АБХАЗСКИЙ ПРАЗДНИК АЖЬЫРНЫҲƏА ИЛИ ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ МИРА. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Обложка

Аннотация


В статье автор анализирует трансформацию праздника Ажьырныҳәа — дня сотворения мира, — который отмечают в Абхазии в честь наступления «абхазского Нового года» в ночь с 13 на 14 января. Ажьырныҳәа является одним из древнейших и основных традиционных абхазских праздников, сохранившийся до настоящего времени. У абхазов данный культ сохранился, поскольку само производство предметов из металла было развито на высоком уровне. Выдающаяся роль металлических орудий и оружия в жизни людей не могла не отразиться на их мировоззрении и религиозных верованиях. Великая сила металла, давшая огромный сдвиг развитию человечества, была отмечена и возведена в культ, выражавшаяся в поклонении и жертвоприношениях. В связи с тем, что выплавка металла и первоначальный способ его обработки были весьма сложными, почти недоступными, людям казалось, что эта работа связана с какими-то сверхъестественными, необъяснимыми силами. ку Данные праздник сопровождается ежегодными молениями с жертвоприношениями. Так, по всей вероятности, происходил процесс формирования культа кузни, кузнечного ремесла и покровителя этого ремесла Шьашәы. Автор проводит анализ этнографических исследований и собранных данных, исследуя произошедшие изменения в ритуале моления в постсоветский период.  В статье также приведены полевые материалы по реконструкции турецкими абхазами традиционного абхазского праздника Ажьырныҳәа в рамках диаспориального пространства, который стал одним из средств выражения самобытной абхазской традиционной культуры за рубежом.


Тамара Гурамовна Айба

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: tamar.ayba@gmail.com

Россия

Младший научный сотрудник

  • 1. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми: Абхазское государственное издательство,1957. – 265 с.
  • 2. Арциховский А.В. Основы археологии. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 280 с.
  • 3. Аджинджал. И.А. Из этнографии Абхазии. Сухуми: Алашара,1969.– 538 с.
  • 4. Званба С.Т. Этнографические этюды. Сухуми: Алашара,1955. – 58 с.
  • 5. Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми: Алашара, 1960.– 128 с.
  • 6. Инал-ипа Ш.Д., Шинкуба Б.В., Шакрыл К.С, Приключение Сасрыквы и его девяносто девяти братьев. Сухуми: Алашара, 1988. – 258 с.
  • 7. Инал-ипа Ш.Д. Памятники абхазского фольклора. Сухуми: Алашара, 1977. – 181с.
  • 8. Бгажба О.Х. По следам кузнеца Айнара. Сухуми: Алашара, 1982. – 57 с.
  • 9. Религиозные верования народов СССР. Сборник этнографических материалов. – М-Л, т.II, – 1931. 392 с.
  • 10. Инал-ипа. Ш.Д. Героический эпос абхазского народа //Литературная Абхазия. №3(8), Сухуми, 1958. – 264 с.
  • 11. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М: Издательство Академии наук СССР, 1960. – 520 с.
  • 12. Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси: Мецниереба,1968. – 216 с.
  • 13. Ардзинба. В.Г. К истории культа и кузнечного ремесла (почитание кузнецы у абхазов)// Древний Восток: этнокультурные связи, 1988. С.263-306.
  • 14. Чурсии Г. Ф. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. т. VI, Тбилиси, 1927. С 92 -93.
  • 15. Бигвава В.Л. Ритуальный мир традиционной религии абхазов. М: МАКС Пресс, 2018. – 336 с.
  • 16. Крылов А.Б. Постсоветская Абхазия, - М: ИВ РАН,1999. – 265 с.

Просмотры

Аннотация - 137

PDF (Russian) - 131

PlumX


© Айба Т.Г., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor