ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛ. МАЧАДА В ДАГЕСТАНЕ)

Обложка

Аннотация


В статье на основе анализа археологических материалов, письменных источников и устной традиции проведена попытка воссоздания истории становления сельской общины Мачада в Нагорном Дагестане. В дагестанской историографии была распространена версия, согласно которой селение Мачада было основано в начале XVI в. Однако, за северным краем сел. Мачада, на большом крутом склоне горы находится могильник с каменными ящиками, датируемый VI–VIII вв. н.э. Таким образом, возникновение населенного пункта Мачада следует датировать как минимум VI в. н.э. Вместе с тем, в 1,5 км от Мачады расположено средневековое поселение Чолода, жители которого переселились в начале XVI в. в Мачаду. Сюда же переселились жители поселения, располагавшегося на северной окраине Мачады. Несмотря на сформировавшуюся в первой половине XVI в. сельскую общину, новое кладбище там было образовано с 1630-х гг. Таким образом, около 100 лет жители Мачады хоронили покойников на мусульманском кладбище Чолоды. Благодаря наличию большой площади сельхозугодий вокруг Мачады, они могли принять новых поселенцев. Самое крупное переселение, видимо, состоялось в XVI в. из Хунзаха, что привело к формированию одной из 4 родственных групп Мачады. Остальные три тухума сформировались за счет переселения в Мачаду жителей соседних тухумных поселений. К концу XVI в. произошло становление тухумной структуры, состоявшей из 4 тухумов – родственных групп, которые в дальнейшем стали принимать в свой состав более поздних переселенцев. Таким образом, применение ретроспективного метода позволяет ответить на основные вопросы, возникающие перед исследователями истории формирования сельской общины в Нагорном Дагестане.


Традиционный взгляд на методику исторических исследований предполагает при реконструкции исторических процессов комплексный подход: следование за данными, содержащимися в письменных источниках, подкрепляемых сведениями из устной традиции, а также смежных исторических дисциплин. Однако, на наш взгляд, при этом недооценивается возможность ретроспективного анализа, основанного на исследовании современных этнографических реалий, совмещенного с попыткой их экстраполяции на процессы, происходившие несколько веков назад.

Авторами была предпринята попытка использовать такого рода методику при классических исследованиях социальной истории и, в частности, процесса формирования сельских общин Дагестана в XVXVII вв. Ее использование, естественно, сопровождается широким привлечением всего спектра исторических источников, в т.ч. нарративных, археологических, этнографических, в том числе такого специфического характера, как устная история. В качестве примера авторами была выбрана сельская община Мачада, расположенная в центре горного Дагестана – в Гидатлинской долине. Выбор был обусловлен как наличием различных исторических источников, так и полевого материала1, который собран авторами в ходе историко-этнографических экспедиций, предпринятых в 2015–2019 гг.

Касаясь происхождения названия Мачада, укажем три возможные его этимологии. У гидатлинцев и кахибцев слово «родник» известно под двумя терминами – гIис и мачIал [2, с. 171]. Учитывая, что сел. Мачада расположено в месте, где много родников и маленьких озер, нельзя исключать то, что в корне названия МачIада лежит именно это слово (МачIалда  МачIада – «на роднике»). Вместе с тем, есть еще две возможные этимологии. Первая из них связана со словом мачIчIад – «скотина, откормленная на убой» [2 с. 250] и отсюда: мачIчIада – «на месте откорма скота». Наиболее распространена этимология, исходящая от слова мечI – «луг» [2, с. 253], соответственно МачIада – «на лугу».

В литературе уже высказывались суждения о времени образования Мачады. Х.-М. Хашаев и М.-С. Саидов, издавшие текст гидатлинских адатов в 1957 г., в связи с датировкой данного письменного памятника, писали, что «в тексте адатов не упоминается гидатлинское селение Мачада, которое образовалось в начале XVI в., а упоминается несуществующее ныне селение Чолода» [1, с. 3]. Таким образом, вышеуказанными авторами была высказана точка зрения, согласно которой Мачада стало новым поселением, основанным чолодинцами после принятия ислама.

