THE FIRMANS OF NADIR SHAH AFSHAR TO THE KAYTAG UTSMIY AKHMAD-KHAN (PARIS COLLECTION)

Abstract


The paper presents epistolary sources in the Persian language from the collection of firmans of the Persian shahs addressed to Kaytag Utsmiys. The Institute of History, Archeology and Ethnography of RAS holds microfilms of these firmans received from the National Library of France, where the Utsmi collection came into possession in the second half of the 19th century. Copies of Persian shahs' firmans addressed to the Kaytag utsmiys are also available in Georgian libraries. The copies are published by Georgian scholars, with interpretations and translations into Georgian and Russian. A comparative analysis of the documents revealed that the Georgian collection is more complete than the Paris one; the collections contain copies compiled by different katibs; textual inconsistencies and discrepancies in dating of the firmans have been revealed. In the present paper we consider facsimile of the firmans issued by Nadir Shah to one of the most influential Dagestan rulers of the first half of the 18th century – Kaytag utsmiy Akhmad Khan, and provide their content with respective commentaries. Firmans are valuable sources of information: they serve as a solid base for studying a complex, contradictory period, which contains many white spots in the history of the wars of Nadir Shah in Dagestan. The documents are also of high scientific value, shedding light on the policies of Nadir Shah in his territories, on the historical events associated with the liberation struggle of the Dagestan peoples, the policy of the Dagestan rulers. The struggle of the Dagestan mountaineers with the Iranian Shah lasted several years. A decisive victory over Nadir Shah occurred when the combined forces of the Avars, Kaytags, Akushins, Kumukhs, Tabasaranians and other Dagestan peoples took part in the fight against him in 1741-1742. Firmans convey the atmosphere of historical events: threats against rebellious mountaineers can be traced more often, the tone of Nadir’s letters, promising endless shah’s mercy in return for humility, is replaced by a formidable, sometimes offensive one. The decline of power of Nadir Shah started in Dagestan, in the grueling wars with the mountaineers. The defeat of the previously invincible army of the Iranian shah closed the inglorious page of the military campaign in Dagestan.


Эпистолярные материалы на персидском языке, хранящиеся в дагестанских архивах и книгохранилищах – неоценимые источники для изучения средневековой истории Дагестана. Историографию этого периода составляют публикации об эпистолярных источниках на персидском языке, адресованных дагестанским правителям [1, с. 50–53; 2, с. 38–42; 3, 26–27]. Приводимые в данной статье материалы важны для изучения интересующего нас периода истории Надир-шаха в Дагестане, в них содержатся конкретно-исторические сведения, проливающие свет на ключевые события в регионе в середине ХVΙΙΙ в.

Местные эпистолярные источники на арабском языке, относящиеся к периоду пребывания Надир-шаха в Дагестане, успешно вводятся в научный оборот дагестанскими востоковедами [4, с. 83–93; 5; 6, с. 53–63].

Трудно не согласиться с мнением известного ученого-историка М.Р. Гасанова, который считает, что «Хотя изданы монографии, тематические сборники, отдельные статьи, борьба народов Дагестана против иранских завоевателей в 30–40-е годы нуждается в дальнейшем освещении» [7, с. 45]. Эти научные работы написаны с привлечением многочисленных источников на русском, английском, французском, арабском, турецком и персидском языках. Необходимость ввода эпистолярных источников в качестве первоисточников для изучения истории Дагестана представляется весьма актуальной задачей.

Ценным историческим документом на персидском языке является коллекция фирманов персидских шахов на имя кайтагских правителей, которые хранятся в Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и археографии ДФИЦ РАН. Институт располагает микрофильмами этих фирманов, подлинники хранятся в Парижской Национальной библиотеке. История коллекции вкратце такова: Крупный российский ученый-востоковед и кавказовед А. П. Берже в 1860 г. приехал в Дагестан в поисках архива правителей (уцмиев) Кайтага [8, с. 5–11]. Поиски увенчались успехом, у потомков кайтагских уцмиев была приобретена коллекция «восточных манускриптов, состоящих преимущественно из фирманов и грамот персидских шахов и турецких султанов на имя уцмиев, а также других документов» [8, с. 5], о чем А. П. Берже опубликовал статью в газете «Кавказ»1. Впоследствие вся коллекция кайтагских уцмиев была передана им в Королевскую библиотеку Франции2.

Благодаря известным востоковедам А.Р. Шихсаидову и М.-Н.О. Османову из Парижа были получены микрофильмы фирманов персидских шахов на имя кайтагских уцмиев.

Описание кайтагской коллекции и часть шахских фирманов на имя кайтагских уцмиев приведены А.П. Берже в Актах Кавказской археографической комиссии [9, с. 1071–1084].

Сообщение о кайтагской коллекции имеется в статье иранского ученого Хан Малека Сасани «Уцмии Кайтага и Надир-шах» [10, с. 435–438]. В ней пунктиром дана история сефевидских правителей в Ширване и Дагестане, приведен фирман сефевидского шаха Аббаса Ι (1571–1629) кайтагскому уцмию Амир-Хамзе Старшему (Буйук Амир-хамзе), сыну уцмия Хан-Мухаммада.

