ТРАДИЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У НИЖНЕТЕРСКИХ КАЗАКОВ (XIX - начало ХХ в.)
- Авторы: Гимбатова М.Б.
- Выпуск: Том 12, № 3 (2016)
- Страницы: 42-47
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/91
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH12342-47
Аннотация
В статье рассматриваются традиционное школьное образование у нижнетерских казаков, становление и развитие церковно-приходских, начальных, гарнизонных школ, светских профессиональных учебных заведений, порядок и условия оказания образовательных услуг. Показана специфика мужского и женского обучения, внедрение современных методов обучения, введение смешанных школ для совместного обучения мальчиков и девочек, наличие учебных программ, включавших прохождение общеобразовательных предметов, основ православия, уроков трудового, физического и эстетического воспитания, специальных классов по предметам и библиотек. Правительственная поддержка русского населения на Нижнем Тереке способствовала увеличению количества учебных заведений, росту грамотности среди населения.
Ключевые слова
В XIX - начале ХХ в. образование в Терской области* [*В данной статье речь пойдет о нижнетерских казаках, населявших территорию Кизляра и его окрестностей, а также гарнизоны вдоль Терека (ныне северная часть Дагестана, Кизлярский и Тарумовский районы)], было практически всеобщим и доступным как для мальчиков, так и для девочек. Считалось, что уметь читать Евангелие и Библию необходимо каждому христианину, в том числе и женщине. Образовательные услуги оказывала широкая по тем временам сеть школ, представленная местными средними и низшими учебными заведениями - правительственными, общественными и частными, состоящими в ведении Министерства народного просвещения, епархиального духовенства и общества восстановления православного христианства на Кавказе. Популярность этих учебных заведений в Терской области была чрезвычайно высока. Потребность в них особенно возросла в связи с введением всеобщей воинской повинности. Почти в каждой казачьей станице открывались новые народные школы, что пробуждало у населения тягу к образованию. Вот что по этому поводу писал в свое время заведующий Слепцовским двухклассным училищем Петр Семенов: «В последнее время потребность к грамотности значительно стала пробуждаться в среде населения и число родителей, желающих отдать в школу своих детей для обучения, видимо, с каждым годом возрастает; население доверчиво и радушно относится к местным школам и по мере сил не жалеет своих скудных средств на школьное дело» [7, с. 203]. «Самый бедный казак и тот не щадит своего скудного имущества, чтобы дать детям хоть какое-нибудь образование»» [8, c. 299], - писал П.А. Востриков об отношении казаков к образованию. В конце XIX - начале ХХ в. в Терской области большое распространение получили мужские учебные заведения. Так, например, в 1892 г. их насчитывалось 88 [9, c. 24], в 1903 г. - 168 [10, c. 106], в 1908 г. - 141 [11, c. 52], в 1912 г. - 134 [12, c. 56], в 1915 г. - 150 [13, c. 106]. Наряду с мужским образованием развивалось и женское, что подтверждают статистические данные, опубликованные в «Терских календарях» в разные годы. Так, например, в 1892 году в Терской области женских учебных заведений было зарегистрировано 7 (1 гимназия, 1 осетинский приют и 5 двухклассных низших училищ) [9, c. 26], в 1903 г. - 78 (2 гимназии, 1 епархиальное училище, 1 прогимназия и 74 приходских училища, школы и приюта) [10, c. 44], в 1908 г. - 77 (4 средних учебных заведения, 1 прогимназия, 72 приходских училища, школы и приюта) [11, c. 53], в 1912 г. - 85 (7 средних учебных заведения, 4 прогимназии и Мариинских училища, 74 приходских училища, школы и приюта) [12, c. 56], в 1915 г. - 96 (8 средних учебных заведений, в том числе 7 гимназий и 1 епархиальное училище), 4 прогимназии и Мариинских училища (в том числе 3 прогимназии, 1 Мариинское училище), 84 приходских училища, школы и приюта) [13, c. 106]. Помимо мужских и женских учебных заведений, функционировали заведения смешанного