ПРИМЕЧЕТСКИЕ ШКОЛЫ И ТАРИКАТСКИЕ ОБИТЕЛИ ДЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛИТЕТА (ПО ПОЛЕВЫМ МАТЕРИАЛАМ)

Обложка

Аннотация


Огромную роль в распространении мусульманских религиозных знаний оказывали примечетские школы – мадраса и худжры (الهجرة). В дореволюционную эпоху во многих сельских обществах бывшего Закатальского округа, как и во многих регионах Северо-Восточного Кавказа, существовали обители тарикатских братств, которые также назывались худжрами. Обители не являлись учебными заведениями в современном понимании. Нередко обители размещались в домах, построенных за счет средств жителей села, меценатов или же за счет средств отдельного рода (тухума), получая название от имени своего благотворителя. Худжра могла размещаться в доме муллы или религиозного деятеля, любезно предоставивших помещение для религиозных нужд, в том числе тарикатских обрядов. В предлагаемой вниманию читателей статье на основе полевого материала делается попытка изучения строительства худжр, как примечетских школ, так и тарикатских обителей, на примере современного Джарского муниципалитета Закатальского района Республики Азербайджан. Автор статьи не ставит целью раскрытие вопросов, связанных с мусульманской системой образования, программ, методов и приема обучения, поскольку они являются предметом специального исследования. В статье содержатся сведения о постройке худжр, анализируется ряд надписей, обнаруженных во время сбора полевого материала, дается полиграфическое описание надписей, сопровождаемое комментариями, переводом, транслитерацией. В некоторых обителях надписи не сохранились, либо не наносились вообще. Анализ материала показывает, что на рубеже XIX–XX столетий в Закатальской зоне было построено множество образовательных мусульманских заведений. Обнаруженные и опубликованные надписи помогают определить дату постройки религиозных сооружений, сообщают нам имена религиозных деятелей и строителей (заказчиков), участвовавших в строительных работах.


Введение

Религия является одним из важных этномаркирующих признаков любого народа, определяющим его мышление и повседневное поведение. В течение нескольких веков примечетские мусульманские школы были очагами распространения грамотности среди населения. Примечетские школы и тарикатские обители, сохранившиеся на территории современного Джара, о которых пойдет речь в данной статье, могут дать необходимые сведения об их роли и значении для местного населения в дореволюционный период. Привлеченный новый полевой эпиграфический материал позволяет определить время их строительства, выявить имена строителей (заказчиков) и религиозных деятелей, участвовавших в строительных работах. Географические рамки исследуемого полевого материала охватывают территорию административного округа «Джарский муниципалитет» Закатальского района, поскольку материалы из других населенных пунктов находятся на стадии доработки. Хочется подчеркнуть, что начатая нами работа по изучению ранее неизвестной арабской эпиграфики Закатальской зоны вводит в научный оборот новые сведения, имеющие отношение к историческому прошлому народов региона [1, с. 45–50; 2, с. 144–149].

Методология

Методология исследования обусловлена как ее тематикой, так и спецификой источниковой базы. При характеристике памятников эпиграфики и при составлении исторических реконструкций использованы метод описательного анализа, метод источникового анализа и критики источников, сравнительно-исторический метод. В процессе работы над статьей автор руководствовался принципами научности, которые предполагают рассмотрение и изучение любого явления и исторического события в конкретных исторических связях и условиях, опираясь на факты, хронологическую последовательность рассматриваемых событий и освещение их в исторической перспективе. Кроме того, автор использовал комплексный подход, основывающийся на тщательном анализе всех факторов, имеющих отношение к данному исследованию.

Анализ

Современный Джарский муниципалитет расположен в северной части Закатальского района Азербайджанской Республики, на южных склонах Главного Кавказского хребта, в 1–2 км к северу от г. Закаталы. Джарский муниципалитет в административном отношении состоит из 3 селений: Джар – 2405 человек, Цилбан – 551 человек, Ахахдира – 289 человек, с общим населением 3245 человек [3, с. 59–68]. Однако следует отметить, что помимо этих сельских поселений в состав Джарского муниципалитета входят следующие кварталы: Кикауба (авар. – ЛъикIауба), Лачин-тахида, Джини-тахида, Куса-тахида, Кази- тахида, которые также расположены в 2–2,5 км к северо-западу от г. Закаталы на горных холмах, а языком общения является закатальский диалект аварского языка.