Между тем, в тексте адатов указаны жители сел. Мачада, которые входили в состав земель, попавших под влияние некоего Кабтара, жившего в Чолода. Приводим ниже текст предания, записанного, судя по всему, во второй половине XVII в.: «Был человек по имени Шамхал, который жил в селении Цинаб, и другой человек, по имени Кабтар, который жил в селении Чолода. Шамхал имел шесть сыновей, а Кабтар только одного сына. Шамхал сказал
Кабтару: «Пришло время, когда нужно установить границы наших земель, выбери себе любую половину». Кабтар взял землю Мучудул (Муч
Iдул), Тлагал (Лъагъал), Ратлада (Ралъада) и земли, расположенные по Ратлубской речке. Остальные земли он оставил Шамхалу» [1, с. 7]. Недоразумение связано с тем, что название мачадинской общины во множественном числе – мучIдул переводится с аварского как «луга» или «сельхозугодия», что было переведено буквально и также истолковано.

Однако, помимо вышеуказанного возражения, против подобной точки зрения говорят и археологические материалы из окрестностей Мачады. За северным краем сел. Мачада, на большом крутом склоне горы, прорезанной дорогой, находится могильник с каменными ящиками. Памятник датируется VIVIII вв. н.э. [3, с. 194]. Таким образом, старое доисламское кладбище Мачады функционирует, начиная с VI в.

Наряду с поселением Мачада на территории, принадлежащей ныне мачадинцам, расположены остатки другого средневекового поселения – Чолода [3, с. 194], жители которого несколько веков назад участвовали в формировании этой сельской общины. Ю.В. Иванова пишет, что в Гидатле «весьма почитаемым местом считается Чолода-росо – место, где когда-то находилось древнее поселение Чолода, жители которого спустились со временем ниже и основали сел. Мачада. На старом месте остался лишь склеп Хаджи Удурата, легендарного проповедника ислама в Гидатле. Не исключено, что это позднейшее объяснение особого почитания источника, расположенного высоко на перевале, господствующем над всем Гидатлем. Сюда приходили молиться преимущественно женщины (без духовного лица), приносили с собой поджаренную муку и другие кушанья и делили их между собой» [5, с. 60].

Учитывая, что в гидатлинском диалекте аварского языка родник с бассейном, над которым построено помещение, называется чал, то уместно предположить, что название Чолода следует понимать «у родника с бассейном».
В 1 км ниже Чолоды расположен такой домик с родником, известный как ГIабдурахIманил чал (авар. – «Абдурахмана бассейн»), а в 500 м к западу от Чолоды расположен такой же бассейн с домиком, известный как Удуратил чал (авар. – «Удурата бассейн»). В соседнем батлухском говоре чал означает именно «бассейн, водоем» [2, с. 370].

Таким образом, приведенные данные позволяют нам сделать вывод, что к середине XV в. на территории, принадлежащей ныне общине сел. Мачада, существовало два стационарных поселения. Это поселение Мачада и поселение Чолода. До появления последнего на этих землях, на правобережье р. Авар-ор (Аварское Койсу), имелось три поселения – Нехьел’аСоло и ЧIурда.

Что касается поселения Чолода, если верить устной традиции, оно образовалось относительно недавно. Согласно сообщению Т. Магомедова (1927 г.р.), врагам удалось захватить и разрушить Соло путем обмана его жителей. Осаждавшие укрепленное поселение ночью сняли осаду и скрылись в неизвестном направлении. Однако оказалось, что они забили подковы лошадей задом
наперед (так называемый бродячий сюжетно-фабульный мотив) и скрылись в близлежащем лесу. После того, как жители Соло открыли утром обитые железом ворота своего укрепленного поселения, в него внезапно ворвались враги и сумели захватить село. Кабтар был убит, а жители Соло покинули его и скрылись в лесах и ущельях. Часть из них якобы навсегда ушла в Грузию. После ухода отряда завоевателей жители Соло уговорили своих соседей из ЧIурда и Нехьел’а создать объединенное поселение в надежном месте. Для этого по совету мудреца они ночью в ненастную погоду выпустили козла – вожака отары (гванзаб дегIен), который, по преданию, выбирает для своего ночлега надежное место. Отправившись утром на его поиски, они нашли козла на скальной гряде, где впоследствии и было основано селение Чолода.

