ДЖИЗЙА В ВОСТОЧНОМ ЗАКАВКАЗЬЕ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
- Авторы: Костикян К.П., Степанян Г.С., Товмасян А.А.
- Выпуск: Том 20, № 2 (2024)
- Страницы: 246-259
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/17073
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH202246-259
Аннотация
Основной целью статьи является всестороннее изучение джизйи, подушной подати, взимаемой с немусульманского населения Восточного Закавказья в XVII – первой половине XIX вв., в период нахождения региона под властью иранских государств Сефевидов и Надир-шаха, затем местных ханов до и после их перехода под власть Российского государства. Эмпирический анализ данных источников, проведенный вместе с изучением научного материала по тематике, взят в качестве методологической основы для данной работы. Сведения источников использованы в статье методом сравнительно-исторического изучения информации источников. В статье рассматриваются данные источников о размере джизйи в период господства шахов Сефевидской династии и Надир-шаха над Восточным Закавказьем. Информация о подушной подати, взимаемой с иноверцев на территориях мусульманских ханств, образованных в регионе после падения власти Надир-шаха, позволяет утверждать, что взимание джизйи продолжалось во второй половине XVIII в., а в Шекинском ханстве – и после перехода под власть Российского государства до середины XIX в. В результате исследования размера подушной подати на разных этапах данного периода, наблюдается его значительное увеличение во второй половине XVIII в. на территории Шекинского ханства. Увеличение размера джизйи, переименованной в этом ханстве в «абришом-и дин» (перс. шелк за веру) и «ипак дини» или «дин ипаки» (тур. шелк за веру), в данном ханстве, являлось одним из проявлений религиозной нетерпимости местного Хаджи-Челеби хана к христианам, ставшей причиной для принятия мусульманства многими из них. На основе данных документов, рассмотренных в статье, можно утверждать о тяжелой налоговой политике, проводимой в отношении армян и удинов Шекинского ханства и после его перехода под власть Российского государства вплоть до середины XIX века.
Ключевые слова
Введение
Анонимный грузинский автор XVIII в. сообщает о наличии значительного числа грузин и армян, живущих под властью Хаджи Челеби хана Шекинского, которые, однако, «предпочитают скрывать свою веру» [1, с. 154]. Сведения же армянских авторов XIX в. утверждают об интенсивной исламизации христианского населения Восточного Закавказья в XVIII–XIX вв. Число исламизированных армян к концу XIX в., согласно их данным, достигало 14000–15480 семей [2, с. 368; 3, с. 148] и около 100000 душ [4, с. 193].
Эти сведения и данные побудили нас исследовать причины утаивания христианской веры и обстоятельства, сложившиеся в Восточном Закавказье, повлиявшие на социально-экономическое положение христиан, а также склонившие их к принятию ислама. Такими обстоятельствами могли быть налоги, в особенности, джизйа, или ее измененные варианты, которые взимались только с христиан и в зависимости от размера могли повлиять на их положение и стимулировать принятие ими ислама.
Джизйа – подушная подать, взимаемая с членов немусульманских общин монотеистических верований (иудеи, христиане, а также зороастрийцы), находившихся под защитой (аз-зимма) арабских мусульманских завоевателей [5]. Джизйа взималась в большей части мусульманского мира разным образом в зависимости от местных экономических условий, времени и географических особенностей.
Теологическое обоснование для взимания джизйи есть в Коране (9:29), где отказ от принятия ислама допустим только в случае уплаты подушной подати, которая является и отличительным налогом, и платой за защиту [5]. Подушную подать должны были платить зрелые свободные мужчины, от нее освобождались дети, женщины, старики, нищие и немощные. Размер джизйи варьировался в зависимости от места и времени [6, с. 548]. Выплата джизйи была обязательным условием мирного проживания всех иноверцев, имевших юридический статус зиммия, в мусульманских государствах [7, с. 435]. Существование данного налога определяло неравноправное социально-экономическое положение христиан в мусульманском государстве и способствовало принятию ими ислама.
Изучение вопроса о джизйе в Восточном Закавказье в XVII–XVIII вв. тесно связано с общими установками, относящимися к подушной подати с иноверцев в Иране. Территория Восточного Закавказья, начиная с 1538 г., входила в состав Сефевидского государства, а после падения власти Сефевидов на короткое время была подчинена власти Надир-шаха Афшара (1736–1747).
В связи с колониальной политикой некоторых европейских государств на Востоке, а также с укреплением торгово-экономических связей Ирана с государствами Европы усилился интерес европейских правителей и главы католической церкви к внутренним социально-экономическим и этноконфессиональным реалиям Сефевидского Ирана. С целью ознакомления с ними в государство Сефевидов отправляются посланники и путешественники, которые изучают Иран и сопредельные страны, составляя свои путевые заметки и описания иранского общества, истории и культуры. По интересующей нас тематике ценную информацию содержат работы Антония Дженкинсона, Адама Олеария, Рафаэля дю Мана, Энгельберта Кемпфера, Филиппа де Авриля и т.д,
Многие проблемы истории христианского населения Восточного Закавказья наиболее детально и объективно отражены в трудах армянских авторов Закарии Агулисского, Есаи Хасан-Джалаляна, Абраама Кретаци, Саркиса Джалаляна.