типа, в которых обучение мальчиков и девочек проходило совместно. Таких школ было немало. Так, например, в 1903 г. подобных школ в Терской области насчитывалось 158 [10, c. 43], в 1908 г. - 262 [11, c. 52], в 1912 г. - 262 [12, c. 56], в 1915 г. - 476 [13, c. 106]. Наблюдался и неуклонный рост количества учащихся в низших и средних учебных заведениях. Так, по данным «Терского календаря», в 1892 г. всех учебных заведений в Терской области насчитывалось 195, а число учащихся достигало 11426, из них 8529 мужского пола и 2897 женского [9, c. 24], в 1903 г. количество учебных заведений достигло 404, а учащихся в них - 29050, из них мальчиков - 20542 и девочек - 8508 [10, c. 43-44]. Через пять лет, т.е. в 1908 г., учебных заведений было зафиксировано 414, а учащихся - 35210, из них мальчиков 24587 и девочек 10623 [11, c. 52]. В 1912 г. функционировало 482 учебных заведения с 44633 учащимися, из которых мальчиков было 29340 и девочек - 15293 [12, c. 56]. В 1915 г. в Терской области действовало 476 учебных заведений, в которых обучалось 60910 учащихся, из которых 39118 мальчиков и 21792 девочки [13, c. 105]. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что в Терской области уделялось большое внимание школьному образованию, количество школ и учащихся в ней с каждым годом росло. Их увеличение происходило благодаря поддержке царского правительства, которое в своей политике колонизации Кавказа большое место отводило духовным и просветительским аспектам жизни нижнетерских казаков и русских переселенцев. Более половины отпускаемых кредитов было направлено на церковное и школьное строительство в переселенческих поселках и казачьих станицах. С 1908 по 1912 гг. по Черноморскому, Бакинско-Дагестанскому, Елизаветпольскому, Тифлисско-Карскому, Кубано-Терскому районам и Батумской области на церковное строительство был израсходован 64771 рубль, на постройку школ 172520 рублей [6, c. 13]. Самые первые русские школы в регионе возникли в г. Кизляре. По данным Д.С. Васильева, в XVIII в. в Кизляре функционировали две главные школы: гарнизонная и казачья [1, c. 101]. Первая из них, находившаяся внутри крепости, была предназначена для обучения детей офицеров и других воинских начальников гарнизона Кизлярской крепости. В ней же обучались дети штабных и унтер-штабных, обер- и унтер-офицеров, солдат и прочих военных чинов, а также инженерных и артиллерийских служителей, медицинского персонала, отставных военнослужащих Кизлярского гарнизона, высокопоставленных гражданских чиновников, а также богатой дворянско-купеческой верхушки Кизляра. Вторая школа была предназначена для обучения грамоте детей командиров и имущих казаков Терско-Кизлярского казачьего войска, стоявшего до 1870 г. в самом Кизляре и входившего в гарнизон Кизлярской крепости. Принимали в школу только мальчиков [3, c. 232-233]. В гарнизонные школы принимали с 7-летнего возраста. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении, им выдавали одежду и денежное довольствие [23, c. 48]. В гарнизонной школе преподавали следующие предметы: арифметику, геометрию, тригонометрию, грамоту (азбука, букварь, псалтырь, часослов, Новый завет) и музыку. По субботам школьникам читали Высочайший устав и Военный артикул. Кроме чтения и письма, школьников обучали строевой подготовке и «до военной службе и ее порядков принадлежащих», на основе «Генерального наставления» (1764 г.) и «Положения о гарнизонных школах» (1797 г.) [23, c. 48]. Как было отмечено выше, музыка относилась к числу обязательных предметов, и помимо разучивания походных песен и духовных песнопений православной церкви, школьников обучали игре на духовых и ударных инструментах. Кроме того, учащиеся овладевали парикмахерским и фельдшерским делом, а также некоторыми ремесленными специальностями, такими как слесарное, кузнечное, плотницкое, каменное. Следует отметить, что больший уклон на ремесленные профессии получали те школьники, которые плохо учились [23, c. 48]. Обучавшиеся в гарнизонных школах дети военнослужащих частей гарнизона находились на казенном содержании, которое позволяло школьникам заниматься приобретением знаний и умений и одновременно освобождало их от решения бытовых проблем. На содержание гарнизонной школы в кизлярской гарнизонной казне имелись специальные суммы. Школу заканчивали в 15 или 16 лет. По окончании учебного заведения и после принятия в солдаты выпускникам выдавали аттестаты. В большинстве случаев из бывших школьников формировался штат писарей комендантской канцелярии. Кизлярские гарнизонные школы готовили наиболее профессиональную основу гарнизонных войск. Солдатские дети, окончившие гарнизонную школу и ставшие солдатами, быстрее достигали унтер-офицерского чина, нежели солдаты из рекрутов [23, c. 49]. «Казачью» школу посещали дети казачьей «старшины» и имущих казаков Терско-Кизлярского казачьего войска, стоявшего, как уже было сказано, в самом Кизляре до 1870 г. [23, c. 49]. Помимо гарнизонной школы, для солдатских детей, будущих мелких канцеляристов, имелась в Солдатской слободе и школа кантонистов, где готовили будущих солдат царской армии [4, c. 233]. В Кизляре, помимо государственных школ, открывались частные учебные заведения, в которых обучались письму и чтению дети купцов и горожан. Специально для детей русских офицеров в Кизляре в 1780 г. было открыто училище, в котором, помимо других предметов, обучали немецкому и французскому языкам [23, c. 48], а в 1811 г. - городское приходское училище, переименованное впоследствии в Кизлярское уездное. Обучались в этом училище только мальчики - дети состоятельных русских, армян, грузин, а также представителей северокавказских народов, дети офицеров и духовенства. При училище имелась своя библиотека, в которой, по данным Д.С. Васильева, в 1848 г. насчитывалось около 2 тыс. книг. Количество учащихся к середине XIX в. достигло 130 человек [2, c. 103]. Открывались школы и для детей казаков. В каждом казачьем полку создавались полковые школы, в которых преподавали закон Божий, арифметику, грамматику, чистописание и рисование. Дети поступали в школу в возрасте 8-9 лет. Желающих учиться было больше, чем могли принять. Размещалась школа в частном доме, учителями были наиболее грамотные отставные казаки. Учебный год начинался в сентябре и заканчивался в последних числах мая. Большинство учащихся старших классов прекращало посещение школы уже ранней весной с началом весенних сельскохозяйственных работ. Распорядок занятий в школе был таков. Уроки начинались в 8 утра, перед занятиями ученики читали утреннюю молитву, а затем расходились по классам. В день проводили по 4-5 уроков, урок длился 1 час, каждые 30 минут для снятия умственной нагрузки учитель давал детям небольшой отдых, который заключался в выполнении гимнастических упражнений, хоровом чтении или пении. Между уроками были 10-минутные перемены, во время которых дети могли поиграть в школьном дворе. В полдень дети расходились по домам на обед, а в 2 часа дня вновь собирались на занятия, которые длились до 4-х часов дня. В зимнее время года уроки продолжались до 2-х часов дня с короткими перерывами. Обучение начиналось с изучения алфавита. Вначале учили названия всех букв русского языка: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т.д. Затем ученики под руководством учителя учились складывать буквы в слоги и слова. Например, буки-аз=ба; веди-аз=ва; глаголь-о=ого, слово - покой-о-добро-ерь=сподь=Господь; буки-о-глаголь-ер=Бог и т.п. Ученики должны были сначала заучивать бесконечные ряды слогов, а затем должны были учиться складывать как отдельные слова, так и целые фразы. За складыванием слов следовало чтение. Этот метод обучения чтению назывался буквослагательным. Он был сложным, так как связи между названиями букв и теми слогами, которые составлялись из них, не было никакой. Некоторыми учителями использовался так называемый силлабический (слогослагательный) способ обучения грамоте, который считался легче буквослагательного. Силлабический метод заключался в том, что ученики заучивали не названия букв, а звуки как основу простейших элементов речи. В школе проходили закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию, ботанику и зоологию, черчение. Большое внимание уделялось физическому, эстетическому и трудовому воспитанию детей. В школе проводили уроки рисования, пения, гимнастики, садоводства, огородничества и шелководства. В каждой школе был свой штат учителей, который везде был приблизительно одинаков. В качестве примера приведем педагогический состав Наурского училища: «Штат служащих в училище состоит из почетного блюстителя, заведующего училищем, одного учителя, двух помощников и православного законоучителя» [8, c. 303]. Станичные школы содержались на общественные средства, из которых выплачивалось и жалование учителям. Так, например, Наурскому училищу на его содержание станичным обществом ежегодно отпускалось 1775 руб., из которых на жалованье заведующему училищем выделялось 420 руб., учителю 390 руб., учителям-помощникам по 240 руб., законоучителю 150 руб. в год. Остальная сумма распределялась следующим образом: на приобретение пособий - 200 руб., на наем сторожа - 80 руб., на отопление и освещение - 20 руб., на канцелярию - 5 руб. и на ремонт здания училища - 30 руб.» [8, c. 303]. Дети казаков обучались бесплатно, а для иногородних и представителей других народов (ногайцев, кумыков, чеченцев) устанавливалась ежегодная плата за обучение. Так, у казаков-наурцев с иногородних и чеченцев, которых принимали не более 5 человек, взималась плата за обучение в размере 9 руб. в год [8, c. 303]. Во всех школах имелись библиотеки, наглядные пособия, спортивный инвентарь. Типичным для конца XIX в. можно назвать Наурское училище, в котором были две библиотеки: ученическая и учительская. Обе были снабжены в достаточном количестве книгами и различными учебными пособиями. Кроме того, имелись исторические и географические карты, глобусы, картины Фену, исторические картины и картины из священной истории Ветхого и Нового заветов. В библиотеке были собраны произведения лучших русских писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Г.Р. Державина, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Д.В. Григоровича, Н.А. Некрасова и некоторых зарубежных. При училище имелась спортивная площадка, на которой располагались шведская лестница, шесты, брусья, горка и трапеция [8, c. 303]. В некоторых станицах обучение мальчиков и девочек было совместным. В таких школах преподавали русский язык, арифметику, славянское чтение, закон Божий, чистописание, пение и гимнастику. Для обучения детей при училище состоял один учитель, к которому предъявлялись определенные требования: он должен был окончить городское училище и выдержать экзамен, дающий право вести педагогическую деятельность. Обучение в школах было бесплатным, они содержались на правительственные средства, сборы станичников и общественные пожертвования. Девочки в основном обучались в церковно-приходских школах. Они имелись почти во всех станицах. Срок обучения в них составлял примерно 2-3 года. Учителями в женских учебных заведениях были священники, дьяконы и монахини. Обучали девочек чтению Евангелия, закону Божьему, молитвам, письму, арифметике, церковному пению, чтению на клиросе и вышиванию по канве. В городах девочки учились в церковно-приходских и женских училищах. Только в одном Кизляре функционировало несколько женских учебных заведений. Одно из них было церковно-приходское училище, в котором обучалось 45 девочек. В 1872 г. в городе было открыто женское училище, которым заведовала А.Л. Крутицкая [5, c. 714]. В 1912 г. открыли женскую гимназию, в которой обучалось 143 девочки. И лишь в 1915 г. была открыта мужская гимназия на 50 мест. Образование в Кизляре было доступно многим, даже дети несостоятельных родителей имели возможность получить его. В 1870 г. в газете «Кавказ» писали: «Кизляр в образовательном отношении продвинулся вперед. Для мальчиков бедного класса на пожертвованные деньги устроены обществом народные школы, в которых в настоящее время обучается до ста пятидесяти учеников. Во главе этого общеполезного дела стоит М.