Дин Абу Закарийа бин Шариф ан-Навави. М.: Дом «БАДР», 2001. – 880 с.
  • 28. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Перевод с арабского, исследование и комментарий В.В. Наумкина. М.: Наука, 1980. – 376 с.
  • 29. Байрамова А. Поэмы Низами Гянджеви в контексте взаимоотражения искусств. Баку: «Е. Л.», 2014. 152 с.
  • 30. Bürgel J.C. Nizami’s World Order // A Key to the Treasure of Hakim. Artistic and Humanistic Aspects of Nizami’s Khamsa. Ed. J.-C. Bürgel, C. Ryumbeke. Leiden University Press, 2011. p. 17–52.

Дополнительные файлы

Доп. файлы Действие
1. Рис. 1. Фрагменты глазурованных чаш с изображением лошади: 1, 4 -Шамкир; 2-3, 5-6 -Старая Гянджа Посмотреть (327KB) Метаданные
2. Рис. 2. Фрагменты глазурованных чаш с изображениями животных: 1, 4-5- Шамкир; 2-3- Старая Гянджа Посмотреть (285KB) Метаданные
3. Рис. 3. Образцы глазурованной посуды с изображениями животных: 1-3; 5-6 - фрагменты чаш (Старая Гянджа); 4- глубокое блюдо (Шамкир) Посмотреть (335KB) Метаданные
4. Рис. 4. Фрагменты глазурованной керамики с изображениями льва; 1-2-Старая Гянджа; 3- Шамкир Посмотреть (323KB) Метаданные
5. Рис. 5. Фрагменты глазурованных чаш: 1-2, 4-6 - Старая Гянджа; 3,7-9- Шамкир Посмотреть (343KB) Метаданные

Просмотры

Аннотация - 119

PDF (Russian) - 94

PlumX


© Достиев Т.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://e-learning.iainponorogo.ac.id/favourites/