НЕИЗВЕСТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАВКАЗА: ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВНА ВИНОГРАДОВА (1904–1985)

Обложка

Аннотация


Статья посвящена Людмиле Филипповне Виноградовой (1904–1985) – сотруднице Государственного музея этнографии народов СССР (современный Российский этнографический музей), работавшей в отделе народов Кавказа с конца 1930-х по начало ­1960-х гг. Целью данной работы является освещении ранее неизвестных страниц истории отечественного кавказоведения и музейного дела. В задачи статьи входят изучение профессиональной биографии Виноградовой в контексте истории Государственного музея этнографии (в частности, периода Великой Отечественной войны) и обзор созданных Людмилой Филипповной источников по этнографии и истории народов Кавказа (вещевых и фотоколлекций, полевых отчетов и дневников). Основными материалами для исследования служат архивные документы, хранящиеся в Российском этнографическом музее. Собирательская работа и научная специализация Виноградовой на этнографии осетин и народов Дагестана (отчасти Грузии) были подчинены необходимости создания экспозиций и выставок. За 25-летний период своей деятельности исследовательница побывала в семи этнографических экспедициях (в 1939, 1948 и 1949 гг. в Осетии, в 1947 г. в Белоруссии, в 1955 г. в Грузии, в 1956 и 1957 гг. в Дагестане), помимо отчетов и полевых дневников сохранились 16 вещевых коллекций (около 250 предметов), было зарегистрировано более 8000 вещей и фотографий. Большая часть этих материалов еще не введена в научный оборот. Без знания биографии собирателя и исследователя невозможна полноценная научная критика источников – это в полной мере относится и к материалам Людмилы Филипповны. В то же время сами собранные ею коллекции вещей и фотографий, полевые отчеты и дневники являются частью истории её жизни.


Статья посвящена Людмиле Филипповне Виноградовой, работавшей в отделе народов Кавказа Государственного музея этнографии (далее – ГМЭ)1 с конца 1930-х до начала 1960-х. гг. Виноградова принадлежит к тому поколению этнографов, которое пришло в музей в трудные времена, когда он был обескровлен политическими репрессиями. Вместе с коллегами она обеспечила преемственность в выставочном, собирательском, хранительском и исследовательском направлениях деятельности музея, без которых невозможно было бы само его существование. Её имя вряд ли хорошо известно кавказоведам, вместе с тем своей будничной работой она внесла немалый вклад в сохранение памятников культуры народов Кавказа и их популяризацию.

Целью данной статьи является освещении ранее неизвестных страниц истории отечественного кавказоведения и музейного дела. В задачи работы входят, во-первых, изучение профессиональной биографии Виноградовой в контексте истории ГМЭ (в частности, периода Великой Отечественной войны) и непосредственно отдела Кавказа, во-вторых, обзор созданных Людмилой Филипповной источников по этнографии народов Кавказа (вещевых и фотоколлекций, полевых отчетов и дневников), хранящихся в Российском этнографическом музее (далее – РЭМ) – наследнике ГМЭ.

Основными источниками для статьи являются архивные документы, хранящиеся в РЭМ: личное дело Л. Ф. Виноградовой, официальные документы, музейные и экспедиционные отчеты, полевые дневники2, её письма к коллегам М.В. Сазоновой и А.Я. Дуйсбург, воспоминания Е.Н. Студенецкой о блокаде и жизни сотрудников Филиала ГМЭ в Новосибирске3.

Представление об экспедиционной работе Л.Ф. Виноградовой и её деятельности по комплектованию фондов можно получить из описей РЭМ и каталога-указателя этнографических коллекций отдела Кавказа [1]. Небольшая заметка о Людмиле Филипповне была написана В.А. Дмитриевым для юбилейного альбома «Российский этнографический музей 1902–2002» [2]. ­Есть ­статья Е.В. Аброськиной, где упоминаются письма Виноградовой конца ­
1940-х г. из экспедиции в Белоруссию [3]. В 2020 г. к 75-летию Победы на сайте РЭМ в разделе «Сохранившие музей» были опубликованы короткая биография Людмилы Филипповны и видеоролик, в котором звучали отрывки из её письма 1944 г. М.В. Сазоновой
4.

Людмила Филипповна Виноградова родилась 14 января 1904 г. в деревне Кабаличи Брянского уезда Орловской губернии. В личном деле «бывшее сословие» определено как крестьянское. Имена родителей в анкетах и автобиографиях разных лет не упоминаются. Сведения об отце сводятся к тому, что он умер в 1907 г., а о матери, что она работала сельской учительницей до 1924 г.

В 1914–1921 гг. Л.Ф. Виноградова училась сначала в гимназии, потом в средней школе г. Брянска, там же окончила общеобразовательный курс Практического университета. В 1924 г. она поступила в Ленинграде в Педагогический институт им. Герцена на отделение русского языка и литературы5. Из-за туберкулеза легких Людмила Филипповна была вынуждена уйти с 4-ого курса. И несколько лет не училась и не работала, жила на средства супруга, за которого вышла замуж в 1926 г.6

В 1931 г. Л.Ф. Виноградова стала посещать курсы народоведения при Этнографическом отделе Государственного Русского музея (далее – ЭО ГРМ), вступила в кружок друзей музея. В 1932–1934 гг. она работала внештатным экскурсоводом, в 1934–1936/7(?) гг. – штатным. Её переход в число постоянных сотрудников совпадает со временем обретения ЭО ГРМ статуса самостоятельного учреждения – Государственного музея этнографии.

1930-е гг. были очень тяжелым периодом в истории музея. В результате репрессий коренным образом сменился состав сотрудников, в 1933 г. были арестованы и уволены практически все ведущие ученые музея [4, c. 40], в том числе в отделе Кавказа Александр Александрович Миллер (18751935), Федор Артурович Фиельструп (18891933), Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (18901943). Продолжала работать только поступившая в 1930 г. Евгения Николаевна Студенецкая (19081988), которая еще с 1929 г. проводила экскурсии в ЭО ГРМ7. Видимо, экскурсионная деятельность сблизила Е.Н. Студенецкую и Л.Ф. Виноградову, они стали близкими подругами на всю жизнь.

В 1936/7 (?) г. из-за туберкулеза почки Людмила Филипповна вынуждена была уйти из музея, однако 16 декабря 1938 г. она снова была принята в штат, но уже в отдел Кавказа и.о. младшего научного сотрудника, как раз после того, как подразделение возглавила Е.Н. Студенецкая. В это время в отделе так же работали бывший технический сотрудник Кунсткамеры Галина Казимировна Щипкова (19091942)8 и выпускник этнографического отделения географического факультета Ленинградского государственного университета Ваграм Павлович Муратхан (1904-?)9. В таком составе отдел функционировал до начала войны.

В 1939 г. вместе с Е.Н. Студенецкой и Г.К. Щипковой Людмила Филипповна отправилась в экспедицию в Осетию, Ингушетию и Чечню. Собранные в этот год предметы и фотоколлекции10 имеют особый потенциал для изучения «нового советского быта». В 1930-гг. основным экспозиционным принципом был показ тяжелого дореволюционного прошлого и благополучного социалистического настоящего [4, c. 41], что требовало от сотрудников поиска в экспедициях предметов, связанных с советской тематикой. Например, в Осетии в 1939 г. были приобретены вышивка «Дружба народов», на которой в центре в синем комбинезоне изображена девушка-парашютистка с цветами, по бокам от неё – две другие женщины, одна из которых в блузке и юбке, а другая в национальном костюме11, а так же деревянный барельеф «Помощь многодетной семье», где помимо читающего книгу под портретами Ленина и Сталина мужчины изображены дети и женщина. Последняя держит в руках корзины с подарками, купленными на полученное пособие12. В экспедиции были куплены снимки местной официальной фотохроники: колхозников, трактористок, бригадиров, спортивных площадок, читален, культвагонов, танцев, съездов и т.п.13

В 1939 г. открылась экспозиция «Народы Северного Кавказа» [5, c. 46]. Людмила Филипповна начала специализироваться на этнографии осетин, кроме того, в рамках подготовки фондовой выставки по Дагестану приступила к изучению этнографии этого региона. В 1940-м г. Виноградова, чтобы закончить высшее образование, снова поступила в Институт им. Герцена на заочное отделение. В начале 1941 г. вместе с коллегами Виноградова открывала выставку «Народное изобразительное искусство Грузии».

Как и все сотрудники, продолжавшие работать в годы Великой Отечественной войны, Людмила Филипповна сыграла значительную роль в сохранении коллекций и восстановлении работы музея в послевоенный период14.

Некоторые сведения о её жизни во время войны можно реконструировать из воспоминаний Е.Н. Студенецкой. Последняя в рассказе «Хлеба пожалела» описывает, как к ней пришла подруга, у которой умерла мать. Евгения Николаевна за несколько дней до этого ночевала у неё. В доме в верхних этажах начался пожар, и стало понятно, что в условиях, когда нет воды (тушили снегом, скидывая его с соседних крыш), а пожарные слабы, все здание выгорит. Студенецкая с подругой стали спасать вещи и усадили мать подруги на улице в большое старинное кресло охранять вещи. Рассказывая о похоронах, подруга машинально ела лежавшие на тарелке кусочки хлеба – вечерние порции Евгении Николаевны и ее матери15.

Подтвердить, что в рассказе речь идет именно о Людмиле Филипповне позволяет не только упоминаемое в рассказе имя Мила, но и сохранившиеся в личном деле заявления Виноградовой. В первом, датированном 4 февраля 1942 г., содержится просьба предоставить отпуск за свой счет на 3 дня с 5 по 7 февраля включительно для устройства после пожара на новой квартире16. Во втором, написанном 9 февраля 1942 г., речь идет о предоставлении дней в счет очередного отпуска с 9 по 20 февраля в связи с болезнью матери17.

В апреле 1942 г. формируется группа сотрудников музея из 7 человек, которую направляют в Новосибирск, куда в здание оперного театра в декабре 1941 г. перебазировали из г. Горького эвакуированные коллекции ГМЭ. Е.Н. Студенецкая вспоминала: «Подбор командированных по приказу Наркомпроса проводился таким образом, чтобы, по возможности, были представлены региональные отделы. Это (…) давало надежду на сохранение какой-то группы людей, способных после окончания войны, активно участвовать в восстановлении всех сторон деятельности музея»18.

12 апреля в Новосибирск выехали: заведующий отделом народов Сибири Леонид Павлович Потапов (1905-2000), который по прибытии в Новосибирск вскоре перешел на другую работу; лаборант отдела народов Поволжья Линда Валюк (?-1942), которая умерла в Новосибирске в больнице; сотрудник отдела Ср. Азии и Казахстана Мария Васильевна Сазонова (1910-1987), вскоре назначенная директором филиала ГМЭ; заведующая отделом славянских народов Анна Яковлевна Дуйсбург (1883-?); сотрудник школьной комнаты Марианна Яновна Оржевская (1910-1984?); а также представители отдела Кавказа Е.Н. Студенецкая и Л.Ф. Виноградова. В Новосибирске их встречал музейный рабочий Андрей Николаевич Вихорев (1893-?) [5, c. 57-58].

Основным видом деятельности сотрудников Новосибирского филиала ГМЭ была хранительская работа – осуществлялся переучет экспонатов, составлялись описания предметов (в частности, Е.Н. Студенецкая и Л.Ф. Виноградова описывали вещи, собранные еще в начале ХХ века А.А. Миллером и К.З. Кавторадзе). Людмила Филипповна работала над научными темами «Золотое шитье у народов Кавказа» и «Вязаные изделия Дагестана»19. По заданию Наркомпроса она с коллегами участвовала в составлении этнографического словника, вероятно, ей помогало её филологическое образование. 5 марта 1943 г. в фойе Оперного театра Новосибирска в ознаменование освобождения Северного Кавказа от сил вермахта открылась единственная состоявшаяся во время войны выставка ГМЭ «Культура и быт народов Северного Кавказа». Реализовать её удалось во многом потому, что среди сотрудников филиала двое было из отдела Кавказа20.

В Новосибирском театре помимо коллекций ГМЭ хранились эвакуированные собрания других музеев: Третьяковской галереиГосударственного музея нового западного искусства21, Государственного музея Востока (тогда – Музея восточных культур), коллекции Военно-артиллерийского музея Ленинграда, пригородных дворцов-музеев Пушкина, Павловска и Гатчины, Горьковского художественного музея, Сумского музея и др. Сотрудники этих музеев приглашали друг друга смотреть экспонаты. Так Студенецкая описывает, как они познакомились с картинами Поля Гогена. В другой раз их позвал смотреть предметы из Пушкина Анатолий Михайлович Кучумов – хранитель коллекций пригородных дворцов Ленинграда22: «Кроме желания посмотреть прекрасные изделия из фарфора, хрусталя, бронзы, хотелось убедиться, увидеть то, что удалось увезти в самые последние часы, когда враг был уже на пороге. Хрупкие вещи были упакованы в платья императрицы Александры Федоровны начала ХХ в., не являвшиеся музейной ценностью. Помню, например, платье из белой глади машинной работы и др. Конечно мы, женщины, с интересом рассматривали “эти наряды”. Очень хотелось примерить, но оказалось, что императрица была очень высокого роста, и её платья могла надеть только Л.Ф. Виноградова, всегда страдавшая от своего роста. И как же хороша была Людмила Филипповна, к которой уже начала возвращаться её прежняя красота. Это обрадовало всех и на время даже отвлекло от прелести фарфоровых статуэток и сосудов»23. Однако, просмотром экспонатов сотрудничество музеев не ограничивалось. В личном деле Людмилы Филипповны написано, что она 2 года была главным хранителем Смоленского областного краеведческого музея.

Истории ГМЭ и смоленского музея оказались связаны в конце 1941 г. Тогда вывезенные из Ленинграда коллекции находились в г. Горьком под присмотром рабочего музея – уже упоминавшийся А.Н. Вихорев, а сотрудницу смоленского музея Ефросинью Васильевну Буркину (19061978) назначили по совместительству «и.о. директора Ленинградского музея этнографии» [9, c 64], она готовила к переезду в глубь страны имущество краеведческого музея Смоленска и ГМЭ. В 1943 г. Ефросинья Васильевна была отозвана смоленским облоно из Новосибирска [9, c 65], после чего главным хранителем коллекций краеведческого музея Смоленска, видимо, и стала Людмила Филипповна.

В марте 1944 г. она была одной из трех остававшихся в Новосибирске сотрудниц ГМЭ (А.Н. Вихорев в начале 1943 г. был мобилизован на фронт, А.Я. Дуйсбург и М.В. Сазонова в марте 1944 г. были вызваны в Ленинград, директором филиала стала Е.Н. Студенецкая). В конце августа 1945 г. все трое получили пропуска на въезд в Ленинград – им надлежало организовать реэвакуацию экспонатов. Если эвакуация 1941 г. была организована «сверху» и не на музейные средства, то реэвакуация требовала согласований «снизу» и оплаты всех расходов музеем. Переводы денежных средств задерживались. Сотрудники филиала переживали, что не смогут присоединиться к эшелону Артиллерийского музея, и коллекции окажутся без охраны в пути. В итоге на оплату транспортировки грузов на железнодорожную станцию пошли сбережения Людмилы Филипповны. Студенецкая описала процесс перевозки предметов из театра на вокзал так: «Я не могла лично принять участие в отправке коллекций на станцию, так как почти все время была занята в банке и других учреждениях. Отправляла грузы из театра М.Я. Оржевская, в вагонах их принимала Л.Ф. Виноградова. Сопровождала машины и следила за тем, чтобы ничто не пропало в момент перевозки, моя дочь тринадцатилетняя Алла. Последним рейсом вместе с экспонатами увезли письменный стол, табуретки, личные вещи в узлах и чемоданах и… нашу кошку»24.

Все вопросы с оплатой транспортировки музейных коллекций в трех вагонах удалось решить вовремя, но по пути в Ленинград оставались причины для ­беспокойства. Вагон, в котором они ехали, был неисправен25, сотрудницы музея несколько раз слышали, что его хотят отцепить. Это означало, что надо будет разделиться: «На всякий случай решили так, останемся для замены вагона я – директор и Людмила Филипповна со своей книжкой, а Марианна Яновна и Алла поедут дальше в одном из наших вагонов, сопровождать коллекции»26. К счастью, 27 сентября 1945 г. эвакуированные предметы ГМЭ благополучно прибыли в Ленинград27.

Вернувшись из Новосибирска, Виноградова продолжила работу в отделе Кавказа, но «в связи с недостатком сотрудников»28 принимала участие и в других проектах музея. В 1947 г. её направили в экспедицию в Белоруссию, где она искала предметы для выставки «Народное искусство и национальная одежда славянских народов» (1948). В стенах сильно пострадавшего во время войны здания музея это была первая послевоенная выставка, которая, как и многие другие проекты конца 1940-х–1950-х гг., имела искусствоведческий уклон, экспонаты трактовались как произведения, имеющие художественную ценность [10, c. 414-416]. Такой фокус внимания сказался и на собирательской работе Людмилы Филипповны29, в отчете музея 1947 г. было отмечено: «Поездка н.с. Л.Ф. Виноградовой пополнила коллекции Музея интересными образцами современного белорусского узорного тканья, отличающегося от старых белорусский изделий яркостью расцветки, богатым развитием орнамента. Это в основном предметы убранства жилища, в частности яркие “колдры” – покрывала и др. Резьба по дереву представлена двумя оригинальными скульптурами – “Дед” и “Колхозница”»30. Из поездки в Белоруссию сохранились отчет и дневник31, а также письма к А.Я. Дуйсбург32, которые частично использовала Е.В. Аброськина для реконструкции советской экспедиционной повседневности и изучения писем как источника по «антропологии антропологии» [3, c. 113].

В конце 1940-х гг. готовились к открытию экспозиции «Осетины» (1949) и «Кабардинцы» (1950)33, поэтому в 1948 г. Л.Ф. Виноградова отправилась в командировку в Северо-Осетинскую АССР, но без ассигнований на приобретение вещей34. В 1949 г. она ездила на Северный Кавказ уже вместе с Евгенией ­Николаевной и новым сотрудником – хранителем отдела Кавказа Эльгой Григорьевной Торчинской (19232006)35. Сохранились отчеты и полевые дневники этих экспедиций36. Видимо, тогда же была написана неопубликованная статья «Система овцеводства и некоторые обычаи в Северной Осетии конца XIX – начала ХХ в.»37. В 1949 г. Виноградова закончила литературный факультет института им. Герцена по специальности преподаватель русского языка и литературы.

В 1950 г. Людмила Филипповна становится и.о. старшего научного сотрудника, к этому времени в отделе Кавказа работали Е.Н. Студенецкая, Э.Г. Торчинская и Нина Петровна Соболева (1921–1995), в середине 1950-х г. пришла Ариадна Людвиговна Натансон (1928 г.р.).

В начале 1950-х гг. Л.Ф. Виноградова участвовала в подготовке выставки «300-летие воссоединения Украины с Россией» и экспозиции «Художественные промыслы Дагестана» (1955)38. В 1955 г. в рамках работы над проектом экспозиции «Грузины» Евгения Николаевна и Людмила Филипповна отправились в экспедицию в Грузию. Одной из важных целей поездки было знакомство с фондами и экспозициями местных музеев для уточнения сведений об уже имеющихся в собрании ГМЭ предметах39. Они также постарались посетить разные историко-этнографические области Грузии: Картли, Кахетию, Рача, Имеретию, Аджарию40.

Два года подряд в 1956 и 1957 гг. Виноградова ездила в Дагестан41. Целью экспедиций было: «…выявление возможностей приобретения и приобретение для зала Народное творчество Народов РСФСР предметов по народному искусству, а также выявление состояния различных ремесел; сбор сведений о народных мастерах и выявление, возможно, еще неизвестных очагов народного искусства»42. Дербент был посещен как центр ковроткачества, Кубачи – ювелирный, Унцукуль – насечки по дереву, Хунзах – производства паласов и т.п. Следует отметить, что сохранившиеся из дагестанских поездок отчеты
и дневники
43, ценны тем, что дают представление о состоянии тех или иных промыслов в конкретный период времени. Так, при ретроспективном взгляде из начала XXI в. на историю ремесел Дагестана, не всегда очевидно, что в с. Кумух – известном ювелирном центре после войны оставался всего один ювелир44, а в селе златокузнецов Кубачи мастера артели были «…вынуждены изготовлять эти подстаканники со стандартными однообразным узором “ишак вик” (вик – голова), как они его называют, т.е. их квалификация не соответствует выполняемой работе…»45. Безусловно, важны наблюдения Л.Ф. Виноградовой того, как бытовали те или иные элементы одежды46, как проходила свадьба в с. Акуша47, как распределялись мужские и женские роли48, но особое значение имеют сведения о поступивших в ГМЭ вещах. Это открывает возможности более точной атрибуции предметов, понимания условий их приобретения49.