Для истории Восточного Закавказья во второй половине XVIII в. исключительную важность представляют сведения русских первоисточников. По вопросам, связанным с налогообложением христианского населения, есть информация в работах академика Самуила Гмелина и некоторых участников (П. Буткова, И. Дренякина, Ф. Симоновича и т.д.) военной компании 1796 г. под командованием графа В. Зубова.
Документальные источники, в частности, шахские указы данного периода, дают четкую информацию об официальном размере джизйи. Корреспонденция же на персидском, армянском и русском языках между представителями царских властей и местного населения дополняет информацию о подушной подати в первой половине XIX в.
Информация названных источников о джизйе уже частично изучена и использована исследователями. Однако существует также немало неиспользованных данных, в которых, хотя и отсутствует название налога «джизйи» как такового, но есть другое название, связанное с верой, – «абришом-и дин» (перс. – шёлк за веру), «ипак дини», «дин ипаки» (тур. – шёлк за веру), или же прямое указание источников на его характерную особенность: взимание подушной подати только с немусульманского населения.
Джизйа, как подушная подать, всесторонне исследована в некоторых трудах советских ученых. А.Д. Папазян, И.П. Петрушевский, А.П. Новосельцев, М.Р. Арунова и К.З. Ашрафян подробно анализируют этот вопрос в своих работах, посвященных социально-экономической истории Ирана и Закавказья. Зарубежные историки (В. Флор, Б. Фрагнер, В. Морен и т.д.), для изучения данного вопроса пользуются в основном описаниями и данными европейских путешественников и миссионеров, а также нередко в своих исследованиях опираются на результаты и заключения вышеназванных советских востоковедов.
Данные русских источников о подушной подати, взимаемой с армян, выявлены и детально использованы Г. Мхитарян для воссоздания этнорелигиозной картины и истории армян в Восточном Закавказье во второй половине XVIII в. [8].
Информация документальных источников о тяжелом налогообложении некоторых христианских селений Шекинской провинции частично исследована П. Чобаняном в ходе анализа сведений Георгия Авалишвили о видном армянском общественном деятеле Арутюне Араратском [9, с. 131–136].
С применением сравнительно-исторического метода в статье проводится детальный анализ сведений источников о взимании и размере подушной подати с иноверцев в Восточном Закавказье в XVII – первой половине XIX в. В работе с критическим подходом использованы также исследования, касающиеся данного вопроса.
Христиане Восточного Закавказья
Христианство Армянской Апостольской Церкви было официальной религией Албанского царства, начиная с IV в. Албанская церковь, находящаяся в зависимости от Армянской Апостольской церкви, объединяла армян и албанцев Восточного Закавказья и пыталась защищать права местных христиан, живущих под властью мусульманских правителей.
Влияние Армянской Апостольской Церкви в регионе, усиленное использованием армянского языка в качестве официального языка Албанской Церкви, а также большим количеством армян, эмигрировавших на территорию Восточного Закавказья после падения Армянского царства (XI в.), играло важную роль в жизни и в этноконфессиональном самосознании местных христиан.
Территория Гянджи-Карабаха была одной из областей, наиболее густонаселенных армянами [10, с. 249, 251–252]. Большое число христиан жило на территории Ширванского вилайета, включающего область Шеки. Значительную часть местного христианского населения данной области составляли удины. Удинский язык, сохранившийся до второй половины XX в. среди жителей селений Ниж и Варташен, принадлежит к группе лезгинских языков Восточно-Кавказской языковой семьи [11, с. 208].
Путешественники XVI–XVII вв. указывают на наличие большого количества армянского населения в городе Шемахе. Антоний Дженкинсон, посетивший Шемаху во второй половине XVI в., утверждает, что «теперь он в большом упадке и населен главным образом армянами» [12, с. 205]. После него Адам Олеарий в 1638 г. указывает на наличие большой группы армян в городе, а также о том, что они составляют большую часть пехоты местного хана [13, с. 526]. Позднее французский иезуит Филипп де Авриль, посетивший город в 1686 г., говорит о 30000 армян, составляющих большинство всего населения города, насчитывающего от 50000 до 60000 душ [14, с. 75–76].
Основываясь на численности войска (10000), которое, как предположил Исраел Ори, могло быть собрано с местного христианского населения для участия в освободительном движении, исследователь А. Айвазян подсчитывает всего 100000 армян (т.е. христиан армянского вероисповедания К.К.) в провинции Ширвана в конце XVII в. [15, с. 63].
Джизйа в Сефевидском Иране, включающем области Восточного Закавказья
С 1538 г. до начала XVIII в. территория Восточного Закавказья, включённая в состав Сефевидского государства Ирана [9, с. 245], составляла части административных единиц (беглербегств) Ширвана и Ганджи-Карабаха.