Факсимиле и расшифровка текстов фирманов из пресловутой коллекции приведены в персидском двухтомном каталоге эпистолярных источников «Избранные фирманы персидских шахов на имя правителей Кавказа» [11].

Первенство публикаций коллекции фирманов персидских шахов кайтагским уцмиям принадлежит грузинским ученым. В 1961 г. вышел в свет труд на грузинском языке, подготовленный крупным ученым В. Путуридзе «Персидские исторические документы в книгохранилищах Грузии. Книга 1, выпуск 1» [12], который содержит факсимиле фирманов, их расшифровку и перевод на грузинский язык. Как указано в предисловии, в книгу вошли персидские документы, хранящиеся в Институте рукописей АН ГССР3, Центральном историческом государственном архиве Грузии (ЦГИАГ) и библиотеке Института истории им. И. Джавахишвили. Выпуски 2 и 3 книги 1, подготовленные В. Путуридзе, вышли соответственно в 1962, 1965 гг. Последний, 4-й выпуск книги 1, в который вошли 16 шахских фирманов дагестанским уцмиям, подготовил к изданию А.С. Чейшвили, ученик В. Путуридзе и издал в 1977  г.

В Кутаиси в 1995  г. вышел первый том «Тбилисской коллекции персидских фирманов», подготовленный к изданию М.А. Тодуа, им же даны перевод персидских фирманов на русский язык, составлены комментарии4 и индексы [13]. В издании дана вся коллекция шахских фирманов дагестанским уцмиям, среди них ۱۵ фирманов Надир-шаха кайтагскому уцмию Ахмад-хану. В нашей коллекции их 10, отсутствуют следующие: № 132 (12.03 1736), № 133 (14.03-12.04.1738 г.), № 141 (8.07–5.08. 1739 г.), № 142 (25.03. 1740 г.), № 143 (5.05. 1741 г.). При сличении общих текстов фирманов обнаружились копии, составленные разными катибами (почерк, датировка), в них имеются разночтения, однако существенных несовпадений нет. Преимуществом грузинской коллекции является более точная датировка большинства фирманов, тогда как в дагестанской коллекции в основном указываются год и месяц написания.

На переплете собрания дагестанской коллекции фирманов имеется запись:

من البیت الذی کانت فیه کواغذ باسم اوسمی قیتاق کتب خمس و ستین کاغذاً من سنة ثمان مائة و ستین الی تسع و عشرین و مائتین و الالف

«Из дома, в котором находились 65 писем на имя кайтагских уцмиев (датированных) 1229-860 г.х.».

На титульном листе отмечено, что общее количество фирманов – 65, их хронологические рамки – от 860/1456 г. до 1229/1814 г. Среди фирманов имеются три текста на арабском языке и два – османско-турецком языке. Написаны документы насталиком, шекасте и насталиком с элементами шекасте. Метрические данные фирманов дать не можем, т.к. мы располагаем не подлинниками, а фотокопиями текстов5В коллекции содержатся фирманы персидских шахов Аббаса I (1571–1629), Сефи I (1629–1642), Аббаса II (1642–1666), Сулеймана (1666–1694), Хусейна (1694–1722), Тахмаспа II (1729–1732), Надир-шаха Афшара (1736–1747), Ибрахим-шаха (1749), Фатх-али шаха (1797–1834).

Фирманы Надир-шаха на имя кайтагского уцмия Ахмад-хана охватывают период с 1736 по 1742 годы. Ахмад-хан, сын Уллубий-уцмия (ум. в период от 11 декабря 1749 до 9 января 1750 г.) [14, с. 98; 15, с. 77, 131], представитель династии кайтагского уцмия Амира Хамзы, крупная политическая фигура на исторической арене Дагестана ХVΙΙΙ в. Ученый-историк Р.М. Магомедов пишет: «Он оказался одним из самых долголетних правителей Кайтага – почти 40 лет провел на уцмийском троне (с 1711 по 1750 гг.). Это был настоящий сын своего века, отразивший все его противоречия – энергичный, дальновидный, неутомимый даже на склоне лет, одновременно и дерзкий, и осторожный, и в то же время не чуждый захватов и коварства, Ахмад-хан был ярким выразителем той «политики лавирования», которая характерна для феодальных верхов Дагестана XVI–XVIII вв.» [16, с. 44.]. Ахмад-хану уцмию приходилось вести политику лавирования по отношению к России, Турции и Ирана для достижения своих стратегических целей [16, с. 44; 17, с. 16]. Ахмад-хан правил одним из самых крупных и влиятельных государственных образований – Кайтагским уцмийством. Самый ранний по времени из известных нам фирманов Ахмад-хану, где он назван уцмием, относится к 1710 г. Это фирман сефевидского шаха Хусейна Ι об увеличении жалования уцмию Ахмад-хану [12, с. 138]. Фирман позволяет уточнить указанное выше время правления уцмия Ахмад-хана, сдвинуть его на год назад. Последний по датировке из адресованных Ахмад-хану указов относится к 1749 г. Это фирман персидского шаха Ибрахима (1749 г.) от месяца сафара 1162 г.х./21 января–18 февраля 1749 г., в котором шах обращается к старейшинам и знатным людям Дагестана с указом о подчинении всесильному Ирану. Далее говорится о необходимости возвести в ранг уцмия Ахмад-хана Кайтагского, «как в прежние времена», о принятии ими Ахмад-хана в статусе своего правителя. «От выполнения шахского указа не уклоняться» – сказано в фирмане.