Людмила Филипповна искала так же информацию об уже имеющихся в собрании ГМЭ вещах, в частности, о кайтагских вышивках, фотографии которых она показывала своим собеседникам: «Она помнит наши вышивк[и]. Употребляли на подушки. Ставили на ребро на стенные полки на другой стороне. Сама мастерица не помнит, но ее бабушка выш[ивала] в этом же селении (мать уже нет). С. Джавгат. Названий орнаме[нта] не помнит; везде по нижнему Кайтагу вышивали. В других селения[х] они не наполн[ялись] сеном, а висели на полке, на стенах»50. Эта выдержка из дневника особенно ценна сейчас, когда исследователь Г. Исмаилов ставит вопрос о том, производились ли знаменитые вышивки на территории Кайтага [11, с. 18].

В целом, собирательская работа и научная специализация Л.Ф. Виноградовой на осетинах и Дагестане (отчасти Грузии) были подчинены необходимости создания экспозиций и выставок. В 1962 г. открылась экспозиция «Грузины», созданная при участии Людмилы Филипповны. В 1963 г. был издан путеводитель по этой экспозиции, написанный совместно с Н.П. Соболевой [12]. В этом же году Виноградова вышла на пенсию, но поскольку она жила недалеко от ГМЭ (на Итальянской улице), то почти до самой своей смерти – 23 июня 1985 г.51, продолжала регулярно бывать в музее. Её неопубликованная работа «Женская одежда нагорного Дагестана» датирована 1969 г. и представляет большой интерес, так как основана как на полевом материале, так и на тщательном анализе коллекций ГМЭ52. В 1981 г. вышел каталог-указатель этнографических коллекций отдела Кавказа, Людмила Филипповна составила для него разделы «Народы Дагестана» (совместно с Е.Н. Студенецкой и Н.П. Соболевой), «Айсоры», «Курды» [1].

Л.Ф. Виноградова не очень известная фигура в отечественной этнографии, но благодаря таким людям как она этнографический музей не только выжил и сохранил свои коллекции в условиях военного времени, но и быстро восстановил и активно развивал в послевоенный период все направления своей деятельности: экспедиционное, выставочное, учетно-хранительское, исследовательское. За 25 лет работы в отделе Кавказа ГМЭ Виноградова была в семи этнографических экспедициях (в 1939, 1948 и 1949 гг. в Осетии, в 1947 г. в Белоруссии, в 1955 г. в Грузии, в 1956 и 1957 гг. в Дагестане), помимо отчетов и полевых дневников сохранились 16 вещевых коллекций (около 250 предметов), было зарегистрировано более 8000 вещей и фотографий.

Наследие Л.Ф. Виноградовой многогранно: это источники по этнографии осетин, белорусов, грузин и народов Дагестана, а также по истории страны, этнографической дисциплины в СССР и Российского этнографического музея. Большей частью неопубликованные, они ждут еще своего вдумчивого исследователя, который бы ввел их в научный оборот и сделал доступными не только кавказоведам, но и всем тем, кто интересуется этнографией, историей науки и развитием научной мысли. Без знания биографии собирателя и исследователя невозможна полноценная научная критика источников – это в полной мере относится и к материалам Людмилы Филипповны. В то же время сами собранные ею коллекции вещей и фотографий, полевые отчеты и дневники являются частью истории её жизни.

1 ГМЭ был образован в 1934 г. из Этнографического отдела Государственного Русского музея. В 1948 г. музей стал называться Государственный музей этнографии народов СССР (после передачи коллекций московского Музея народов СССР), в 1992 г. – Российский этнографический музей.

2 В архиве РЭМ (далее – АРЭМ) помимо давно зарегистрированных материалов есть еще фонд Виноградовой, который находится в процессе научной обработки (поэтому в этой статье нет возможности указывать номера описей, дел и листов), в нём содержатся: полевые дневники 1948 и 1949 гг. из поездок в Северную Осетию (2 тетради), 1955 г. из Грузии (2 тетради), 1956 и 1957 гг. из Дагестана (4 тетради); неопубликованная статья «Система овцеводства и некоторые обычаи в Северной Осетии конца XIX – начала ХХ в.»; выписки из полевых дневников и литературы по разным темам («Земледелие в Северной Осетии», «Социальный строй осетин», «Верования осетин», «Кабардинский фольклор» и др.). Среди документов находятся материалы других лиц: «Хронология и обстоятельства образования городов и сел Северо-Осетинской АССР», сведения о средневековых грузинских ювелирах, материалы по ювелирному искусству Грузии (чеканка, эмали). Я признательна хранителю АРЭМ А.Н. Копаневой за предоставленную возможность ознакомиться с документами Людмилы Филипповны.

3 Фонд Студенецкой, хранящийся в АРЭМ, так же находится в процессе научной обработки, поэтому при цитировании воспоминаний невозможно указывать номера дел и листы. Ссылаясь на этот фонд в этой работе, я имею ввиду либо воспоминания «Филиал музея этнографии в Новосибирске (1942-1945)», либо сборник рассказов «В дни блокады (только факты)». Последний был опубликован на сайте РЭМ в 2020 г. URL: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/onlajn-vystavka-k-75-letiyu-pobedy/v-dni-blokady/ (дата обращения: 23.05.2021).