Исходя из преданий, а также факта принадлежности этих хуторов в начале ХХ в. определенным фамилиям, в этих поселениях проживали предки двух из четырех тухумов сел. Мачада. В Соло жил основной род тлибила (тухума) Кабтарилал, в Чурда – род Салихилал (они же Хочолал), входящий в тлибил Кабтарилал, а в Нехьел’а – предки рода Гампилал (входят в тлибил Хундерилал). Наиболее крупным и влиятельным считалось поселение Соло, расположенное на скальном отроге на правобережье р. Авар-ор. Здесь, по преданию, на холме располагался замок (авар. – гьен) Кабтара, который чаще жил в башне (авар. си, гидатл. диал. со; возможно отсюда и название – Соло), построенной на холме в центре поселения.

Принимая во внимание расположение поселения Соло на границе с обществом Келеб, на традиционном пути из Грузии, и выполнение им роли северных «ворот» Гидатля (остальная его часть заслонена высокими скальными хребтами), не исключено, что имя его владельца (Кавтар, Кабтар) является, также как и имя Шамхал, сословным титулом. Понять его значение можно, если обратиться к аварской антропонимике, которая знает подобные имена личные: Кавулав (авар. – «охраняющий ворота»), Кавутар (авар. – «оставленный у ворот») и т.д. Таким образом, на наш взгляд, имя Кавтар следует этимологизировать как «обладатель ворот», в переносном смысле – «глава пограничного пункта пропуска» в Гидатль. Интересно, что в Хунзахе существовало подобное сословие, обладавшее большим влиянием и считавшееся военной элитой данной общины. Назывались они пажилал (от авар. паж – «хижина», в данном случае пограничный или наблюдательный пункт), за свою службу имели в собственности лучшие пахотные земли и обладали влиянием в Хунзахе. Не исключено, что в Гидатле подобную роль выполняли кавутары.

В социальной и духовной истории Мачады значительную роль играл религиозный фактор. Но следует заметить, что за северным краем сел. Мачада расположена распаханная терраса – место бывшего христианского храма, по преданию, разобранного местными жителями после принятия ислама [3, с. 194]. Гидатль является одним из регионов, в котором христианство в свое время пустило глубокие корни. Здесь, практически в каждом селении (Урада, Тидиб, Мачада, Хотода) обнаружены остатки церквей, христианские могильники, изображения крестов на камнях и т.д. [3, с. 194].

В XV в., по местным преданиям, в Гидатле было сильно культурное влияние Грузии, с которой они обменивались заложниками для гарантии соблюдения обеими сторонами мирного соглашения. Одним из гидатлинских заложников, отправленных в Кахети или Картли, оказался молодой человек из сел. Чолода по имени Удурат. В Грузии Удурат проявил большой интерес к наукам и ему удалось в поисках новых знаний отправиться на Ближний Восток, где он ознакомился с исламом и стал его последователем. Через определенное время он вернулся на родину. Путь его пролегал через Карах (ныне Чародинский район); переправившись через перевал Хиршихъ, он спустился к Тидибу и оттуда поднялся в Чолода. Чуть выше современной границы сел. Мачада он остановился у родника и после омовения стал совершать молитву. Здесь его обнаружил сельский старшина Чолоды. В преданиях сохранилось мусульманское его имя – Абдурахман. Он стал первым гидатлинцем, который принял ислам под воздействием проповеди Удурата. Это место поныне почитается гидатлинцами, здесь построен каменный домик, известный как Абдурахманил чал (авар. – «родник Абдурахмана»; чал – аналог арабского къулгIа). Согласно преданию, Абдурахман, будучи сельским старшиной и главой влиятельного рода, поддержал Удурата. Более того, благодаря его помощи, принятие ислама чолодинцами прошло довольно быстро и без особого сопротивления [4].

Стоит отметить и относительно позднее приобщение населения Гидатля к исламу (1475 г.) [4], что позволило дольше сохраниться христианству и, соответственно, письменной традиции на основе грузинского алфавита.

В то же время в сел. Мачада продолжал функционировать христианский храм, а его жители не желали принять религию соседнего селения. Но чолодинцам удалось убедить своих соседей принять ислам. На наш взгляд, вскоре сами чолодинцы переселились в Мачада, разобрали христианский храм и способствовали более глубокому проникновению ислама в жизнь мачадинцев. После переселения было заброшено старое, христианское кладбище в местности ХIабза’а (авар. – «на кладбище») за северной окраиной сел. Мачада. Видимо, произошло и небольшое смещение жилой части поселения, поскольку в 200 м от местности Хабза’а расположен новый квартал Мачады, носящий прозрачное название Росохъ (авар. – «у селения»). Новый центр Мачады стал располагаться в 300–400 метрах к югу старого места. Здесь была построена мечеть, а еще южнее, выше по склону, было положено начало новому, мусульманскому, кладбищу.