После убийства Надир-шаха Иран распался на несколько отдельных владений, правители которых вели ожесточенную борьбу за власть. В 1749 г. персидским шахом стал племянник Надир-шаха Ибрахим. Одной из основных своих задач он считал восстановление власти и былого влияния Ирана на ранее подвластных ему территориях. Однако в Дагестане это было уже невозможным. Армия Надир-шаха была дагестанцами разгромлена, освободительная борьба завершена победой. В этой борьбе принимал посильное участие и кайтагский уцмий Ахмад-хан [16, с. 100–190; 17, с. 13–21].

Для составления относительно объективной картины правления Ахмад-хана уцмия недостаточно располагать фирманами персидских шахов в его адрес, необходимо исследовать послания, исходившие от Ахмад-хана уцмия в адрес иранских правителей.

Ниже мы приводим факсимиле фирманов Надир-шаха на имя кайтагского уцмия Ахмад-хана и их содержание, снабдив необходимыми комментариями.

№ 1

Фирман Надир-шаха Афшара на имя кайтагского уцмия Ахмад-хана, датирован месяцем шаввал 1148 г.х./ 14 февраля –13 марта 1736 г.

В нем говорится: «В это победоносное время знатные люди всего Ирана и предводители победоносных войск собрались для совещания в Мугане6. Все они единогласно и покорно попросили нас согласиться на то, чтобы мы соизволили принять бремя правления всем иранским государством и взять на себя обязательство охранять и защищать райатов7 и [подвластные] земли». Официальное восшествие на престол, как указано в фирмане, состоялось в четверг 24 числа месяца шаввал 1148 г.х., т.е. 9 марта8 1736 г. На торжественной церемонии «от имени нашего величества была отчеканена [монета] и на имя нашего августейшего величества была прочитана хутба»9. Одно из условий, выдвинутых Надир-шахом при его короновании, – обязать подданных следовать джафаритскому10 религиозно-правовому направлению в исламе, объединяющему шиитов и суннитов. Следовать «ханафитско-джафаритскому мазхабу» требовалось неукоснительно под угрозой смерти.

Известие об официальном восшествии Надир-шаха на престол сообщалось «высокопоставленному» Ахмад-хану Кайтагскому, т.к. он «является одним из верных и дружелюбных нашему достигшего небосвода дворцу» для того, чтобы Ахмад-хан уцмий довел эту весть до всего населения Дагестана. Ему также вменялось в обязанность следить за порядком на путях, ведущих в Дербент с тем, чтобы «от черни и искателей приключения народ не пострадал и имел возможность передвижения». Письмо было отправлено «Мухаммад-Мурад султану, правителю Дербента»11, с тем, чтобы он переслал его уцмию Ахмад-хану. Им следовало сообщать шаху обо всем происходящем ежедневно.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2658

№ 2

Фирман Надир-шаха Афшара кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датирован 17 джумада-с-сани 1149 г.х./ 25 октября 1736 г. В нем сообщается о том, что «наделенный бесконечной шахской милостью Его величество уцмий Ахмад-хан должен знать» о том, что, узнав о произошедшем с Мехди-ханом в Дербенте «воспламенился адский огонь шахского гнева» и он «намерен наказать и знать дербентскую, и простолюдинов». С докладом о случившемся и прошением от дербентцев к Надир-шаху прибыли ишик-акаси-баши12 Мухаммад Салих-бек и брат Хуршид-бека Дарбанди Фархад-бек Мурад. Выяснилось, что большинство дербентцев не виноваты, часть учинивших нападение схвачены, часть из них убежали. Фирман гласит: «Так как благородство шаха не позволяет жечь на одном костре и сырое, и сухое13, мы приказали послать человека для доставки сюда заключенных. Если кто-нибудь из убежавших разбойников придет к уцмию Ахмад-хану, следует схватить, связать и отправить к Хусейн Али-хану14, правителю Кубы15 и Кулхана16»17.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2659

№ 3

Фирман Надир-шаха Афшара кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датированный месяцем шаввал 1150 г.х. 18/22 января – 19 февраля 1738 г.

В нем сообщается о том, что «наделенный бесконечной шахской милостью его величество уцмий Ахмад-хан должен знать», что его донесение, в котором говорится о неподобающих действиях Сурхай-хана и о том, что он, Ахмад-хан, находится [теперь] в добрых отношениях и в согласии с «Хасфулад-шамхалом19» и о другом, им получено. В фирмане выражается одобрение улучшения отношений между уцмием Ахмад-ханом и Хасбулат-шамхалом и говорится о том, что они теперь как «союзники и единомышленники» с Хасбулат-шамхалом должны будут проявлять больше рвения и преданности на службе шаху, чем раньше.