4 Письма Л.Ф. Виноградовой к М.В. Сазоновой 1944 г. // АРЭМ. Ф. 24. Оп. 2. Д. 4. 2 л.; Свидетели времени. Сайт Российского этнографического музея. URL: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/onlajn-vystavka-k-75-letiyu-pobedy/sohranivshie-muzej/ (дата обращения: 7.06.2021).

5 В автобиографии 1941 г. Л.Ф. Виноградова пишет, что сначала она поступила в Институт политпросвет. работы (ныне ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»), но из-за его реорганизации перешла в Педагогический институт им. Герцена (Личное дело Л.Ф. Виноградовой //АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 19. Л. 22).

6 Имя супруга в личном деле не упоминается. В автобиографии 1941 г. указано, что он работал инженером-электриком в Ленэнерго. В автобиографии, написанной после 1945 г., упомянуто, что он ушел из семьи во время войны. В личном листке по учету кадров 1951 г. Л.Ф. Виноградова написала, что она является вдовой и имеет дочь (Личное дело Л.Ф. Виноградовой. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 19. Л. 20 об., 22, 23 об.).

7 Личное дело Е.Н. Студенецкой. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 367. Л. 1-9.; Крыжановский Б. К вопросу о приеме на службу Е.Н. Студенецкой // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 4. Л. 192.

8 Личное дело Г.К. Щипковой // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 312. Л. 20-26.

9 Личное дело В.П. Муратхана // АРЭМ. Ф.2. Оп. 3. Д. 150. Л. 11-25.

10 Из поездки были привезены коллекции: РЭМ № 6189 – серебряные изделия живущих в Осетии кубачинских мастеров, РЭМ № 6192 – машинные вышивки и деревянные скульптуры осетинских мастеров, РЭМ № 6191 – чеченские и ингушские войлоки, другие тканые изделия, музыкальные инструменты, несколько предметов из наземных могильников [1, c. 21, 25], а также фотоколлекция РЭМ № 6262. Полевых записей Виноградовой этой экспедиции обнаружить не удалось. Возможно, материалы погибли во время войны.

11 РЭМ № 6192-4, см. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14728758 (дата обращения: 08.06.2021).

12 РЭМ № 6192-8.

13 От дворца пионеров г. Орджоникидзе поступила коллекция снимков – РЭМ № 6193, от управления по делам искусств – РЭМ № 6198, от редакции местных газет – РЭМ № 6225 и т.п.

14 Подробнее об истории ГМЭ во время войны см. [5, c. 57–60; 6; 7].

15 В дни Блокады // АРЭМ. Ф. Студенецкой; см. так же сайт Российского этнографического музея. URL: https://ethnomuseum.ru/kollekcii/onlajn-vystavka-k-75-letiyu-pobedy/v-dni-blokady/ (дата обращения: 23.05.2021).

16 Личное дело Л.Ф. Виноградовой // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 19. Л. 28.

17 Там же Л. 29.

18 Филиал музея этнографии в Новосибирске (19421945) // АРЭМ. Ф. Студенецкой.

19 По сообщению Е.Н. Студенецкой, вторая работа не была завершена (Филиал музея этнографии в Новосибирске (19421945) // АРЭМ. Ф. Студенецкой), а первую удалось выявить в АРЭМ среди неразобранных бумаг Е.Н. Студенецкой, рукопись объемом 19 страниц готовилась для публикации в журнале «Советская этнография».

20 Была запланирована выставка «Быт и культура украинцев», но она не осуществилась, из-за того, что её автор А.Я. Дуйсбург была отозвана в марте 1944 г. в Ленинград. Обком партии просил так же организовать выставку «Народы Сибири», однако среди сотрудников филиала не было специалиста по региону, поэтому выполнить эту просьбу сотрудники не могли (Филиал музея этнографии в Новосибирске (19421945) // АРЭМ. Ф. Студенецкой).

21 Этот музей существовал в Москве с 1923 г. по 1948 г. Он возникшем в результате объединения 1-ого и 2-ого Музеев западной живописи. Основу его собрания составили коллекции картин Сергея Щукина и Ивана Морозова (Музей нового западного искусства. URL: http://www.newestmuseum.ru/history/chronology/1918-1948/index.php – дата обращения: 7.06.2021).

22 Анатолий Михайлович Кучумов (19121993) – музейный сотрудник, искусствовед, в течении жизни работал практически во всех пригородных дворцах-музеях Ленинграда. Перед войной был заведующим Александровским дворцом и парком в г. Пушкин. После начала войны отбирал самые ценные экспонаты для эвакуации, получил задание сопровождать первый эшелон вывозимых из Ленинграда музейных ценностей в г. Горький, где он стал ответственным хранителем коллекций пригородных дворцов-музеев. В конце 1941 г. предметы из собрания музеев пригорода (как и коллекции ГМЭ) перевезли в Новосибирск, где в январе 1942 г. А.М. Кучумова назначили директором хранилища ленинградских дворцов. Весной 1944 г. он вернулся в Ленинград и стал руководителем Отдела музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета, в 1945 г. был командирован в Прибалтику, а позже осенью 1947 г. и в Германию для розыска похищенных культурных ценностей. В октябре 1945 г А.М. Кучумов возглавил Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев [8]. См. так же: Миропольская Р.А. 27 мая 1912 года родился один из крупнейших реставраторов Петербурга Анатолтий Кучумов // Сайт научно-реставрационной фирмы МИР. URL: https://www.nrfmir.ru/ru/content/restavratory-peterburga-anatoliy-kuchumov (дата обращения: 7.06.2021).