В первой половине XVII в., по данным Адама Олеария, армяне Ирана платили подушную подать в размере 2 рейхсталеров, равной 8 аббаси [13, с. 180]. Если учесть, что 1 аббаси был равен 200 динарам [16], то размер подати составлял 1600 динаров. По данным Закарии Агулисского, в 1666 г. подушная подать, взимаемая с населения Агулиса, составляла 2500 динаров [17, с. 61]. Таким образом, размер подати увеличился примерно до 12 аббаси. Согласно этим данным, во второй половине XVII в. в Сефевидском государстве размер джизйи в денежном эквиваленте составлял от 8 до 12 аббаси в зависимости от места и времени ее взимания.
Во второй половине XVII в. официальный размер этого налога в золотом эквиваленте, согласно сведениям разных источников, не менялся. Рафаэль дю Ман в 1660 г. утверждает, что он был равен 1 мискалю (около 4,5 гр) золота [18, с. 46]. Официально тот же размер джизйи зафиксирован в указе шаха Сулеймана Сефевида, выданного еврейской общине в Гиляне в 1691 г. [19, с. 48]. Следовательно, разница выплачиваемой суммы была результатом инфляции денежных единиц, которая наблюдалась в Сефевидском государстве [20, с. 110, 134]. Финансовые чиновники высчитывали размер джизйи согласно курсу аббаси и динара, после чего назначали общую сумму на определенные христианские общины.
По наблюдению Виллема Флора, джизйа в Сефевидском государстве налагалась общей суммой на общины армян, иудеев и зороастрийцев и ее размер в течении XVII в. увеличивался. Учёный, также ссылаясь на информацию французских миссионеров Рафаэля Дю Мана и Сансона, отмечает рост джизйи и в золотом эквиваленте [21, с. 187–188]. Эта тенденция увеличения подушной подати особенно ощутима на примере Новой Джульфы. Известно, что в правление Шаха Аббаса джизйа была равна 180 туманам, к 1683 г. ее размер вырос до 580 туманов [6, c. 548–549]. По всей видимости, официальный размер, отмеченный в вышеназванном указе шаха Сулеймана, всё-таки нарушался его чиновниками, так как период характеризуется общим ослаблением центральной власти, ростом чиновничьего произвола и коррупции в Сефевидском государстве [22, c. 307].
Увеличенная часть, связанная также с инфляцией и обесцениванием монет, называлась термином «тафавут-е джизйа» (تفاوت جزیه – перс. разница джизйи). Как отмечает А. Папазян на основе изученных им документов, это надбавка на взимавшийся с иноверцев подушный налог раз в несколько лет добавлялась к джизйе после общей переписи населения в Сефевидском государстве, и «случалось, что разница была столь велика, что превышала основную сумму» [23, с. 234]. В эпоху Сефевидов джизйа и тафавут-е джизйа, взимаемые с определенного селения подсчитывались и записывалась в реестрах в общей сумме на имя данной общины. Джизйа и тафавут-е джизйа занимали важное место в бюджете Сефевидского государства, а общая сумма обоих налогов иногда составляла больше половины всех налогов, взимаемых с отдельных селений [23, с. 234–235].
Незадолго до падения Сефевидской власти в Закавказье, по свидетельству Есайи Хасан-Джалаляна, была проведена перепись населения, и размер налогов, в том числе и джизйи, вырос в три раза [24, с. 19].
Подушная подать, взимаемая за веру, иногда становилась причиной вероотступничества, особенно среди неимущих слоев населения. В частности, французский путешественник XVIII в. Турнефор утверждал, что в случае неуплаты налога армяне либо подвергались исламизации, либо порабощались [25, с. 301–302]. Вероотступничеству всячески старалась препятствовать Армянская Церковь, с этой целью иногда она сама платила за нуждающихся армян, или же поощряла имущих армян, чтобы те платили за неимущих. Этот факт зафиксировал Тавернье, который путешествовал на территории Восточной Армении и посещал Святой Престол и католикоса всех армян в Эчмиадзине [26, с. 11].
Данные источников о размере подушной подати в Восточном Закавказье в период правления
Надир-шаха и местных ханов
В 1725 г. после длительных боёв османским войскам удалось захватить Гянджу, а затем и территорию Шеки и Шемахи [27, c. 50]. В последующий период до военного наступления Надира в 1735 г. значительная часть Восточного Закавказья находилась под властью Османской империи.
Сведения источников о джизйе в Восточном Закавказье после падения власти Сефевидов рассмотрены в работе советского учёного И. Петрушевского, который, к сожалению, неправильно интерпретировал сведения армянского историка и католикоса Абраама Кретаци. Петрушевский говорит об отмене джизйи указом Надир-шаха [28, с. 283], тогда как и в армянском оригинале раннего издания1 и во французском переводе М. Броссе, на которое советский востоковед ссылается2, также, как и в последующем критическом издании данного источника3, речь идет о равном налогообложении армян и «кызылбашей» на территории Ереванского ханства, «за исключением джизйи». К тому же Петрушевский игнорирует другое сведение того же источника об урегулировании данного налога в Шемахе по просьбе местных армян [29, с. 65, 30, с. 309]. Ту же неверную трактовку сведений армянского автора, ссылаясь на Петрушевского, повторяют А. Новосельцев [32, с. 804], Н. Гёзалова [33, с. 227] и В. Флор [21, с. 189].