Надир-шах сообщает уцмию Ахмад-хану, что получил донесение Сурхай-хана, в котором он говорит о том, что его сын Муртазали без его ведома поднял восстание против Надир-шаха. «Если его слова искренни, он должен вместе с кумухцами схватить своего сына и злодеев, участвовавших вместе с ним в этом бунте, и привести их во дворец всесильного шаха. Если он допустит нерадивость в деле, то наш августейший, ведомый несравненным Создателем, с многочисленными воинами, подобными победоносным асхабам20, двинется на Дагестан и с помощью Всевышнего накажет мятежников, злодеев и бунтовщиков таким образом, что это станет назиданием для всех злодеев и бунтарей во всех областях. Прими это как строгое распоряжение», – сказано в фирмане21.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2660

№ 4

Фирман Надир-шаха Афшара на имя кайтагского уцмия Ахмад-хана, датирован месяцем зу-л-хиджжа 1150 г.х. /20 февраля – 21 марта 1738 г.

В нем сообщается о том, что «наделенный бесконечной шахской милостью его величество уцмий Ахмад-хан должен знать, что в то время, как шахская армия была занята взятием Кандагара22, Муртазали, сын Сурхай-хана Казикумухского с группой аварских и кумухских нечестивцев и злодеев прибыли в Шеки»23. Гнев Надир-шаха выражен в угрозах наказать «это племя», «стереть Кумух и его обитателей с лица земли так, чтобы и следа от Кумуха в Дагестане не осталось». Сурхай-хан написал письмо правителю Кубы, что снимает с себя ответственность за действия Муртазали, т. к. он не виноват, эти события проходили без его ведома и согласия. Для того, что доказать свою непричастность к действиям сына и для того чтобы, «правда и ложь его утверждения раскрылись», Сурхай-хану обязывалось привезти к Хасан-беку24 своего сына Муртазали с тем, чтобы тот отправился с ним во дворец Надир-шаху. Хасан-бек, со своей стороны, должен привезти в высочайший шахский дворец и «постараться, если будет угодно Всевышнему, доставить его в предместье священного Мешхеда25, куда намерено возвратиться после покорения Кандагара наше победоносное войско». В фирмане сообщается, что «в эти дни мы назначили «опору знатных» Хасан-бека Кайтагского мухассилом26» и с соответствующим содержанием послали письма Сурхай-хану и населению Кумуха.

Хасбулат-шамхал, согласно фирману, должен был послать доверенного человека к Хасан-беку, привезти его из Дербента, вручить ему надлежащие неукоснительному исполнению письма к Сурхай-хану. В конце фирмана имеется обращение Надир-шаха к Ахмад-хану Кайтагскому докладывать обо всех его потребностях и пожеланиях27.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2661

№ 5

Фирман Надир-шаха, адресованный кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датирован месяцем рамадан 1151 г.х. 28/13 декабря 1738 г. – 11 января 1739 г.

В нем сообщается, что прошение уцмия Ахмад-хана относительно приезда «опоры великих» Хасан-бека Кайтагского в сопровождении Его высочества шамхала29, почтенных людей, духовных предводителей, старост селений доведено «до солнцеподобного взора» шаха.

Письмо «с хитроумными извинениями» Сурхай-хана, поданное Хасан-беком Кайтагским, который явился в сопровождении нескольких уважаемых старейшин и имамов, доведено до «светлейшего» шаха. Далее в фирмане говорится, что после того, как они получат известия из Джара и Тала, будут отправлены письма Ахмад-хану уцмиюшамхалу и Сурхай-хану с соответствующими указаниями. «Ясно, что они не будут служить, как было решено. Во всех случаях следует действовать путем повеления, как это происходило на других территориях, подвластных Ирану, когда население уклонялось от выплаты налогов. Теперь они исправно, по правилам, несут службу. Именно поэтому в двух случаях, когда наш августейший кортеж прибыл туда30, мы не соизволили настаивать на их наказании».

В фирмане Надир-шах грозит наказанием непокорных дагестанцев, употребляя при этом эмоционально-экспрессивную лексику: «Дагестанские народы подобны скоту, они совершили неподобающие поступки и заслуживают наказания». Далее в фирмане говорится о том, что Надир-шах собственной персоной отправится в Дагестан «с бесчисленными и победоносными воинами похожими на асхабов и, если будет угодно Аллаху, они на два, три года останутся на той горе, которая на границе Аварии и Черкесии, с целью наказания и перевоспитания злейшего населения тех мест. Это явится назиданием для всего мира, которое останется высеченным на горе Эльбрус. Высокопоставленный [Ахмад-хан] свои просьбы пусть излагает нам ежедневно и пусть надеется на то, что они будут исполнены и пусть признает себя ответственным [за исполнение данного указа]»31.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2662

№ 6

Фирман Надир-шаха кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датирован месяцем раби‘ ал-аввал 1152 г.х.32/ 8 июня – 7 июля 1739 г.

В нем сообщается, что письмо, написанное уцмием Ахмад-ханом вместе с Хасбулат-шамхалом, дошло до Надир-шаха в Индии. «Обстоятельства завоевания столицы [Индии] Шахджаханабада и других районов Индии таковы, как до этого были сообщены в нашем, похожем на предписание рока, письме, адресованном нашему дорогому старшему сыну Реза-кули-мирзе33, нашему наместнику в Иране».