23 Филиал музея этнографии в Новосибирске (19421945) // АРЭМ. Ф. Студенецкой.

24 Там же.

25 «Но вскоре опять была бурная ночь, вагон мотало из стороны в сторону. Мы молчали и притворялись, что спали. Думали о словах “может загореться” и вспоминали, что в случае пожара мы даже не сможем открыть дверь. А на утро я призналась, что спрятала на груди паспорт для опознания трупа. Оказалось, что то же самое сделали другие. На следующий день пригрело солнце, и мы уже смеялись над пережитым волнением» (Филиал музея этнографии в Новосибирске (1942-1945) // АРЭМ. Ф. Студенецкой).

26 Там же.

27 Там же.

28 Отчет о работе музея за 1947 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 958. Л. 4.

29 Из Белоруссии были привезены коллекции РЭМ № 6542 (предметы) и РЭМ № 6543 (фотографии).

30 Отчет о работе музея за 1947 г. //АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 958. Л. 11-12.

31 Отчет научного сотрудника музея этнографии Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Белоруссию и в Москву. 1947 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 970. 19 л.; Дневник научного сотрудника музея этнографии Л.Ф. Виноградовой с заметками по этнографии населения Белоруссии. 1947 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 971. 47 л.

32 Письма Л.Ф. Виноградовой к А.Я. Дуйсбург 1947 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 383. Л.10—20.

33 Объяснительная записка к плану экспозиции «Народы Северного Кавказа», планы экспозиций: «Кабардинцы XIX-XX вв.», «Осетины XIX-XX вв.» и отзыв на планы этих экспозиций. 1948–1949 гг.// АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1 Д. 998. Л. 2.

34 Фотографии, сделанные в поездке, составляют коллекцию РЭМ № 6560.

35 Из этой экспедиции была привезена коллекция РЭМ № 6577, в которую входили орудия труда, резные деревянные чаши, иконки, ювелирные изделия и формы для их отливки [1, c. 22], и приобретены или отсняты фотографии из коллекций РЭМ № 6579 (кабардинцы) и РЭМ № 6578, РЭМ № 6601 (осетины).

36 Отчет о работе музея за 1948 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 994. Л. 88-90; Отчет о работе музея за 1949 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1023. Л. 62-66; Полевые дневники 1948 г., 1949 г. (2 тетради). // АРЭМ. Ф. Виноградовой.

37 АРЭМ. Ф. Виноградовой.

38 План выставки «Художественные промыслы Дагестанской АССР». 1951 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1068. 23 л.; Тематические планы, объяснительные записки по временным выставкам и реэкспозициям. 1969 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1619. Л. 59.

39 Отчет Е.Н. Студенецкой и Л.Ф. Виноградовой об экспедиции в Грузинскую ССР в 1955 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1198; 117 л.; Полевые дневники (2 тетради) 1955 г. // АРЭМ. Ф. Виноградовой.

40 Были привезены коллекции РЭМ № 6866 – одежда и украшения грузин-рачинцев, РЭМ № 6867 – глиняная утварь и головные уборы грузин-кахетинцев, РЭМ № 6868 – изделия из серебра и рога, керамика, музыкальные инструменты, резьба по дереву [1, c. 139, 140, 142].

41 В музей поступили следующие коллекции: аварские РЭМ № 6914, РЭМ № 6992, лакские РЭМ № 6918, РЭМ № 6993, лезгинская РЭМ № 6915, кубачинская РЭМ № 6916, кайтагская РЭМ № 6917, даргинская РЭМ № 6994 [1, c. 72], фотоколлекции РЭМ № 8893, РЭМ № 8929, РЭМ № 8930, РЭМ № 8931. В 1957 г. Л.Ф. Виноградова ездила вместе с музейным художником Владимиром Алексеевичем Сорокиным (1924–?), в отчете о поездке упоминаются сделанные им зарисовки, но в иллюстративном фонде РЭМ обнаружить их пока не удалось.

42 Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1956 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1218. Л. 1.

43 Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1956 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1218. 21 л.; Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1957 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1261. Л. 1–19.; Полевые дневники 1956, 1957 гг. (4 тетради) // АРЭМ. Ф. Виноградовой.

44 «Сейчас работающий мастер в Кумухе один. Одни – уехали, другие деквалифицировались и работают в районных учреждениях. До войны (1941 г.) в Кумухе была артель, производившая разные мелочи, брошки, пряжки и др. После войны она не была восстановлена, и мастера разбрелись кто куда, и мастерство угасло» (Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1957 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1261. Л. 6).

45 Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1956 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1218. Л. 9-10.

46 «В настоящее время и в этом районе [Тляротинском – Е.Г.] старых традиционных массивных украшений не носят, и лишь у старух на груди рубахи-платья ещё можно встретить отдельные пришитые бляхи и монеты» (Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1957. АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1261. Л. 4).

47 Там же. Л. 14–19.