Д. Мамаджанов» [4]. Большинство нижнетерцев не стремилось дать детям специальное и высшее образование. Как отмечали современники тех лет, «скудность средств не дает возможности казаку дать своим детям мало-мальски порядочное образование, и он отрывает их от занятий, не дав им возможности окончить даже местное училище». «Научился читать-писать, ну и довольно», говорит он, «а дальше не с нашими карманами соваться; да и нашего брата там «недюжа» принимают - все «больше господ». Много еще чего мешает казакам давать своим детям хотя бы среднее образование, да еще развившееся воззрение, что «ученые дети» забывают отца и мать [8, c. 305-306]. Дети офицеров, богатых казаков и одаренные дети рядовых казаков, проявившие исключительные способности в учебе, продолжали образование в общих и специальных высших заведениях в городах России. Средства на обучение молодых людей в высших учебных заведениях поступали из царской казны, Терского войска и других учреждений. Общее число молодых людей казачьего сословия Терской области, обучавшихся в высших, средних и низших военно-учебных заведениях, с каждым годом увеличивалось, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица. Учебные заведения Учебный год 1903/04 1908/09 1913/14 Военная академия 3 3 - Военное училище 11 18 31 Кадетский корпус 25 24 24 Юнкерское училище 16 33 32 Военная школа 26 18 10 Военно-ремесленная школа 25 60 9 Девушки в высшие учебные заведения поступали редко, так как получить высшее образование можно было только за пределами Терской области. Основная масса девушек оканчивала церковно-приходские, женские школы, училища, гимназии. Таким образом, XIX - начало ХХ в. для нижнетерцев стали временем больших перемен, особенно в области образования. Параллельно с церковно-приходскими школами и училищами функционировали светские школы, появились первые училища и гимназии. Количество русских школ в Терской области с каждым годом увеличивалось, росла и численность учащихся женского пола. Так, в Кизлярском отделе Терской области в 1903 г. грамотных насчитывалось 8641 человек, из них мужского пола - 7235, женского пола - 1406 [10, c. 48], в 1912 году количество всех грамотных составляло 18939 человек, из них мужского пола - 13011, что составляло к общему числу грамотных 68,8 %, женского пола - 5928 (31,2%) [12, c. 62]. Приведенные цифры свидетельствуют, что доступ к образованию имели и девочки, учеба которых не ограничивалась рамками церковно-приходской школы. Они успешно учились в светских учебных заведениях - в школах, гимназиях, училищах. В XIX - начале ХХ в. специфика женского образования в Терской области, как и в целом по России, заключалась в том, чтобы дать девочкам не только светское образование и религиозные знания, но и подготовить их к семейной жизни. Несмотря на усилия российских властей по улучшению и реформированию системы образования в Терской области, коренные изменения в этой сфере произошли только после победы Октябрьской революции.
М Б Гимбатова
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: gimbatova@list.ru
Махачкала
- Васильев Д.С. Загадка старого Кизляра // Вопросы истории Дагестана. Ч. 1. (Досоветский период). Сб. статей. Махачкала, 1974. С. 35-58.
- Васильев Д.С. Очерки истории (Досоветский период). Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. - 247 с.
- Гарунова Н.Н. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII-первой половине XIX в.: Проблемы политической, экономической и культурной интеграции. Махачкала, 2007. - 274 с.
- 4. «Кавказ». 1870. № 77.
- Кавказский календарь на 1910 г. Ч.1.Тифлис, 1909. - 928 с.
- Обзор переселенческого дела на Кавказе за пятилетие 1908-1912 гг. СПб., 1913. - 39 с.
- СМОМПК. Вып. 5. Отд.1. Тифлис, 1886. С. 172-208.
- СМОМПК. Вып. 33. Отд. 2.Тифлис, 1904. - 309 с.
- ТК на 1894 г.: В 2-х кн. Вып. 3. Кн. 1. Владикавказ, 1893. - 153 с.
- ТК на 1903 г. Вып. 12. Владикавказ, 1903 - 325 с.
- ТК на 1908 г. Вып. 17. Владикавказ, 1902. - 255 с.
- ТК на 1912 г. Вып. 21. Владикавказ, 1911. - 187 с.
- ТК на 1915 г. Вып. 24. Владикавказ, 1915. - 407 с.