Далее в фирмане говорится: «Сегодня десятое число месяца рабиʻ ал-аввал августейший кортеж вместе с победоносными воинами, похожими на асхабов, и множеством индийских отрядов, которые по своему желанию пришли для служения к [нашим] победоносным стременам, и этим самым осчастливили себя, приблизились к Пешавару34 на расстоянии пяти переходов, а оттуда до Надирабада35 – двадцать переходов. Когда перешли воды Аттока36 в сторону Ирана, который раньше находился в пределах страны, представитель блистательного, прославленного и могучего королевского рода Гурекани Мухаммад-шах37, правитель Индии предложил августейшему шаху прибавить к другим странам Ирана [и его государство] и определить в тех краях верных сборщиков налогов. [Он] предоставил к султанским стременам приблизительно 200 тыс. мулазимов38 из Кабулистана39, Афганистана, Бангашистана40, Белуджистана41Хазарджата42 в качестве шахских мулазимов». Было приказано отобрать из местных племен 200 тыс. мулазимов и метких стрелков, подготовить их, вооружить и пополнить ими шахскую армию для того, чтобы «как можно скорее переходами отправить их в Дагестан».

В письме несколько раз повторяется угроза наказать непокорных, чтобы неповадно было остальным. «И то, что натворили общества Джара, Талы, Кумуха и Аварии, известно нам».

В конце фирмана дано распоряжение Ахмад-хану и шамхалу Хасбулату выполнить возложенные на них обязанности, выказав тем самым преданность шаху. «Как только они ознакомятся с содержанием данного фирмана, похожего на предписание рока, пусть вселяют надежду в свое племя и общество на разнообразные шахские милости и безграничное милосердие. Пусть будут уверены все, что каждый из них спокойно и свободно будет жить в своей родной местности. Пусть Ахмад-хан доведет до нашего сведения свои требования и просьбы и пусть надеется на то, что они будут осуществлены и пусть признает себя ответственным [за исполнение данного указа]»43.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2664

№ 7

Фирман Надир-шаха Афшара кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датирован 2 числом месяца раби‘ ас-сани 1152 г.х./ 9 июля 1739 г.

В нем говорится, что шах убедился в преданности и чистосердечности уцмия Ахмад-хана, который выполнял все возложенные на него задачи, не допуская оплошности, небрежности, халатности. Далее: «В прошлом году, когда наш победоносный кортеж шел в Дагестан, мы не дали согласия разрушить Джар, Тала и Кумух и истребить их население, учитывая, что они принадлежат умме44 «главного из людей»45. Однако, «увидев поле боя свободным», «по своему обыкновению» они подняли мятеж. Зачинщиками смуты являются «Сурхай и его сыновья, которые вступили в союз с тем племенем46». Надир-шах грозит тем, что он сейчас навел порядок в Индии и отправился в Иран, а оттуда в скором времени, пишет он, мы «вступим в ту область и перекроем тому племени дорогу к спасению стеной [нашей мощи], что стена Александра Македонского будет стерта в памяти людской. Высокопоставленный47 пусть во всех отношениях будет стойким в своей преданности нам, надеется на наше царское милосердие и признает себя ответственным за исполнение данного указа».

В правом углу письма имеется запись о том, что необходимо вызвать акушинского кадия48 и передать ему письмо от шаха Сурхай-хану и населению Кумуха. Получив ответ, Ахмад-хан уцмий обязан был доложить о нем Надир-шаху. Завершается приписка словами: «Пусть они будут готовы к тому, что в любой день могут получить новое письмо и на них будут возложены важные обязанности, которые они должны будут выполнить»49.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2665

№ 8

Фирман Надир-шаха кайтагскому уцмию Ахмад-хану, датирован месяцем раджаб 1154 г.х./ 12 сентября – 11 октября 1741 г. В нем говорится, что прошение, направленное Ахмад-ханом уцмием Надир-шаху, получено им. Далее сообщается, «что до получения этого прошения шла подготовка трех тысяч семей для переселения [в Иран]: тысяча из кайтагских селений, тысяча из акушинских и тысяча из кумухских. Аварцы50, которые живут в этой стороне, являются зачинщиками бунта, не отдают своих семей. По этой причине сбор людей в этой области приостановлен. Необходимо их наказать, затем возобновить выселение людей тех мест. С подвластных селений собрать как можно больше лошадей и быков и передать «опоре великих» Джалил-беку Афшару51 и уполномоченным. Что касается неочищенного риса, о котором вы говорите, полностью конфисковать урожай полей и садов тех, кто проявляет непокорность. У тех, кто проявляет покорность, конфисковать половину урожая полей и садов. Эта половина конфискованного имущества должна перейти высокопоставленному уцмию Ахмад-хану и крестьянам».

