МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ МУСУЛЬМАНИНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СУФИЗМА В ДАГЕСТАНЕ (XVII-XIX ВВ.)

Обложка

Аннотация


Данная статья рассматривает историю суфизма в Дагестане через призму временно-специфических моделей поведения, характеризующих идеальный тип мусульманина. Основываясь на анализе большого количества рукописей из частных и общественных коллекций, можно выделить четыре основные модели представления идеального типа мусульманина в контексте развития суфизма в XVII - XIX вв. Первая из них характеризуется глубоким погружением в этические нормы в тесном переплетении с исламскими нормативными практиками. Вторая модель акцентирует внимание на вопросы эзотерики и оккультных знаний. Третья модель, хотя и не является суфийской, тем не менее, рассматривается в статье, поскольку она ориентирована на некоторое скептическое отношение к суфизму как поведенческой модели и ориентируется, прежде всего на правовую традицию. Четвертая модель, также суфийская, характеризуется большим акцентом на суфийской ритуальной практике. Все эти модели не вытесняли друг друга, а сосуществовали в определенные исторические периоды. Этот плюрализм моделей определял разнообразие поведенческих стереотипов дагестанских мусульман, которые определяли себя через соотнесение или приверженность к той или иной модели. Несмотря на различия в этих поведенческих моделях, каждая из них по-своему определяет, что значит быть идеальным мусульманином.


Шамиль Шихалиевич Шихалиев

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: shihaliev74@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3322-0256
https://ihaednc.academia.edu/%D0%A8%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Россия

Звание, должность: кандидат исторических наук, заведующий сектором восточных рукописей, ведущий научный сотрудник отдела востоковедения

 

Научные интересы: Арабская рукописная книга, кодикология, мусульманское право, суфизм, исламоведение. мусульманское реформаторство.

  • 1. Шихсаидов А.Р., Омаров Х.А., Гаджиева Д.Х., Алибекова П.М. Каталог арабских рукописей научной библиотеки ДГУ. Махачкала: Народы Дагестана, 2004.
  • 2. Наврузов А.Р., Шихсаидов А.Р., Шехмагомедов М.Г., Маламагомедов М.Г., Ханмурзаев И.И., Шихалиев Ш.Ш., Османова М.Н., Магомедова З.А. Каталог арабских рукописей и старопечатных книгЖ коллекция Усмана-хаджи из Келеба. Махачкала: Алеф, 2019.
  • 3. Herman Paul, “Introduction,” Scholarly Personae in the History of Orientalism, 1870-1930, ed. Christiaan Engberts and Herman Paul (Leiden: Brill, 2019)
  • 4. Zulkarnain A. Hatta, “The Sufic Paradigm for Stress Management and its Contribution to a Model of Social Work Practice,” Asian Social Work and Policy Review 3, (2009), 113–121.
  • 5. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе (Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» XI-XII вв.) М.: Восточная литература, 2003.
  • 6. Shamil Shikhaliev, “Taqlid and Ijtihad over the Centuries: The Debates on Islamic Legal Theory in Daghestan, 1700s – 1920s,” Paolo Sartori, Danielle Ross (eds), Shari‘a in the Russian Empire. The Reach and Limits of Islamic Law in Central Eurasia, 1550-1917. (Edinburg University Press, 2020), 239-280.
  • 7. Хисматулин А.А. Сочинения имама ал-Газали. Серия: Назидательная литература эпохи Салджукидов на персидском языке: оригиналы и подделки. СПб.6 Петербургское востоковедение; М.: Садра, 2016.
  • 8. Хисматулин А.А. Пособия имама Мухаммада ал-Газали для студентов // Минбар. Исламские исследования, № 11 (1), 2018, 119-125.
  • 9. Justin Parrott, “Al-Ghazali and the Golden Rule: Ethics of Reciprocity in the Works of a Muslim Sage,” Journal of Religious and Theological Information, 16:2, (2017), 68-78.
  • 10. Hamid Reza Alavi, “Al-Ghazali in Moral Education,” Journal of Moral Education, 36:3, 309-319.
  • 11. Yasen Mohamed, “The Ethics of Education: al-Isfahani’s al-Dhari‘a as a Source of Inspiration for al-Ghazali’s Mizan al-‘Amal,” The Muslim World, 101, (2011), 633-357.
  • 12. Muhamed Ahmed Sherif, Ghazali’s Theory of Virtue. (State University of New York Press, 1975).
  • 13. Stefan Reichmuth, The World of Murtada al-Zabidi (1732-91): Life, Networks and Writings. (Oxford: Gibb Memorial Trust, 2009).
  • 14. Abu Hamid Muhammad b. Muhammad al-Ghazali, Bidaya al-hidaya. (Beirut: Dar al-minhadzh, 2004).
  • 15. Muhammad Abul Quasem, “Al-Ghazali’s rejection of Philosophic Ethic,” Islamic Studies, 13: 2, (1974), 111-127.
  • 16. Закарияев З.Ш. Средневековый дагестанский суфий Шейх Амир ал-Мишлиши и его зиярат в селении Мишлеш // Исламоведение, № 3 (9), 2011, 105-111.
  • 17. Закарияев З.Ш. Новые данные арабоязычных эпиграфических памятников по истории суфизма в Дагестане // Исламоведение, № 4 (14), 2012, 97-102.
  • 18. Айтберов Т.М. Эпитафии шейхов Сафавийа и Сухравардийа в Дагестане: к истории ирано-дагестанских связей XV в. // Аликберов А.К., Бобровников В.О. (сост.). Дагестан и Мусульманский Восток. М.: Марджани, 2010, 179-188.
  • 19. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI – XVII вв) // Исламоведение, № 8 (1), 2017, 70-81.
  • 20. John J. Curry, The Transformation of Muslim Mystical Thought in the Ottoman Empier. The Rise of the Halveti Order, 1350-1650. (Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010)
  • 21. Saude, Hamka, Kasmiati, “Tracing the Khalwatiyah Order in the Tolitoli Regency Central Sulawesi,” Jurnal Kajian Islam dan Budaya, 19: 1, (2021), 101-119.
  • 22. J. Spencer Trimingham, The Sufi Orders in Islam. (Oxford University Press, 1998).
  • 23. Shihab al-Din ‘Umar b. Muhammad al-Suhrawardi, ‘Awarif al-ma‘arif. (Cairo: Maktaba al-saqafa al-diniyya, 2006).
  • 24. Matthew Melvin-Koushki, “Is (Islamic) Occult Sciences Sciences?” Theology and Sciences, 18:2, 303-324.
  • 25. James Muhammad Dawud Currie, “Kadizadeli Ottoman Scholarship, Muhammad Ibn ‘Abd al-Wahhab, and the Rise of the Saudi State,” Journal of Islamic Studies, 26:3 (2015), 265-288;
  • 26. Michael Kemper, Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889. Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft (Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1998), 147-170.
  • 27. Мусаев М.А. Материалы к биографии Мухаммада, сына Мусы ал-Кудуки // Вестник Института истории, археологии и этнографии. № 3, 2014, 61-70.
  • 28. Michael Kemper, Shamil Shikhaliev, “Qadimism and Jadidism in Twentieth-Century Daghestan,” Asiatische Studien - Études Asiatiques, 69: 3, (2015), 593–624.
  • 29. Vladimir O. Bobrovnikov, Amir R. Navruzov, Shamil Sh. Shikhaliev, “Islamic Education in Soviet and post-Soviet Daghestan,” Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth (eds), Islamic Education in the Soviet Union and its Successor States (London and New York: Routledge, 2010), 107-167.
  • 30. Muhammad b. ‘Ali al-Shawkani, Al-Badr al-tali‘ bi mahasin man ba‘d al-qarn al-sabi‘. (Cairo: Dar al-kitab al-islamiyya, 1348/ 1930).
  • 31. Hasan b. Muhammad Hilmi al-Qahi, Wasa’il al-murid wa rasa’il al-ustadh al-farid. (Makhachkala, 2011).
  • 32. Hasan-afandi al-Alqadari, Jirab al-Mamnun. (Temir-khan Shura: al-Matba‘a al-islamiyya li Muhammad Mirza Mawrayuf, 1912).
  • 33. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. Фикх и мусульманский обычай в российском Дагестане: источники и исследования. СПб.: Президентская библиотека, 2017).
  • 34. Michael Kemper, “Khālidiyya Networks in Daghestan and the Question of Jihād,” Die Welt des Islams 42, 1 (2002), 41-71.
  • 35. Shamil Shikhaliev, “Sufi Practices and Muslim Identities in Naqshibandi and Shadhili Lodges in Northern Daghestan,” Islam and Sufism in Daghestan, edited by Moshe Gammer. (Helsinki, 2009), 43-56.
  • 36. Shamil Shikhaliev, Sufische Bildung in Dagestan, Repression, Anpassung, Neuorientierung. Studien zum Islam in der in der Sowjetunion und dem postsowjetischen Raum, ed. Raoul Motika, Michael Kemper, Anke von Kuegelgen, (Berlin: Dr. Ludwig Reichert Verlag, Wiesbaden, 2013), 141-168.
  • 37. Michael Kemper, Shamil Shikhaliev, “Kunta-hajji,” The Encyclopaedia of Islam Three, ed. by Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, and Everett Rowson. (Leiden – Boston: Brill), 2020, 118-121.
  • 38. Шихалиев Ш.Ш. Дагестанская суфийская литература XIX – начала ХХ веков // Исламоведение, № 2, 2009, 75-91.
  • 39. Jamal al-Din al-Ghazighumuqi, Adab al-mardiyya fi tariqat al-Naqshbandiyya, (Temir-khan Shura: al-Matba‘a al-islamiyya li Muhammad Mirza Mawrayuf, 1907).
  • 40. Hasan b. Muhammad Hilmi al-Qahi, Tanbih al-salikin ila ghurur al-mutashayyikhin (Makhachkala: Dar al-risala, 2010).
  • 41. Hasan b. Muhammad Hilmi al-Qahi,, Buruj al-mushayyada bi al-nusus al-mu’ayyada (Makhachkala: Dar al-risala, 2011).
  • 42. Hasan b. Muhammad al-Qahi, Talkhis al-ma‘arif fi targhib Muhammad ‘Arif (Damascus: Dar al-Nu‘man li-l-‘ulum, 1998).
  • 43. Сибгатуллина А.Т. Человек на минбаре. Образ мусульманского лидера в татарской и турецкой литературах (конец XIX – первая треть ХХ вв.) М.: Садра, 2018.

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (English) - 0

PlumX


© Шихалиев Ш.Ш., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.