УНЦУКУЛЬСКАЯ НАСЕЧКА МЕТАЛЛОМ ПО ДЕРЕВУ: ОТ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Обложка

Аннотация


В статье описаны декор и своеобразие художественного стиля орнаментальной насечки металлом по дереву – одного из знаковых видов народных промыслов Дагестана. Прослежены истоки и этапы развития данного вида ремесла, отмечено, что в основе орнаментального искусства Унцукуля лежат древние традиции резьбы по дереву, медно–чеканного и ювелирного искусства аварцев, что в старом Дагестане такие крупные поселения как Кумух, Хунзах, Тарки, Маджалис, Хучни, Дербент, Акуша, Урахи, Ахты, Согратль,Унцукуль, Карата, Анди, Тинди и др. назывались городами, отличались соответствующей своему времени людностью, располагали необходимыми для обеспечения бытовых и хозяйственных нужд ремесленными производствами, инфраструктурой жизнеобеспечения, 2 торговли, образования. Отмечено, что Унцукуль, центр Койсубулинского вольного общества, в котором еще в 1837 г. насчитывалось более 800 домов, во времена Кавказской войны являлся одним из основных производителей и поставщиков оружия (в том числе пушек собственного литья) и пороха для войск Имама Шамиля. Здесь были мастера по насечке золотом, серебром и медью по железу, слоновой кости, рогу, кизилу, по металлу. В начале ХХ в. изделия унцукульских мастеров имели хороший сбыт на Кавказе, в городах европейской части России, Европе, США. Государственную поддержку и новый импульс промышленного и художественного развития рассматриваемый промысел получил в советское время. На примере творчества унцукульских художников–насекальщиков Абдужалила Магомедова, Идриса Абдуллаева, братьев Магомедали и Гамзата Газимагомедовых прослежены тенденции развития совершенствования дагестанской насечки металлом по дереву от народного художественного промысла до профессионального искусства, показано значение данного процесса в решение практических задач сохранения традиционных ремесел страны.


Саида Магомедхановна Гарунова

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: saida-mag@yandex.ru
SPIN-код: 2767-9455

Россия, 367000, Россия, Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45

младший научный сотрудник

отдела истории искусств

Анжела Саидовна Саидова

Институт языка, литературы и искусства Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

Email: saida-mag@yandex.ru
367000, Россия, Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45

научный сотрудник

  • Гаджиев М. Г., Абакаров А. И., Магомедов М. Г., Маммаев М. М., Федоров Г. С. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чиркеевской ГЭС. Махачкала, 1965.
  • 2 Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука. 1982. С.48.
  • 3 Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. - 252 с.
  • 4. Гаджиев М. С. Прикаспийский путь в древности и средневековье //Форм ирование и развитие международного транспортного коридора «Север-Ю г» (по материалам круглого стола, 25 апреля 2008 г.). Махачкала, 2008. С. 9-19;
  • 5 Атаев Г.Д., Гарунова С.М.К истории международной торговли дагестанскими коврами и ремесленными изделиями // КЛИО. 2019. № 6 (150). с. 89-92.
  • 6. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство /Дагестана: истоки и становление. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1989. - 348 с.
  • 7 Маммаев М.М. Дагестан в системе межцивилизационных связей востока и запада в XIII-XV вв. (по данным декоративно-прикладного искусства) // Вестник института истории, археологии и этнографии. 2008. № 1 (13). с. 56-65.
  • 8. Магомедов А.Д., Газимагомедов М.Г. народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.-185 с.
  • 9. Рамазанова З. Б. Традиционные промыслы и ремесла народов Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала. 2016.-166 с.
  • 10. Резное дерево Дагестана: из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. Махачкала: Дагпресс-Медиа. 2005.
  • 11. Петенина Т.П. Сокращение статьи из каталога «Резное дерево Дагестана из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой». Махачкала 2005. http://www.dmii.ru/subcat010.html.
  • 12. Мовчан Г.Я. Из архитектурного наследия аварского народа. Советская Этнография. 1947. №4. С. 197.
  • 13 Астраханцева Т.Л. Гамзат из династии Газимагомедовых //Гамзат Газимагомедов. Отв. ред. Самедов Д.С., Махачкала, 2002. С. 9.
  • 14. Саидова А.С. Новые произведения орнаментальной насечки народного художника РФ Г. Газимагомедова//Вестник ИЯЛИ ДНЦ РАН 2019. № 19. С. 102-110.
  • 15. Роузенталь Ф. Функциональное значение арабской графики // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. 152 с.
  • 16. Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита»/ // Советская Археология. 1965, №1, с. с. 24 – 47
  • 17 Аварские сказки. М., 1965. - 201 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы Действие
1. Рис. 1. Поставец Истина с арабской орнаментальной вязью. 2004 г. Посмотреть (204KB) Метаданные
2. Рис. 2. Поставец Рахмат. 1982 г. Посмотреть (64KB) Метаданные
3. Рис. 3. Мерка традиционная для сыпучих продуктов Кали с арабской орнаментальной вязью. 1986-1992 гг. Посмотреть (68KB) Метаданные
4. Рис. 4. Панно декоративное Единство с арабской орнаментальной вязью. 2005-2007 гг. Посмотреть (165KB) Метаданные
5. Рис. 5. Ваза декоративная Дагестан. 2006 г. Посмотреть (76KB) Метаданные
6. Рис. 6. Панно декоративное Мощь и сила. 2019 г. Посмотреть (36KB) Метаданные
7. Рис. 7. Панно декоративное Кони. 2017 г. Посмотреть (173KB) Метаданные
8. Рис. 8. Панно декоративное Мирадж с арабской орнаментальной вязью. 2012-2013 гг. Посмотреть (170KB) Метаданные

Просмотры

Аннотация - 765

PDF (Russian) - 718

PlumX


© Гарунова С.М., Саидова А.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.