Справа от текста фирмана приписано: «Решено: Высокопоставленный уцмий пусть знает, что в течение этих двух-трех дней туда приедет Фатима-ханум52. Пусть подготовятся»53.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2666

№ 9

Фирман Надир-шаха на имя кайтагского уцмия Ахмад-хана, датированный месяцем раджаб 1154 г.х.54/12 сентября – 11 октября 1741 г., в котором говорится: «Сейчас по той причине, что горные проходы Аварии узки и идут сильные дожди, мы вернулись в Кумух. Некоторые из шахских войск в местностях были атакованы отъявленными злодеями [из бунтарей]55. Если пожелает Аллах, эти бунтари и разбойники будут непременно схвачены». Далее: «Ознакомившись с высокочтимым указом, Его высочество [Ахмад-хан уцмий] обязан в сопровождении топчибаши Джалил-бека56 и Ата-хана57 с войском и пушками, если посчитает целесообразным, идти по чирагской дороге и в Чираге58 присоединиться к шахскому войску. Его высочество шамхал59 и «опора великих» Сурхай-хан60 находятся в войске победоносного [шаха]. Если сочтете целесообразным пойти по дербентской дороге, будьте там с пушками и командующими войсками, готовые служить, быть полезными Его святейшеству61. Необходимо учесть, что в этом случае шахскую благосклонность и милость вы познаете сполна.

Справа от текста фирмана приписано: «Ввиду того, что высокопоставленный Ахмад-хан уцмий всегда выполнял наши приказания и сейчас служит нам преданно, поступайте так, чтобы августейший кортеж не прошел через те земли и не сокрушил их»62.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2667

№ 10

Фирман Надир-шаха Афшара адресован кайтагскому уцмию Ахмад-хану от месяца зу-л-каʻида 1154 г.х.63/1742 г., 8 января – 6 февраля. В нем сообщается, что «по непомерной шахской милости, проявляемой к Его высочеству [Ахмад-хану], приказано отправить ему коня с седлом и сбруей, инкрустированной драгоценными камнями». Далее: «Всегда, когда высокопоставленный [Ахмад-хан] бывал у святейшего [шаха] и до сегодняшнего дня все его требования положенным образом удовлетворялись нами». Шах заверяет уцмия Ахмад-хана в том, что нет никаких причин для беспокойства, Ильдар-бек64 и Хасбулат-шамхал находятся в шахском дворце и он должен прибыть ко дворцу, где все его просьбы и проблемы будут успешно решены.

Повелением явиться в шахский дворец завершается последний по времени написания из сохранившихся фирманов Надир-шаха кайтагскому уцмию Ахмад-хану. Неизвестно подчинился ли указу Надир-шаха уцмий Ахмад-хан, видимо, нет, т.к. в научной литературе приводятся документальные сведения о нападении отрядов уцмия на отступавшие иранские войска, на шахский лагерь севернее Дербента «Иран-хараб» [17, с. 17]. Поражение в Андалалском сражении и отход в Дербент, хотя и поубавили спесь Надир-шаха, но не отменили его планы по покорению Дагестана. Он возводил укрепления и сторожевые башни, «стал посылать карательные экспедиции в ТабасаранКайтаг, Аварию, даргинские общества, кумыкские и лезгинские села [21, с. 67].

 https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2668

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2670

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1591/2669

 


1 Берже А.П. Краткий очерк путешествия по Дагестану // Кавказ.1862. январь, № 1–3.

2 Ныне Национальная библиотека Франции, находится в Париже.

3 Ныне Грузинский национальный центр рукописей в составе Грузинской национальной Академии наук.

4 Комментарии, относящиеся к содержанию фирманов персидских шахов на имя кайтагских уцмиев, предельно минимальны.

5 При этом представление о размерах фирманов нам дают 4-х сантиметровые линейки, приложенные в качестве указателей их масштаба (см. иллюстрации).

6 Мугань, Муганская степь или равнина – область на юге Азербайджана. На севере граничит с Ширваном, на западе – Карабахом, на востоке – Каспийским морем, а на юге – Талышскими горами.

7 Райат (раийат) – подданные, податное сословие (оседлые земледельцы-крестьяне).

8 В литературе дата вступления Надир-шаха на престол указана: 26 февраля, март, начало марта 1736 г. [18, с. 84; 19, с. 145].

9 Хутба – (араб.) ритуальная проповедь с упоминанием имени правителя, молитва о его здравии.

10 Джафаритский мазхаб назван по имени Джафара ас-Садика (702–765), потомка пророка Мухаммада (صلعم), факиха, хадисоведа, шестого из 12 имамов, почитаемых шиитами-имамитами. Джафаритский мазхаб признается частью суннитов наряду с суннитскими – ханафитским, шафиитским, ханбалитским и маликитским мазхабами.

11 Содержание фирмана позволяет скорректировать время правления правителя Дербента, т.к. в исторических работах встречаются некоторые неточности: «Лишь в сентябре шах прислал нового правителя [Дербента] Мухаммад-Мурад-Султана, особым фирманом уцмию Ахмад-хану предписывалось вместе с новоназначенным Мурад-Султаном навести мир и покой в тех краях» [16, с. 125].

12 Ишик-акаси-баши – титул главного церемониймейстера шахского двора.

13 Намек на персидскую пословицу: «Вспыхнувший огонь сжигает и сырое, и сухое»– آتش که گرفت خشک و تر می سوزد.

14 Хусейн Али-хан (ум. 1758 г.), отец Фатхали-хана Кубинского и Дербентского, правил Кубинским ханством в 1727-1758 годах.

15 Во второй половине ХVΙΙΙ в. Куба – столица Кубинского ханства, ныне город в Республике Азербайджан.

16 Кулхан – название местности в Кубинском ханстве, ныне – селение Хазра, расположенное недалеко от границы Дагестана и Азербайджана.