На протяжении нескольких столетий, с конца XVII по первую треть XIX в. Джар1 был политическим центром Джарского вольного общества, в который помимо Джара входили следующие вольные селения: Гугам, Мацех, Сумайлиб, Кабицдира, Карахажил, Дартуказ. Он объединял 7 вольных селений с 1500 дымов и с 21 подвластными селениями: Чубанкол, Бахматли, Кумур, Курдамир, Карабулдур, Падар, Калал, Алмало, Бабало, Лалало, Лахидж, Кичи-Лахидж, Энгиан, Алибад, Масул, Загам, Кораган, Вархиан, Тасмало, Шатовар [5, c.26.]. Джарское общество в союзе с другими вольными обществами образовало союз, которые вошли в историю как Джаро-Белоканские2.

Имеющиеся историографические материалы подтверждают, что первое знакомство с исламом народов этой зоны стало возможно во время арабских походов на Кавказ, в эпоху правления праведных халифов3. Однако данный факт не дает нам право говорить о полной их исламизации на этом историческом этапе.

Очередная волна исламизации в регионе началась во второй половине XVI в., а период его широкого повсеместного утверждения наступает на первую половину XVII столетия. Уже в 30-х гг.XVII в. в регионе появились крупные религиозные центры, свои богословы получившие образование на мусульманском Востоке. Возвращаясь на родину, они собирали вокруг себя учеников, что приводило впоследствии к формированию в различных частях региона центров религиозной культуры и науки. Одним из таких заведений была мадраса, основанная Малла-Мухаммадом ал-Голоди4, жившим в XVII веке.

Большое влияние на религиозные убеждения жителей Джаро- Белоканской зоны оказывала деятельность ученых-богословов, тарикатских устазов, в частности, представителей суфийских братств накшбандийа и шазилийа. Тарикат накшбандийа проник в регион через шейха Исмаила Кюрдамири, который был ма‘зуном (духовным преемником) Халидшаха Багдади. У Исмаила Кюрдамири было два преемника: Мухаммад Салих Ширвани и Хас-Мухаммад Ширвани. Однако некоторые современные турецкие исследователи предполагают, что накшбандийа проник в Закатальский регион через Яхью Курдамири [5, с. 137.].

Во второй половине XIX в. суфийское учение накшбандийского и шазилийского тарикатов было связано с именами таких шейхов как Хаджи Юнус-афанди ал-Лалали, Махмуд ал-Илисуви, Джабраил-афанди ал-Лакити, Хамзат-афанди, Усман-афанди аз-Захури, Кусай- афанди ал-Джинихи5, Исмаил-афанди ас-Сивакли6 и др., которые были шейхами накшбандийского тариката и распространяли его не только в Закатальском округе, но и в соседних регионах [6, с. 573–602].

Наряду с именами этих выдающихся тарикатских шейхов стоят и имена других суфийских богословов: Шуайбаал-Багини, Ахмада ал-Асави, Ахмада ат-Талали7. Они пользовались большим уважением среди местного населения и сыграли большую роль в сохранении исламских ценностей и наук.

Появление в регионе суфизма (тарикатского учения) сопровождалось строительством религиозных культовых сооружений: религиозных учебных заведений и тарикатских обителей. Научный интерес представляет определение дат постройки религиозных учебных заведений и тарикатских обителей, которые как мы сказали выше, в регионе также именовались худжрами.