Таким образом, в XVII в. Мачада стала относительно крупной общиной Гидатля, состоящей из 4 тлибилов:

1.Кабтарилал. Включает роды: ЦIихIил-ХIусенилалГIисал-ХIасанилалХIанапиялСалихIилал (Хочолал).

2.Хундерилал. Включает роды: ГIандиялал (считаются потомками Удурата; название происходит от ГIандри); ХIурайилалГампилал (первые три рода – коренные), ГIарабиял (выходцы из Караха), ХIадулал (выходцы из Караха; их представитель алим Багужалав умер в 1770 г.), Танкалал (из Караха), КIомпIолал (переселились из Хунзаха в XVI в.; по преданиям здесь поселилась родня отца шайха Мухаммада ал-Мачади, умершего в 1637 г.).

3.ГIемерилал. Включает роды: ГирайлалНагизалКIубелал (ХIасанилал), МурадилалГIонжолалХIасайилал (выходцы из сел. Годобери; из этого рода происходит известный алим Хадис, умерший в 1770 г.), Дарбишал (из сел. Мазада, расположенного в ущелье Ташал, ныне Тляратинского района), Тикилал (из Гоора?), Ахайилал.

4.Чаткинал. Включает роды: Мирзалал (владельцы знаменитого дома Якуповых – памятника архитектуры XVI в.), ХIералБуравалГIантулалМалачилалИнквачалКьабучIалал.

Учитывая квартальное деление и устную традицию, мы склонны считать, что в Мачаде изначально жили предки тлибила Чаткинал (авар. чаткин – вид местной сосны, который отличается более темным цветом коры и извилистой кроной большей толщины), которых за их приверженность христианству называли также Гергилал (авар. – «Георгиевы», опосредованно – «грузины»). Вместе с тем, Чаткинал были в Мачаде влиятельным тухумом, им принадлежали обширные земельные участки.

При анализе локализации тухумных пашен и хуторов, выясняется, что в начале ХХ в. они располагались там же, где были расположены их тухумные поселения. К примеру, тлибил Хундерилал владел хуторами Нехьел’а и Хазари’а; Кабтарилал – СолоЧIурдаНихида и Ралъада’а (авар. – «над морем»2). Таким образом, коренные фамилии этих двух тлибилов Мачады традиционно владели землями к западу от Мачады, начиная от Чолоды и кончая рекой Авар-ор (Аварское Койсу) и на юге – вплоть до Келеба. Этот земельный массив не находится, собственно, в Гидатлинской долине, это правобережье р. Авар-ор, он разделен несколькими речушками на небольшие боковые хребты, покрытые в основном лесами и альпийскими лугами с отдельными скальными выходами.

Третий тлибил – Чаткинал – традиционно проживал в сел. Мачада (на его окраине Росохъ), здесь же, в его окрестностях, к северу и югу от села, располагались их пашни и хутора.

Четвертый тлибил – ГIемерилал – имел пашни и хутора также близ сел. Мачада и к востоку от него, на границе с сел. Гента. Необходимо отметить, что они имеют родственные отношения с тухумом Нахатилал в гидатлинском селении Гента. Там они считаются коренным населением, впоследствии, в ходе исламизации, заметно уменьшившимся в численности и утратившим былое влияние в своих общинах. Раньше, в обоих селениях, они именовались ГIемерилал, но в Генте получили впоследствии название Нахатилал.

Произошло это, судя по преданиям, из-за их несогласия принять ислам. В Мачаде распространено мнение о том, что жена Удурата была из рода ГIемерилал, который проживал в сел. Гента. Ее братья, желая противодействовать распространению ислама, убили из засады Удурата в местности, получившей позднее название Удуратил чал («родник Удурата», здесь построен домик – къулгIа) и расположенной в 500 м к западу от сел. Чолода. Якобы после этого случая, последователи ислама из числа других тухумов решили отомстить тлибилу ГIемерилал и, сообщив, что они идут на сельхозработы в местность ХIарада, захватили с собой оружие и скрытно устроили нападение. В результате бойни в живых осталось лишь несколько человек, после чего старейшины приказали: «Наха те гьел» («Оставьте их»). После этого представители тлибила ГIемерилал в селениях Гента и Тидиб получил название Нахателал, т.е. «оставленные» в живых. В сел. Мачада этот тлибил сохранил свое исконное название (ГIемерилал, т.е. «многочисленные»; вариант: «составляющие большинство») и свой статус, а в Гента и Тидибе, на оставшихся в живых представителей тлибила, как на немусульман, наложили джизью. Организаторы истребления тлибила Нахателал в Тидибе и Генте – представители тухума Чухби («старшины») – сохранили под различными предлогами за собой в дальнейшем право получения налогов с этого тлибила. Чухби – представители влиятельного тухума, первоначально жившего в сел. Цинаб, ныне ставшем частью сел. Урада.