Согласно данным Абраама Кретаци, в 1736 г. по просьбе армян Шемахи он, являясь католикосом Эчмиадзина, обратился Надир-шаху с просьбой урегулировать взимание джизйи в Ширванской области. Соответственно, указом шаха размер джизйи был установлен «в прежнем размере, равном 3,5 курушу с семейного человека и 1,5 курушу – с холостых парней» [31, с. 254]. По некоторым данным, в середине XVIII в. 15 курушей были равны одному туману или 10,000 динаров [34, с. 141], из чего следует, что сумма джизйи указом Надир-шаха в Ширване была установлена в размере примерно 2300 динаров с женатого мужчины, и соответственно 1000 динаров – с неженатого. Просьба об урегулировании размера джизйи и установлении его в денежной единице Османской империи, вероятно, была связана с предыдущим периодом господства Османской империи в областях Ширвана и Гянджи [35, с. 30, 31]. По некоторым данным, размер джизйи в государстве Османов в 1743 г. составлял 11, 5,5, 2,75 курушей, в зависимости от имущественного состояния налогоплательщика [36]. Такая разница в размере джизйи, видимо, давала возможность чиновникам распределять размер джизйи по своему усмотрению и взимать ее в основном в больших размерах. Согласно данным налоговых реестров, составленных османскими властями для селения Вагаршапат, общие размеры налогов имели тенденцию к увеличению. Согласно реестру, составленному в 1725 г., общая сумма была равна 91515 акче, а по реестру 1728 г. – 211322 акче [37, с. 442, 443].
Следовательно, данные относительно джизйи в период правления Надир-шаха (1736–1747) в Закавказье дают некое представление и о предшествующем периоде.
По опубликованному в работе М.Р. Аруновой и К.З. Ашрафян указу Надир-шаха от 1739 г., джизйа была полностью снята на три года с армян, грузин, евреев, индийцев и представителей других народов [38, с. 77, 91]. Однако после данного периода чиновники возобновили взимание всех налогов, от которых народ был освобожден указом. Более того, понеся колоссальные потери во время Дагестанского похода (1741–1743), «Надир рассылал из своей ставки указы о взыскании старых недоимок и податей и за те годы, в течение которых часть населения была освобождена от их уплаты» [38, с. 99].
Надо также учесть, что власть афшаридского шаха в данном регионе была очень шаткой из-за частых восстаний, а в Шекинском ханстве она пала уже в 1743 г. в результате восстания Хаджи Челеби из рода Кара Кешиша, который затем стал ханом и правил до своей смерти в 1755 г. [39, с. 144].
Ввиду отсутствия прямого указания источников на взимание джизйи на территории ханств Восточного Закавказья Петрушевский предполагает, что оно «в некоторых ханствах прекратилось» [28, с. 284].
Однако анализ данных приведенных ниже источников, свидетельствует о том, что на территориях ханств Восточного Закавказья взимание подушной подати продолжалось с некоторыми изменениями не только в период существования ханств, но, в частности, Шекинской провинции и после перехода под власть Российского государства.
Социально-экономическое положение армян и других немусульман Восточного Закавказья в ханствах, образованных в регионе во второй половине XVIII в., ухудшилось. Налоги, налагаемые на них, выросли: они платили не только подушную подать, но и другие дани, чтобы освободиться от религиозного гнета и преследований [7, с. 31–32].
Помимо общих установленных налогов, женатые армяне Шемахи обязаны были платить хану «2 рубля и 40 копеек» в год, не состоящие в браке платили «1 рубль и 20 копеек», а юноши до 20 лет были освобождены от налогов [40, с. 96]. Размер подушной подати, выплачиваемой армянами и евреями Кубинского ханства в конце XVIII в., варьирует от 1 рубля до 2 рублей 10 копеек с женатого мужчины, с 55 копеек до 1 рублей 10 копеек с неженатых [7, с. 32].
Хотя авторы вышеописанных сведений не называют подушную подать джизйей, однако, установленная форма взимания налога: то есть наложение его только на армян мужского пола, разница в размере в зависимости от того состоит ли мужчина в браке или нет, освобождение от выплаты юношей, указывают на сходство с джизйей. Того же мнения придерживается и А. Новосельцев [32, с. 804].
Сведения документальных источников свидетельствуют о притеснениях христиан в Шекинском ханстве в период правления Хаджи-Челеби. Как указывалось ранее, армяне-христиане предпочитали скрывать свою религиозную принадлежность [1, с. 154]. По утверждению Макара Бархутареанца, в период правления Хаджи-Челеби христиане селений Вантам, Куткашен, Заргун, Бум, Хачмас, Патар, Вартанлу, Эрманит, Муханц, Орабан, Кюнгут, Заргун, Птез, Киш (Гис), Кохмух и Малыг Шекинского ханства были обращены в мусульманство [3, с. 147].