В современном Джаре сохранилось несколько худжр. Согласно полевому материалу эти худжры в основном функционировали как центры первоначального мусульманского образования и были расположены за пределами Джарской джума-мечети. У некоторых худжр имеются надписи-даты строительства. Несмотря на наличие надписей, очень часты случаи, когда трудно определить дату их строительства. В полевых материалах это объясняется следующими факторами: во-первых, из-за существенных расходов оформление обителей происходило значительно позже, чем их строительство, а, следовательно, надписи отражают процесс завершения постройки, во- вторых, у некоторых построек разбирали деревянную стену, переделывали каменной кладкой, таким образом, надпись отражала процесс реконструкции, а не строительства. У некоторых надписи не сохранялись, либо не наносились вообще, в таких случаях мы прибегаем к устной традиции.

Выявленные строительные надписи помогают воссоздать следующую картину. Старейшей из выявленных в муниципалитете на настоящее время является худжр «Кичил Ализул», расположенная в центральной части Джара. «Кичил Ализул» – самая большая худжра из ныне действующих обителей в Джаре. Согласно полевому материалу, она была и образовательным учреждением, и обителью. В ней часто проводились религиозные мероприятия, коллективные молитвы во время священного для мусульман месяца Рамазан. Арабоязычная надпись (рис.1.) на стене «Кичил Ализул» повествует следующее: «Владелец этой /قلعة/ крепости худжры Исмаил сын Хаджи Мухаммада сына Киччи (?) Али. 1310 год хиджры». Дата 1310 г.х. соответствует 1890г. Вероятно, что в 1310 г.х. была построена именно худжра.

Выше «Кичил Ализул» расположена другая худжра – «Кинтазул». Согласно преданию, «Кинтазул» (рис. 2.) была построена за счет средств тухума Кинтаевых8 – выходцев из квартала Кинтаруба Динчинского сельсовета. Построили худжру два брата – Кинта Хаджи Ахмад и Кинта Малла Мухаммад. Кинта Хаджи Ахмад был учеником и близким соратником учёного, мыслителя и религиозного богослова, жившего на рубеже XIX–XX столетий, Малла-Хасана Джарского9. «Кинтазул» худжра является действующей худжрой Джара.

К сожалению, дата постройки не была нами обнаружена, но, согласно полевому материалу, худжра «Кинтазул» была построена в 80-хгг. XIX в. и до наступления Советской власти функционировала и как суфийская обитель. По рассказам старожилов, весной и осенью сельский джамаат в присутствии религиозных деятелей проводил здесь различные религиозные и традиционные праздники, ежегодно в течение Рамадана в худжре совершались коллективные молитвы, а в праздничные дни обычно собирался сельский сход.

Схожая ситуация фиксируется и в другой обители, расположенной в самой верхней части Джара, которая называлась «Дибиразул» худжра, т.к. принадлежала джарскому роду Дибирал. «Дибиразул» худжра была построена в конце XIX столетия и по 30-е гг. XX века функционировала и как обитель, и как образовательное учреждение, в котором детей обучали чтению Корана. Известный джарский религиозный деятель, учитель истории, переписчик с арабского языка на местный диалект исторического сочинения «Джарская летопись» Наккаев Мухаммад получил свое начальное мусульманское образование именно в этой худжре у джарского ученого-алима Умахана Амачузул (ГIумахан ГIамачузул). Обучением Корана девушек в худжре занималась известная своими богословскими познаниями женщина Дибиразул Хава, которая похоронена на родовом кладбище Дибировых. В 70-х гг. XX столетия деревянное строение «Дибиразул» худжра было разобрано. Одну комнату с пристройкой, на которой была высечена арабоязычная надпись, удалось сохранить до конца 80-х гг. ХХ века. В начале 2000-х гг. на месте, где стояла худжра, был построен частный дом. Арабоязычная надпись о времени постройки худжры утрачена.

Известным мусульманским учебным заведением в досоветское время в Джаре была худжра «ДигIнизул», которая принадлежала джарскому роду «ДигIниял». Ныне представители этого рода в Джаре носят фамилию Османовых. Арабоязычная надпись (рис. 3.) на стене хуждры «ДигIниязул» гласит: «Построил эту худжру Малла Усман сын Халила ал-Джари. Да простит их Аллах. 1309 год хиджры». Дата 1309 г.х. соответствует 1889г. В «ДигIнизул» худжре обучали чтению Корана, изучали шариатские науки. Худжра располагала религиозной библиотекой, которую постигла трагическая участь – конфискация в 30-х гг.XX столетия. Согласно полевому материалу часть библиотеки была сожжена, а другая вывезена.

В селе Цилбан10, в досоветское время также имелись мусульманские учебные заведения. Самое большое из них было расположено в центральной части села. В этой худжре мусульманское образование получали не только жители Джара, но и сел Макава, Динчи и др. К сожалению, эта худжра ныне не сохранилась, но сохранился камень с надписью (рис. 4.), в которой говорится: «Построил эту худжру Тагир сын Херава ал-Джари. Да простит Аллах его и его родителей. 1314 г. хиджры». Дата 1314 г.х. соответствует 1894 г.

Кроме вышеуказанных худжр, в Джаре была большая худжра при Джарской джума-мечети. Муддаррисами этой худжры были известные религиозные деятели той эпохи, в том числе устаз и алим Давудил апанди ал Джари11. О строительстве этой худжры, роли в общественно-религиозной жизни народов Шеки-Закатальской зоныподробно написалав своем труде азербайджанский ученый М. Неймат [7, с.136].

Результаты

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что арабоязычные эпиграфические надписи по праву считаются одним из важнейших источников для изучения истории распространения ислама в регионе. Анализ материала показывает, что на рубеже XIX–XX столетий в Закатальской зоне было построено множество учебных заведений, тарикатских обителей – худжр. Обнаруженные и опубликованные надписи говорят о распространении тарикатского учения в этом регионе. В целом, начатая нами работа по выявлению и изучению ранее неизвестных арабоязычных надписей в различных населенных пунктах Закатальской зоны Азербайджана позволит, во-первых, получить новые сведения, имеющие отношение к историческому прошлому аварцев региона, во-вторых, даст возможность рассмотреть этот процесс в сравнительной перспективе с другими населенными пунктами Джаро-Белоканской зоны.

1 В современном кавказоведении название селения – Джар, на авар. яз. – ЧIар или ЧIарухъ. П. Саидова отмечает, что «термин Джар исходит от исконного аварского ЧIар, и в любом случае этимологию названия Чар может прояснить только язык и история самих чарцев» [4, С. 4–18).

2 Джаро-Белоканские общества, в арабских источниках известны как Джаро-Талы, в российской дореволюционной историографии как Чаро-Белоканы, в советской, российской (дагестанской) историографии – Джарский союз сельских общин или Джаро-Белоканские общества. К началу XIX в. в состав Джаро-Белоканских обществ входило шесть вольных аварских обществ: Джарское, Белоканское, Катехское, Тальское, Мухахское, Джинихское.

3 «Праведные халифы» (на араб. «Хулафа-у-рашидун») – первые 4 правителя, последовательно руководившие мусульманским государством после смерти Пророка Мухаммада: Абу Бакр ас-Сыддик (11–13 г. х.), 'Омар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (13–23), 'Осман ибн 'Аффан Зун-Нурайн (23–35) и 'Али ибн Абу Талиб аль-Муртада (35–40).

4 Малла Мухаммад ал-Голоди (1611–1696) – известный мусульманский ученый и просветитель XVII века. Голода – (на авар.яз. Гъолода), в прошлом название означало как само селение Голода, так и «область Джар и Белокан». В настоящее время на месте сел. Голода остались развалины и надмогильные камни.

5 Ныне сел. Гюллюк Кахского района РА.

6 Речь идет о сел. Сувагиль, расположенном в равнинной части Закатальского района, в 22 километрах к юго-востоку от г. Закаталы.

7 Ахмад ат-Талали (1839-1903) – шейх тариката накшбандийа, родился в сел. Тала Джаро-Белоканской области. Был преемником шейха Махмуда ал- Илисуви. В 1863 г. во время восстания в Закаталах был арестован вместе с другими религиозными деятелями, но вскоре был освобожден.

8 Согласно устному народному преданию, Кинтаевы являются представителями голодинского тухума (рода) Нухиял.