Представителям рода Чухби, удачно присоединившимся к процессу исламизации, мирно начатому проповедями Удурата, но после его убийства приобретшему насильственную форму, удалось на этой волне занять привилегированное положение и завладеть землями целого ряда общин – Урада, Тидиб, Хотода, Гента, Кахиб и Гоор. Во все эти селения из Цинаба переселилась часть представителей тухума Чухби и заняла лучшие земли. Впоследствии экспансия рода Чухби затронула селения Хучада и Ратлуб. Кроме них в Гидатлинской долине еще один тлибил смог в ходе исламизации занять привилегированное положение и на правах распространителей ислама завладеть землями сел. Мачада, Тлях, Чолода и т.д. Таким образом, два влиятельных клана, взяв на себя роль региональных исламских газиев, поделили территорию Гидатля на две зоны влияния. В дальнейшем Чухби удалось потеснить тлибил Кабтарилал, путем дарения земель сумев заполучить контроль над сел. Тлях и расширить свои владения в долине р. Авар-ор.

Заметим, что применительно к сел. Ругуджа Г.Я. Мовчан привел сведения, зафиксированные в устной традиции, согласно которой каждый крупный тухум в этом поселении имел свою башню. Были и малые тухумы, которые уже строили башню сообща, одну на несколько тухумов [6, с. 222]. Здесь мы должны отметить, что наличие собственной башни являлось привилегией лишь богатых и влиятельных тухумов. Во-первых, поскольку ее строительство являлось дорогостоящим проектом, а во-вторых, башни были построены несколько веков назад коренными для Ругуджи тухумами в укрепленной центральной части поселения, тогда как переселившиеся позднее тухумы оседали в основном на окраинах, да и не имели, особенно на первых порах, материальных средств для строительства башен.

Применительно к Мачаде нами также зафиксировано наличие у каждого тухума своего укрепленного комплекса (гьен) – локального варианта кавказского замка, характерного для зоны, примыкающей к Главному Кавказскому хребту. Здесь он состоял из башни и пристроенного к ней укрепленного жилища. Перечислим их:

1.ГIонжолазул си («башня Онжоловых»). Располагался в квартале ЦIалах, принадлежал тлибилу ГIемерилал (род Тикилал).

2.КIомполазул си («башня Комполовых»). Располагался в квартале Гъогъоа (авар. – «на гальке») и принадлежал тлибилу Хундерилал. В стену башни вложен камень с арабоязычной надписью, палеографически датируемой XVI в. Ее перевод гласит: «Построил («сделал») это здание Ахмад сын Хазами». Мужское имя Хазами характерно для хунзахцев и не встречается среди гидатлинцев, что может быть дополнительным аргументом в пользу версии о происхождении данного тухума из Хунзаха. В рукописной коллекции алима Хадиса из Мачады (ум. 1770) нами была выявлена краткая история шайха Халватийского тариката Мухаммада ал-Мачади (ум. 1637), написанная в первой половине ХХ в. на аварском языке при помощи аджама. В ней приводится информация о том, что несколько семей – основателей тухума КIомполал – переселились из Хунзаха по причине кровной мести и являлись представителями тухума ГIурбалал. Данная патронимия в Хунзахе нами зафиксирована в качестве небольшой родственной группы, расселенной исторически в квартале Самилах. В названной рукописи указывается также, что шайх Мухаммад родился в одной из семей тухума КIомполал уже в самой Мачаде. Таким образом, палеографические особенности надписи и биографические данные шайха свидетельствуют, что переселение Комполал из Хунзаха состоялось в первой половине XVI в.