Имеется также сведение Саркиса Джалалянца (1819–1879), навестившего селения Шеки в середине XIX в., о том, что «жители Нижа согласились платить за свою веру двойной размер шелка, налагаемый на них Хаджи-Челебием, чтобы остаться христианами и до сих пор платят этот налог» [2, с. 381]. Из этого можно заключить, что джизйу в период правления Шекинского хана Хаджи Челеби христиане выплачивали шёлком, и эта подушная подать была настолько тяжёлой, что многие жители, а также целые селения, принимали ислам, чтобы освободиться от данного налога.
Из сведений Саркиса Джалалянца следует также, что подушную подать, выплачиваемую в двойном размере жителями Нижа, продолжали взимать и после перехода ханств под власть Российского государства, то есть до середины XIX в.
Эти факты подтверждаются источниками начала XIX в. Согласно им, подушная подать с христиан в Шекинском ханстве имела соответствующее название на персидском и тюркском языках: «абришом-е дин» (перс. – шелк за веру), «дин ипаки» или «ипак дини» (тюрк. – шелк за веру)4.
Сохранилось прошение жителей Нижа и Варташена, адресованное генералу И.В. Гудовичу от 1807 г., об освобождении их от подати «дин ипаг», взимаемой Джафар-Кули-ханом Шекинским (правил ханством в 1806-1814 гг.) [41, с. 429–430]. Генерал, в свою очередь, обратился к Джафар-Кули-хану с требованием прекратить взимание налога за веру с армян Шеки [41, с. 430–431]. Но, как видно из письма католикоса Ефрема, Джафар-Кули привел некие отговорки, в том числе и то, что «подать собирается не за богослужение», после чего И.В. Гудович более не настаивал на его прекращении [41, с. 534–535].
Свет на ход событий данного периода частично проливает другой документ, написанный на персидском языке жителями Нижа и Варташена5. Этот документ является клятвенным прошением принявших ислам 8 жителей тех селений. Они клялись, что при прежнем хане они приняли ислам, чтобы не выплачивать налог «абришом-е дин», между тем с них требуют его. Из данного документа следует, что хан прибег к хитрости, взимая подушную подать как с христиан, так и с мусульман названных селений, чтобы показать властям, что данный налог он требовал не за веру и что его взимание не противоречит христианской власти Российского государства.
По Кюракчайскому договору 1805 г., Шекинский хан был обязан ежегодно платить 7000 червонцев [44, с. 531]. Сверх этой суммы, которая и так была велика, Джафар-Кули, усердствуя в служении царской России, выплачивал еще 2000 червонцев. Об этом известно из переписки русского командования 1812 г., где указано, что с этого года сумма в размере 9000 червонцев была установлена как ежегодный налог, выплачиваемый ханом Шекинской провинции [44, с. 549–550].
Джафар-Кули-хан продолжал взимание данного налога и в 1814 г., из-за чего 300 жителей названных селений пришли в Тифлис, чтобы пожаловаться русским властям и требовать налогового облегчения. Но их окружили солдаты и, арестовав 25 из них, сослали на каторгу [8, с. 134]. Как сообщает П. Чобанян, Арутюн Араратян предпринял попытку облегчить участь, сосланных в каторгу крестьян и разрешить данную проблему, доложив русскому правительству о сложившейся ситуации в Шекинском ханстве [8, с. 134–136]. Его детальное письмо подробно описывает обстоятельства данного дела, где, в частности, сообщается, что Джафар-Кули, а после него занявший место хана его сын (Измаил-хан правил до 1819 г.) [45, с. 45], взимали с христиан налог за веру, несовместимую с христианской властью, ежегодно в размере «60 батманов»6 или «1440 фунтов»7, то есть примерно 590 кг шелка из трех селений Варташен, Ниж и Чалет8. Этот документ был составлен и представлен царскому правительству в 1815 г. [34, с. 135].
Всего четыре года спустя в описании Шекинской провинции эти селения отмечены среди татарских деревень, с которых взималось, однако, довольно большое количество шелка. Причиной для причисления этих селений к татарским, вероятно, послужила их языковая особенность: как было отмечено выше, селения Ниж и Варташен вплоть до конца XX в. были удинскими.
Данные о тяжелом налогообложении селений Чалет (Джалут), Варташен и Ниж, с жителей которых взималось значительное количество шелка, подтверждаются также данными описания Шекинской провинции, составленного в 1819 г. Согласно им, с Варташена взимали «окладного шелка 23 батмана, каждый батман по цене равной 160 рублю», с Джалута – «непременного сбора по 8 батманов» в общей сумме 1280 рублей (каждый батман по цене равной 160 рублю), то есть 16 батманов, с Нижа – «вместо малджахата … 36 батманов… коего цена батману 150 рублей» [48, с. 16, 36, 79]. Хотя в описании эти налоги не названы джизйей, но отмечено, что они не являются малджахатом – основным налогом, взимаемым с сельских общин за собственность.
Так как часть населения Варташена принадлежала Грузинской церкви, сведения о данном налоге сохранились в переписке грузинского духовенства, где раскрываются некоторые подробности данной проблемы, в частности относительно размера и тяжести этого налога.
В донесении протоиерея Цинамзгварова митрополиту Феофилакту от 16-го апреля 1821 г. говорится: «В числе прочих отяготительных налогов на христиан, находившихся в их подданстве, мусульманская власть Шекинского хана изобрела к искоренению христианской религии особую дань – так называемую дина пак (искаженный вариант тюркского названия «дин ипаки». – прим. Авт.). Сия дань была из всех податей самая величайшая и которую обязаны были давать ханам одни только христиане за дозволение им оставаться при своей религии, от чего имевшие хотя и достаточное состояние весьма часто доводимы были до крайней бедности, и наконець, не в силах будучи с каждого дыма платить каждогодно ханам по 20-ти фунтов (примерно 8 кг) шелку, по необходимости совращались в мухаммеданство … при нынешней Российской там власти снова начали взыскивать оную с христиан точно также, как и при прежней мухаммеданской власти» [49, с. 408].
Эти сведения и данные вписываются в общую картину, отражающую колониальную политику России в Восточном Закавказье первой половины XIX в. И. Петрушевский, характеризуя ее на основании документальных источниках периода, отмечает, что переход ханств Восточного Закавказья под власть Российского государства не внес большие перемены в их административной системе: «если даже ханства переименовывались в провинции, а во главе их стояли русские провинциальные коменданты, главнокомандующий Закавказьем предписывал управлять по прежним ханским обычаям, не меняя прежнего образа управления» [50, с. 9]. Позднее, В. Тунян, исследуя административно-экономическую политику Российской империи, заключает, что центральная власть старалась воздерживаться от резких перемен в Закавказье, вследствие чего финансовая система оставалась «без изменений для усиления русской ориентации масс» [51, c. 143].
У нас нет данных о взимании этого налога во второй половине XIX в. и, следовательно, можно предположить, что взимание подушной подати с христиан прекратилось в период управления графа М.С. Воронцова как наместника Кавказа (1844–1853 гг.).
Заключение
Достоверные данные источников позволяют утверждать, что подушная подать или джизйа взималась с христианского населения Восточного Закавказья как в период господства иранских государств Сефевидов и Надир-шаха, так и после падения иранской власти, в период существования полузависимых ханств на его территории. В результате исследования обнаруживаются неточности и неверные интерпретации источников некоторыми исследователями, которые повлияли на дальнейшее понимание вопроса.
Положение христианского населения особенно ухудшилось на территории Шекинского ханства в период правления Хаджи Челеби хана, который увеличил подушную подать, выплачиваемую шёлком местными христианами. Эта тяжелая подать, именуемая «абришом-и дин», «ипак дини» или «дин ипаки», была одним из проявлений религиозной нетерпимости и фактором, стимулирующим исламизацию местных христиан. Этот налог выплачивали жители селений Ниж, Варташен и Чалет и после перехода ханства под власть Российского государства до середины XIX в. Власти России предпочитали не вмешиваться в дела ханства, довольствуясь взиманием больших налогов и поддерживали местные власти в борьбе с недовольными налогоплательщиками.
Благодарность. Исследование выполнено в рамках гранта Комитета науки Республики Армения 21T-6A163 «Этнополитические проблемы в Восточном Закавказье в XVIII−XIX веках».
Acknowledgement. The study was carried out within the framework of the grant of the Committee of Science of the Republic of Armenia 21T-6A163 “Ethnopolitical problems in Eastern Transcaucasia in the 18th-19th centuries”.
1. «և բաց ճիզիէյէն, զամենայն հարկս դիւանին հաւասար տայցեն․․․զկէսն Հայք և զկէսն Ղզլպաշք» (кроме джизйи все налоги платят поровну․․․половину армяне, половину кызылбаши) [29, с. 24].
2. «A part le djizie les impots royaux de toute nature seront payes par parts egales, une moitie par les Armeniens, une moitie par les Persans» (кроме джизйи все налоги платят поровну․․․половину армяне, половину персы) [30, с. 278].
3. «И пусть … все налоги дивана, за исключением джизьи, половину платят армяне, а другую половину кызылбаши» [31, с. 211].
4. Эти названия иногда с некоторым искажением (например «дина пак») встречаются в разных источниках периода. См.: Матенадаран. Архив католикосата. П. 1ж. Д. 1526; П. 27. Д. 41 [41, с. 429–430].
5. Клятвенное прошение исламизированных армян Нижа и Варташена // Матенадаран. Архив католикосата. Ф. 1ж. Д. 1526. Этот документ опубликован [42, с. 38–45].
6. Батман – «старинная азиатская весовая единица, допущенная русскими царями к употреблению в инородческих местностях России» … начиная с XVI века. На Кавказе его размер варьировал от 12 до 32 фунтов [45, с. 178]. В данном случае один батман соответствует 24 фунтам.
7. Российский фунт в XVIII–XIX вв. был равен 409,512 граммам [46, с. 881].
8. Матенадаран. Архив католикосата. Ф. 27. Д. 41.
Кристине Петро Костикян
Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран), Ереван, Армения Институт востоковедения, НАН РА, Ереван, Армения Ереванский государственный университет, Ереван, Армения Российско-Армянский университет, Ереван, Армения
Автор, ответственный за переписку.
Email: kr.kostikyan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4421-7220
Армения
д.и.н., старший научный сотрудник, профессор
Геворг Срапионович Степанян
Институт Истории, НАН Армения
Email: sasun-07@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-7536-6777
Армения
д.и.н. старший научный сотрудниик
Анаит Араиковна Товмасян
Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран)
Email: anahittovmasyan@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-1040-9374
Армения
младший научный сотрудник
- 1. Меликсет-Бек Л.М. Грузинские источники об Армении и армянах. Т. III. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1955. – 346 с. (на арм. яз.)
- 2. Саркис Джалалянц. Путешествие в Великую Армению. Т. 2. Тифлис: Тип. Дух. школы Нерсисяна, 1858. – 517 с. (на арм. яз.)
- 3. Макар Бархутареанц. Страна Агванк и соседи. Арцах, Ереван: Изд. Гандзасар, 1999. – 416 с. (на арм. яз.)
- 4. Газар Иофсепян. Армяне-мусульмане Нухинской губернии // Луйс, иллюстрированный журнал, ред. Е. Топчяна. 1905. С. 192–200. (на арм. яз.)
- 5. Moreen V.B. Jezya // Encyclopædia Iranica. Vol. XIV/6. P. 643–645. Available online at http://www.iranicaonline.org/articles/jezya (accessed on 20 November 2023).
- 6. Fragner B.G. Social and Internal Economic Affairs // The Cambridge History of Iran. Vol. VI. edited by P. Jackson. Cambridge-London-New York, Cambridge University Press, 1986. P. 491–568.
- 7. Savory RM. Relations between the Safavid State and its Non-Muslim Minorities // Islam and Christian-Muslim Relations. 2003. №14 (4). P. 435–458.
- 8. Мхитарян Г.Ж. Армяне в этноландшафте Восточного Закавказья во второй половине XVIII века // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18. № 1. С. 26–38. DOI: https://doi.org/10.32653/CH18126-38
- 9. Чобанян П.А. Путевые записки грузинских авторов и их сведения об армянах. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1981. – 200 с. (на арм. яз.)
- 10. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века. Сборник документов. Т. 2. Ч. II. / П. Арутюнян, С. А. Тер-Авакимова. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1967, – 420 с.
- 11. Gippert J.G. Relative Clauses in Vartashen Udi Preliminary Remarks // Iran and the Caucasus. Vol. 15. Brill, 2011. P. 207–230.
- 12. Антоний Дженкинсон. Путешествие в Персию (1561–1564 гг.) // Английские путешественники в Московском государстве, в XVIII–XIX вв. Ленинград: Тип. ОГИЗа РСФСР треста «ПолиграфКнига», 1937. С. 193–215.
- 13. Адам Олеарий. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием / Перевод П. Барсов. М.: Изд. Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1870. – 1174 с.
- 14. Philippe Avril. Travels into Divers Parts of Europe and Asia, undertaken by the French King’s order to discover a new way by land into China. London: Printed for Tim/ Goodwin, 1693. – 369 p.
- 15. Айвазян А.М. Демография Восточного армянства в XVII–XVIII веках и численный состав армянского войска в 1720-х годах. Ереван: НТ Холдинг, 2022. – 664. (на арм. яз.)
- 16. Avery P.W., Fragner B.G., Simmons J.B. Abbāsī // Encyclopædia Iranica, an updated version available online at ABBĀSĪ – Encyclopaedia Iranica (iranicaonline.org) (accessed on March 7, 2023).
- 17. Дневник Закария Акулисского. Ереван: Изд. Армфана, 1939. – 160 с.
- 18. Raphael Du Mans. L’estat de la Perse en 1660. Publié avec notes et appendice par Ch. Schefer. Paris, 28 Rue Bonaparte, 28, 1890. – 464 p.
- 19. Зайцев И.В., Костикян К.П. Указ сефевидского шаха Сулеймана еврейской общине Гиляна из собрания Государственной публичной исторической библиотеки в Москве // Ирано-славика. № 2 (22). М., 2010. С. 48–49
- 20. Matthee R.P., Floor W.M., Clawson P.L. The Monetary History of Iran from the Safavids to the Qajar’s. London, I.B. Tauris & Co Ltd, 2013. – 374 p.
- 21. Floor W.M. A Fiscal History of Iran in the Safavid and Qajar Periods, 1500-1925. New York: Bibliotheca Persica Press, 1999. – 526.
- 22. Roemer H.R. Safavid Period // The Cambridge History of Iran. Vol. VI, edited by P. Jackson. Cambridge-London-New York: Cambridge University Press, 1986. P. 189–351
- 23. Папазян А.Д. Аграрные отношения в Восточной Армении в XVI–XVII веках. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1972. – 302 с.
- 24. Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702–1722). Баку: Изд. “Элм”, 1989. – 48 c.