9 Малла Хасан ал-Джари (авар. ЛъикIазул МалламухIамадиль Малла-ХIасан). (1875–1929). Родился в квартале Кинтаруба Динчинского сельсовета. Известный учёный, богослов на рубеже XIX–XX вв. Его сочинения были изданы еще 1910 г. в типографии М. Мавраева. В 2013 г. в Махачкале вышел в свет поэтический сборник Малла Хасана ал Джари (ЛъикIазул Малла-ХIасан. ШигIраби ва мавлидал/ данде гьаби, цеберагIи, баянал Шунилазул (ХIапизов) М.Ш. МахIачхъала,2013. 248 гь.

10 Село Цилбан расположено в 1 км к востоку от Джара. Село упоминается в местных исторических хрониках с XVIII в.

11 Давудил (Мухаммад) апанди. (ум. в 1916г.) Представитель джарского рода Давудазул. Ученый, богослов, мударрис джарской примечетской школы, современник Ахмада ат-Талали.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1647/3117

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1647/3118

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1647/3119

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1647/3120

 

Захид Алиевич Халаев

Институт истории археологии этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: za120778@mail.ru
SPIN-код: 7654-1125

Россия, 367030, Россия, Махачкала, ул. М. Ярагского, 75

кандидат исторических наук,

научный сотрудник

  • 1. Халаев З.А. Арабоязычные эпиграфические надписи XIX века из Закатальского района Азербайджана: новые находки / Проблемы востоковедения. 2020. 1(87). С. 45‒50
  • 2. Халаев З.А. Арабоязычные строительные надписи второй половины XIX века из селения Джар // Кавказ между Западом и Востоком. Межвузовский сборник научных работ. Карачаевск, 2019. С. 144‒149
  • 3. Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание историко-культурного микрорегиона в Восточном Закавказье). – Махачкала, ДИНЕМ, 2011. – 270 с.
  • 4. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII – нач. XIX вв. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2001. Кн. II. С. 254.
  • 5. Zafer E. İbrahim E. Ismail Siraceddin Şirvani Kürdemiri ve Kafkaslarda nakşibendiyye – halidiyye kollari (Зафер Е. Ибрахим Е. Исмаил Серажеддин Ширвани Курдемири и ветви накшбандийа - халидиййа на Кавказе).Istanbul: Usul İslam Araştirmalari, 2020. 131‒159.
  • 6. Шихалиев Ш.Ш., Мусаев М.А. Шу‘айб ал-Багини. «Разряды» хваджаган-накшбандийа и шайхов халидийа-махмудийа" (Табакат ал-хваджаган ан-накшбандийа ва садатмаша‘их ал-халидийа ал махмудийа). Жизнеописание шайха Ахмад-афанди ат-Талали // ArsIslamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. Институт востоковедения РАН. М., 2016. С. 573‒602.
  • 7. Неймат М.Х. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана (арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны XIV – начала XX вв.). Баку, 2001. Т. II.
  • 8. Саидова П.А. Закатальский диалект аварского языка. Махачкала. 2007.
  • 9. ЛъикIазул Малла-ХIасан. ШигIраби в амавлидал/ данде гьаби, цеберагIи, баянал Шунилазул (ХIапизов) М.Ш. МахIачхъала, 2013. 248 гь. (Малла Хасан ал-Джари. Стихи и мавлиды /сост., введ., коммент. Хапизова Ш.М.), Махачкала, 2013. - 248 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы Действие
1. Рис. 1. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. Арабоязычная надпись на стене «Кичилализул» худжра Посмотреть (105KB) Метаданные
2. Рис. 2. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. «Кинтазул» худжра. Общий вид Посмотреть (197KB) Метаданные
3. Рис. 3. Закатальский район. Джарский муниципалитет. сел. Джар. Арабоязычная надпись на стене худжры «ДигIниязул» Посмотреть (61KB) Метаданные
4. Рис. 4. Закатальский район. Джарский муниципалитет. Сел. Цильбан. Арабоязычная надпись на стене квартальной худжры Посмотреть (137KB) Метаданные

Просмотры

Аннотация - 564

PDF (Russian) - 309

PlumX


© Халаев З.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.