3.Агилазул си («башня Агиловых»; Агилал<Абгилал – «ячменные»). Располагался в квартале ХIурухъ (авар. – «у озера») и принадлежал тлибилу Кабтарилал.

4.Мирзалазул си («башня Мирзаловых»). Располагался в квартале Рагьа’а (авар. – «у входа [в селение]») и принадлежал тлибилу Чаткинал. Это укрепленный жилой комплекс известен как дом Якуповых.

Процесс вхождения родственных групп, образованных переселенцами, в состав одного из четырех тухумов Мачады, приведен в документе от 1764/65 г. Согласно этому арабоязычному документу, мачадинцы согласились включить тухум Дарчулал в состав тухума Хундерилал и Багъучалал – в состав ГIемерилал. При этом оговаривается, что вновь включенные родственные группы будут разделять с принимающими их тухумами все «обещания и угрозы, исходящие» от них, а также «ощущать все, что затрагивает, хотя бы с края членов названного рода» [7, с. 73].

Нам удалось показать, что мачадинская община сформировалась в начале XVI в. в результате объединения тухумных поселений, располагавшихся на
данной территории, а также переселений из Хунзаха, Караха, Годобери, Мазады, Кахиба и других аварских селений и микрорегионов. При этом тухумы Мачады изначально не являлись кровнородственными группами, а cформировались как искусственные объединения различных по происхождению патронимий. При этом поздние переселенцы не формировали собственного тухума, а включались в один из существующих, что видно из вышеприведенного документа 1764/65 г. На данном примере мы видим, что ретроспективное исследование, основанное на интерпретации этнографических реалий с использованием информации письменных источников и устной традиции, позволяет реконструировать основные контуры формирования сельской общины Нагорного Дагестана в средневековый период. Такой комплексный подход дал возможность авторам датировать формирование указанной сельской общины, а также проследить географию сопровождавших это явление миграционных процессов. Как нам кажется, на данном примере нам удалось показать эффективность комплексного подхода в историко-этнографических исследованиях.

1 Информанты – Тируч Магомедов 1927 г.р. и Гаджи Шехмагомедов 1951 г.р.

2 Т.е. над крупной рекой Авар-ор, которую видимо в древности местные жители называли «морем», также как закатальские аварцы даже сейчас реку Алазани называют также морем («ралъад»).

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1655/3192

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1655/3193

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1655/3194

Шахбан Магомедович Хапизов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: markozul@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1958-9498

Россия, 367030, Россия, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75

к.и.н., научный сотрудник

Лариса Казбековна Тупцокова

Черкесский культурный центр, Тбилиси

Email: circassianculture@gmail.com

Грузия, Тбилиси, ул. Звиада Гамсахурдиа №4

научный сотрудник

Магомед Гаджиевич Шехмагомедов

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Email: shehmagomedov.magomed@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3324-7419

Россия, 367030, Россия, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75

научный сотрудник

  • 1. Гидатлинские адаты / подгот. Х.М. Хашаев и М.С. Саидов. Махачкала: Типография Даг. филиала АН СССР, 1957. – 42 с.
  • 2. Саидова П.А. Диалектологический словарь аварского языка. М.: Наука, 2008. – 484 с.
  • 3. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М.: Наука, 1993. – 325 с.
  • 4. Хапизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г. К вопросу об исламизации центра горной Аварии в XV в., на примере биографии хаджи Удурата из Гидатля // Кавказоведческие разыскания. 2016. № 7. С. 266–270.
  • 5. Иванова Ю.В. Земледельческие культы народов Центрального и Западного Дагестана и их обрядовые практики (середина ХХ века) // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. М., 2006. Вып. 31. С. 41–67.
  • 6. Мовчан Г.Я. Старый аварский дом в горах Дагестана и его судьба. М.: ДМК Пресс, 2001. – 520 с.
  • 7. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестан в XVIII – XIX вв. Махачкала: ДГУ, 1999. Ч. I. – 122 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы Действие
1. Рис. 1. Карта хуторов и поселений на землях мачадинской общины Посмотреть (2MB) Метаданные
2. Рис. 2. Карта селения Мачада Посмотреть (495KB) Метаданные
3. Рис. 3. Надпись на камне в стене башни Комполал Посмотреть (3MB) Метаданные

Просмотры

Аннотация - 698

PDF (Russian) - 294

PlumX


© Хапизов Ш.М., Тупцокова Л.К., Шехмагомедов М.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.