- 25. Tournefort, Joseph Pitton. A Voyage into the Levant Performed by Command of the Late French King. Vol. 3. London: Printed for D. Browne, A. Bell, J. Darby [and 8 others], 1741. – 404 p.
- 26. Tavernier, Jean-Baptiste. The Six Voyages of John Baptista Tavernier. London: William Godbid, 1678. – 658 p.
- 27. Абдурахманов А.А. Азербайджан во взаимоотношениях России, Турции и Ирана. Баку: изд. АН АзССР, 1964. – 100 с.
- 28. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX в. Ленинград: изд. Ленинградского гос. университета им. А. А. Жданова, 1949. – 383 с.
- 29. Абраам Кретаци. Повествование. Вагаршапат: Тип. Эчмиадзинского монастыря, 1870. – 130 с. (на арм. яз.)
- 30. Brosset M.F. Collection d’Historiens Armeniens, Mon Histoire et celle de Nadir, chah de Perse, par Abraham de Crete, catholicos (259-338). T. II. S.-Petersbourg: Imprimerie de L’Academie Imperieale de Sciences, 1876. – 358 p.
- 31. Абраам Кретаци. Повествование, крит. текст, перев. на русс. яз., предисл. и коммент. Н. К. Корганяна. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1973. – 314 с.
- 32. Новосельцев А.П. Города Азербайджана и Восточной Армении XVII–XVIII вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2021 год: Восточная Европа и мир ислама. К юбилею Татьяны Михайловны Калининой / Отв. ред. тома Б.Е. Рашковский, Е.А. Мельникова, Е.В. Литовских. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2021. С. 633–838
- 33. Гезалова Н.Р. Политика Надир Шаха Афшара в отношении армянской общины // Религия и Общество на Востоке. 2021. № 5. С. 220–242. doi: 10.31696/2542-1530-2021-5-220-242.
- 34. Иоаннисян А.Г. Очерки истории армянской освободительной мысли. Кн. 2. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1959. – 696 с. (на арм. яз.)
- 35. Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке – М., Наука, 1966. – 320 с.
- 36. İnalcik H.İ. Osmanlılarda Cizye, Türkiye Diyanet Vakfi İslâm Ansiklopedisi. Cilt 8. İstanbul, 1993. P. 45–48. Available online: CİZYE – TDV İslâm Ansiklopedisi (islamansiklopedisi.org.tr)
- 37. Папазян А.Д. Турецкие налоговые реестры села Вагаршапат 1725–1728 // Вестник Матенадарана. 1960. №. 5. С. 431–465 (на арм. яз.)
- 38. Арунова М.Р. Ашрафян К.З. Государство Надир шаха Афшара. М.: Изд. Восточной Литературы, 1958. – 284 c.
- 39. Karīm Āqa Fātiḥ. ‘Tārīkh-i khānāt-i Shakī’, Si risālah dar bāra-i Qafqāz, muqaddamah, taṣḥīḥ va yāddāshtha Ḥusayn Aḥmadī. Tihrān: Mū‘assasah-i muṭāli‘āt-i tārīkh-i mu‘āṣir-i Īrān, 1384. С. 131–152.
- 40. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. Ч. 3. СПб.: При Императорской Академии Наук, 1785. – 336 c.
- 41. Присоединение Восточной Армении к России. Сборник документов. Ред. Ц. Агаян. Т. I. Ереван: Изд. АН АССР, 1972. – 715 с.
- 42. Костикян К.П. Христиане Шеки и клятвенное прошение армян-удинов // Историко-филологический журнал. № 3. 2023. С. 30–45. (на арм. яз.) doi: 10.54503/0135-0536-2023.3-30.
- 43. Энциклопедический словарь / Ред. И.Е. Андреевский, К.К. Арсеньев, Ф.Ф. Петрушевский. Т. XXXVIIIА. С.-Петербург: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1903. 960 с.
- 44. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. V. Тифлис: Изд. Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1873. – 1187 с.
- 45. Исмаилов Э.Э. Ханы Хойские. Материалы к родословной и биографиям // Известия Азербайджанского историко-родословного общества. Вып. 4. 2003. С. 29–58.
- 46. Энциклопедический словарь / Ред. И.Е. Андреевский. Т. III. С.-Петербург: Семеновская Типо-Литография (И.А. Ефрона), 1891. – 484 с.
- 47. Энциклопедический словарь / Ред. И.Е. Андреевский. Т. XXXVIА. С.-Петербург: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1902. – 960 с.
- 48. Описание Шекинской провинции, составленное в 1819 году по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова ген.-майором Ахвердовым и ст. сов. Могилевским. Тифлис: Тип. Главного упр. Наместника Кавказа, 1866. – 98 с.
- 49. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. VI. Ч. I. Тифлис: Изд. Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1874. – 987 с.
- 50. Петрушевский И.П. Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане в 20–60-х гг. XIX в. Ч. I. М., Л.: Изд. АН СССР, 1936. – 463 с.
- 51. Тунян В.Г. Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье I половине XIX в. Ереван: Ав. изд., 2003. – 244 с.