АБХАЗСКИЙ ПРАЗДНИК АЖЬЫРНЫҲƏА ИЛИ ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ МИРА. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Авторы: Айба Т.Г.
- Выпуск: Том 19, № 3 (2023)
- Страницы: 842-855
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/7847
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH193842-855
Аннотация
В статье автор анализирует трансформацию праздника Ажьырныҳәа — дня сотворения мира, — который отмечают в Абхазии в честь наступления «абхазского Нового года» в ночь с 13 на 14 января. Ажьырныҳәа является одним из древнейших и основных традиционных абхазских праздников, сохранившийся до настоящего времени. У абхазов данный культ сохранился, поскольку само производство предметов из металла было развито на высоком уровне. Выдающаяся роль металлических орудий и оружия в жизни людей не могла не отразиться на их мировоззрении и религиозных верованиях. Великая сила металла, давшая огромный сдвиг развитию человечества, была отмечена и возведена в культ, выражавшаяся в поклонении и жертвоприношениях. В связи с тем, что выплавка металла и первоначальный способ его обработки были весьма сложными, почти недоступными, людям казалось, что эта работа связана с какими-то сверхъестественными, необъяснимыми силами. ку Данные праздник сопровождается ежегодными молениями с жертвоприношениями. Так, по всей вероятности, происходил процесс формирования культа кузни, кузнечного ремесла и покровителя этого ремесла Шьашәы. Автор проводит анализ этнографических исследований и собранных данных, исследуя произошедшие изменения в ритуале моления в постсоветский период. В статье также приведены полевые материалы по реконструкции турецкими абхазами традиционного абхазского праздника Ажьырныҳәа в рамках диаспориального пространства, который стал одним из средств выражения самобытной абхазской традиционной культуры за рубежом.
Тамара Гурамовна Айба
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: tamar.ayba@gmail.com
Россия
Младший научный сотрудник
- 1. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми: Абхазское государственное издательство,1957. – 265 с.
- 2. Арциховский А.В. Основы археологии. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 280 с.
- 3. Аджинджал. И.А. Из этнографии Абхазии. Сухуми: Алашара,1969.– 538 с.
- 4. Званба С.Т. Этнографические этюды. Сухуми: Алашара,1955. – 58 с.
- 5. Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми: Алашара, 1960.– 128 с.
- 6. Инал-ипа Ш.Д., Шинкуба Б.В., Шакрыл К.С, Приключение Сасрыквы и его девяносто девяти братьев. Сухуми: Алашара, 1988. – 258 с.
- 7. Инал-ипа Ш.Д. Памятники абхазского фольклора. Сухуми: Алашара, 1977. – 181с.
- 8. Бгажба О.Х. По следам кузнеца Айнара. Сухуми: Алашара, 1982. – 57 с.
- 9. Религиозные верования народов СССР. Сборник этнографических материалов. – М-Л, т.II, – 1931. 392 с.
- 10. Инал-ипа. Ш.Д. Героический эпос абхазского народа //Литературная Абхазия. №3(8), Сухуми, 1958. – 264 с.
- 11. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М: Издательство Академии наук СССР, 1960. – 520 с.
- 12. Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси: Мецниереба,1968. – 216 с.
- 13. Ардзинба. В.Г. К истории культа и кузнечного ремесла (почитание кузнецы у абхазов)// Древний Восток: этнокультурные связи, 1988. С.263-306.
- 14. Чурсии Г. Ф. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. т. VI, Тбилиси, 1927. С 92 -93.
- 15. Бигвава В.Л. Ритуальный мир традиционной религии абхазов. М: МАКС Пресс, 2018. – 336 с.
- 16. Крылов А.Б. Постсоветская Абхазия, - М: ИВ РАН,1999. – 265 с.