48 «Когда первый раз приезжаешь в Дагестан поражает большая занятость женщин и частое безделье мужчин. На улицах, площадях селений часто и в будние дни в любое время можно видеть сидящих на камнях, бревнах или скамейках мужчин, часами занятых разговорами. В с. Урода Кахибского района такое место сбора мужчин, расположенное у сельсовета, получило оригинальное название на русский лад “брехаловка”. “Он на брехаловке” – “пойдешь через брехаловку” и т.п. Женщина же беспрестанно занята. На ней лежит все домашнее хозяйство, целый ряд полевых работ. Женщины, а не мужчины, заготовляют сено на самых крутых склонах гор. Они срезают траву крепким большим похожим на косу серпом (я его приобрела). Потом огромные вязанки сырой травы на спине приносят в селение и сушат ее на крыше. Когда женщина несет эту скромную вязанку, то сзади видны только ноги. Фигура навьюченной женщины преследовала меня во всех горных районах. Заготовку сена в Кахибском районе производили таким же способом. За 9 вязанок травы, сжатой и принесенной в селение, женщина получает 1 трудодень. Эта работа по обычаю исключительно женская, т.к. мужчина не должен ничего носить на плечах, это его унижает. Поэтому и в городе, например, при выходе из вагона, можно видеть, как женщина взваливает на плечо тяжелый чемодан, а муж рядом идет с маленькой ручной сумкой» (Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1956.АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1218. Л. 17-18).

49 «Приобретенные нами нагрудные украшения делал местный мастер аварец, но мастер, который большую часть года проводит в Азербайджане в Закаталах, километров в 60-ти от Тляроты, где имел мастерскую, а в родном селении проводил лишь летние месяцы, также работая и принимая заказы. (…) По сообщению этого мастера аварца из с. Тляроты, он является потомственным оружейником и ювелиром, научился ремеслу от отца. Работал он на заказ, получал плату и деньгами, и натурой – зерном, скотом. В частности, за нагрудное свадебное украшение к переднику ему платили одну корову, за большое нагрудное украшение 2 коровы. За хорошее ружье он тоже брал одну корову. Делал он браслеты, пояса для передника, серебряные детали в виде пронизок для женского головного убора – думча и др.» (Отчет Л.Ф. Виноградовой о научной командировке в Дагестанскую АССР. 1957. АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1261. Л. 3). Этот фрагмент отчета заставляет пересмотреть датировку нагрудного украшения РЭМ № 6992-6, поставить не конец XIX в., а как минимум начало ХХ в.

50 Полевой дневник. 1956 г. // АРЭМ. Ф. Виноградовой.

51 Я признательна сотруднице РЭМ О.П. Игнатьевой, сообщившей мне дату смерти Людмилы Филипповны.

52 Виноградова Л.Ф. Женская одежда нагорного Дагестана. 1969 г. // АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 383. 58 л.

Евгения Юрьевна Гуляева

Российский этнографический музей

Автор, ответственный за переписку.
Email: guliaevaevgenia@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-7013-2661
SPIN-код: 8002-2060

Россия, 191011 Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1

научный сотрудник

отдела этнографии народов Кавказа и Средней Азии

  • 1. Народы Кавказа. Каталог-указатель этнографических коллекций Государственного музея этнографии народов СССР. Л., 1981. – 198 с.
  • 2. Дмитриев В.А. Виноградова Л.Ф. 1904 – ? // Российский этнографический музей 1902 – 2002. СПб.: Славия, 2001. – С. 154.
  • 3. Аброськина Е.В. «Вместо этнографии приходится заниматься исключительно этим...»: послевоенные экспедиции Государственного музея этнографии сквозь призму писем к А.Я. Дуйсбург // Музей – памятник – наследие. 2019. № 1 (5). – С. 102–114.
  • 4. Шангина И.И. 1930-е годы // Российский этнографический музей 1902 – 2002. СПб.: Славия, 2001. – С. 40–47.
  • 5. Крюкова Т.А., Студенецкая Е.Н. Государственный музей этнографии народов СССР за пятьдесят лет советской власти // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. VII. М: Издательство «Советская Россия», 1971. – С. 9–120.
  • 6. Первак В.Э. Музей в блокадном Ленинграде // Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий. Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции 4–6 апреля 2016 года. Екатеринбург, 2016. – С. 183–185.
  • 7. Копанева А.Н., Первак В.Э. Филиал Государственного музея этнографии (Российский этнографический музей) в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны // Сохраняя наследие: История эвакуации музейных ценностей в г. Новосибирск, 1941-1945 гг. Сборник статей. Красноярск: Ситалл, 2020. – С. 80–101.
  • 8. Гузанов А. Анатолий Кучумов // Адреса Петербурга. № 65/79. 27 июня 2018.: URL: https://adresaspb.ru/category/citizens/istoricheskaya-lichnost/anatoliy-kuchumov/ (дата обращения: 07.06.2021).
  • 9. Склеенова В. «Подвиг не совершается сам по себе». Жизнь и судьба Ефросиньи Буркиной // Альманах «Памятники Отечества» № 55. Наследие земли смоленской. М., 2002. – С. 62–65.
  • 10. Баранов Д.А. Образ советского народа в репрезентативных практиках Государственного музея этнографии народов СССР во второй половине ХХ в. // Антропология социальных перемен: сборник ст. / отв. ред. Э. Гучинова, Г. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2011. – С. 414–428.
  • 11. Исмаилов Г. Магия даргинской вышивки. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2017. – 160 с.
  • 12. Виноградова Л.Ф., Соболева Н.П. Грузины. II половина XIX–начало XX в. [Путеводитель по экспозиции]. Л. 1963. – 50 с.

Просмотры

Аннотация - 416

PDF (Russian) - 187

PlumX


© Гуляева Е.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.