17 Данный фирман издан Надир-шахом после событий, произошедших в Дербенте осенью 1736 г., в ходе которых был убит ставленник Надир-шаха в Ширване Мехди-кули-хан. Гасан Алкадари пишет: «Дербентский правитель Мурад-Али султан Устаджалу, с которым у него издавна была вражда, натравил на него часть дербентского населения, причем в произошедшем столкновении дербентцы убили Мехти-хана. После этого из виновных дербентцев часть бежали в Кайтаг к уцмию Ахмад-хану, прося его покровительства, а часть вошли в дербентскую цитадель и заперлись там» [11, с. 84–85]. Как указано в фирмане, дербентцы довели до сведения Надир-шаха случившееся. Мурад-Али султан Устаджалу был казнен Надир-шахом, правителем Ширвана назначен Сардар-хан. Уцмий Ахмад-хан Кайтагский выполнил указ, сдав нашедших у него прибежище дербентцев Надир-шаху [18, с. 85].

18 14 шаввал 1150 г.х./1738 г., 6 февраля [12, вып. 4, с. 30].

19 Хасфулад-шамхал – тарковский шамхал Хасбулат, сын Адильгерея II, правил в 1734–1758 гг., придерживался проиранской ориентации, которая помогала сохранять подвластные ему территории от надиршаховской агрессии. Хасбулат был объявлен Надир-шахом шамхалом в 1734 г. во время нахождения шаха в Казикумухе после событий в Шемахе, связанных с Сурхай-ханом [18, с. 79; 19, с. 139].

20 Асхабы – сподвижники пророка Мухаммада.

21 В фирмане речь, по-видимому, идет о взятии Шабрана «после трехмесячной осады» Муртазали, сыном Сурхай-хана [20, с. 31].

22 Кандагар – ныне второй по численности город на юге Афганистана.

23 Ныне город Шеки и центр одноименного района в Республике Азербайджан.

24 Хасан-бек – возможно, «Хасан-бек брат уцмия Ахмад-хана, который … в нач. ХVΙΙΙ в. находился на службе у шаха Хусейна и получал о него жалование» [21, с. 92].

25 Мешхед – второй по величине город в Иране, административный центр северовосточной провинции Хорасан, в этом священном для шиитов городе находится усыпальница Надир-шаха.

26 Мухассил (араб.) – сборщик податей.

27 В фирмане, скорее всего, речь идет о восстании джарцев весной 1738 г., т.е. о восстании шести «джаро-белоканских вольных обществ под предводительством старшин Ибрагима Диванэ и Магомеда Халила» [22, с. 123], к которым «тут же присоединились Муртазали, сын Сурхая и Мухаммад-бек, сын Али-Султана Цахурского (который был против действий своего сына, оставаясь на стороне Ибрахим-хана). Есть известия о 20 тыс. горцев, пришедших тогда на помощь Джару – больше ничего достоверного об этих добровольцах неизвестно» [16, с. 126].

28 14 рамадана 1151 г.х./1738 г., 26 декабря [13, № 138].

29 Имеется в виду Хасбулат-шамхал.

30 Имеется в виду в Дагестан.

31 Фирман Надир-шаха вышел после событий в Джаре и Тале, в которых был убит брат Надир-шаха Ибрахим-хан. Обстоятельный анализ событий см. [23, с. 236–243].

32 10 раби‘ ал-аввал 1152 г.х./ 17 июня 1739 г. [13, № 139].

33 Реза-кули мирза (1717–1747) – старший сын Надир-шаха, правил страной во время индийского похода отца. В 1742 по ложному подозрению был ослеплен Надир-шахом. В 1747 г. убит вместе с 13 сыновьями Али-кули ханом (Али Адил шах), племянником Надир-шаха.

34 Пешавар – ныне город на севере Пакистана, с 1738 г. по 1747 г. находился под властью Ирана.

35 Надирабад – построен Надир-шахом в 1737 г. после разрушения им Кандагара (Афганистан).

36 Атток – по-видимому, название одного из русел реки Инд, на берегу которой стоит ныне город с одноименным названием в провинции Пенджаб в Пакистане. Как указано в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» (Т. 2. 1890. с. 450), Надир-шах проходил через это русло реки в 1738 г., и вблизи от Аттока находится построенное Надир-шахом укрепление с акведуком.

37 Мухаммад-шах (1719–1748) – правитель Империи великих моголов в Индии с 1719 по 1748 год.

38 Мулазим (араб.) – состоящий на службе в вооруженной свите (при ком-либо).

39 Кабулистан – историческая область, относящаяся к восточным территориям Великого Хорасана, на пике своего развития включала и территории восточнее реки Инд в Пакистане.

40 Бангашестан или Бангаштан – возможно, историческая область племени бангашей пуштунской конфедерации Карлани.

41 Белуджистан – историческая область на стыке современных границ Ирана, Афганистана и Пакистана.

42 Хазарджат – историческая горная часть в восточной Иранского нагорья в Афганистане.

43 Фирман написан в период восстаний горцев Джара и Тала. Они описаны во многих работах, посвященных истории пребывания Надир-шаха в Дагестане. Как указано в фирмане, Надир-шах для подавления восстания вел набранные во время похода на Индию карательные войска. Сведения об отрядах Надир-шаха, сформированных при возвращении из Индии, изложены и в фирмане кайтагскому уцмию из тбилисской коллекции за период с 8 июля по 5 августа 1739 г.: «наши величественные знамена с войсками, в состав которого входят 14 или 15 тысяч воинов, похожих на асхабов, войско Хиндустана и новые мулазимы Ирана переходами двигаются на Дагестан» [13, № 141]. С целью наказать мятежников Джара, Тала, Кумуха и Авара Надир-шах со своими воинами намеревался остаться на три-четыре года в Дагестане и навести там порядок, усмирив мятежников таким образом, чтобы другим неповадно было. Надир-шах говорит, что подчинившиеся уцмию Ахмад-хану и Хасбулат-шамхалу будут пребывать в мире и покое, сохраняя свое вероисповедание. Сурхай-хан в фирмане назван подстрекателем и мятежником, сторонником восстаний в Джаре и Тала. Хасбулат-шамхал и Ахмад-хан уцмий должны были написать «на своем языке» кумухцам разъяснительное письмо о том, что «в этом богом данном государстве, каждый, кто дорожит своей душой, жизнью и имуществом, узнав, где находится Сурхай и его сыновья, должны схватить их и привезти к служивым шаха. Тогда только обнаружится их преданность [шаху], иначе они будут уничтожены» [13, №141].

44 Умма (араб.) – община, народ, нация.

45 «Сеййид ал-анам» (араб.) – главный из людей, одно из имен пророка Мухаммада. Умма «главного из людей» – мусульмане.

46 Имеется в виду Джаро-Тальское общество.

47 Эпитет Ахмад-хана уцмия.

48 Акушинский кадий Хаджи-Айиуб (или Хаджи-Айгун), глава союза Акуша-Дарго, ум. в 1171 г.х./1757–58, занимал должность кадия с начала 30-х годов ХVΙΙΙ в., возможно, ранее [21, с. 92].

49 Гнев Надир-шаха вызван походом Сурхай-хана с сыновьями в июле 1739 г. в Дербент, Шемаху, Шабран, Баку [22, с.128–130].

50 Два аварца [13, № 144].

51 Джалил-бек Афшар – топчибаши (командующий артиллерией) в войске Надир-шаха.

52 Фатима-ханум, о которой говорится в фирмане, – дочь уцмия Ахмад-хана, которая была послана во время осады Надир-шахом Кала-Корейша в составе почетной делегации «…просить прощения. В результате шах простил ему вину, а его дочь с почетом выдал замуж за бывшего при нем кубинского хана Гусейнали-хана, сына Султан Ахмад-хана» [18, с. 83]. Иранский исследователь Хан Малек Сасани в своей заметке о фирманах персидских шахов на имя кайтагских уцмиев пишет, что Надир-шах до его коронования в Муганской степи выбрал себе в жены дочь уцмия Ахмада. Она сопровождала его в походах, о которых Надир-шах в своих фирманах писал уцмию Ахмад-хану [10, с. 438].

53 К 12 сентября 1741 г. относится начало похода Надир-шаха в Аварию. «Надир с основными своими силами двинулся из Казикумуха в сторону Андалала» [22, с. 156]. За период времени от 12 сентября до 11 октября, которым датирован фирман, произошел ряд крупных событий: сражение в Аймакинском ущелье, «бои на землях чохцев, обохцев, мегебцев, согратлинцев, шитлибцев, палисминцев» [24, с. 38].

54 15 раджаба 1154 г.х./ 27 сентября 1741 г., по ошибке указан 1153 год [13, № 145].

55 Военные события 1741 г. в хронологической последовательности с привлечением большого числа документальных источников исследованы Т. М. Айтберовым. К 27 сентября, дате написания фирмана войска Надир-шаха потерпели сокрушительное поражение в боях у Турчидага, Аймаки, Согратля и Чоха [5, с. 110–117.]. Надир-шах был вынужден спешно уйти в Кумух не столько из-за погодных условий, как сказано в фирмане, сколько из-за решительного отпора, данного ему горцами.

56 Джалил-бек потерял при Аймакинском сражении почти всех воинов из своего пятитысячного войска, а сам он был убит позже в сражении в местности Койлюдере [25, с. 119]. Имеется предположительная трактовка названия местности как «Койсу-дере, долина реки Сулак, на территории современного Буйнакского района) см.: Багаутдинов С. Ахмед-хан Мехтулинский – победитель Надир-шаха. http://kumukia.ru/axmedxan-mextulinskiy.html#_ref3 дата вхождения–08 Марта 2020 г. | 13:44. Исходя из даты написания фирмана, в котором упоминаются имена командующих войсками в Аймакинском сражении, можно сделать заключение, что Аймакинское сражение произошло после Андалалского, что подтверждает вывод Р.М. Магомедова [16, с. 143].

57 Ата-хан – афганский командующий в армии Надир-шаха.

58 Чираг – ныне село в Агульском районе РД. Чираг, по фирману, являлся одним из мест дислокации шахских войск.

59 Хасбулат-шамхал.

60 Сурхай-хан Казикумухский.

61 Возможно, в фирмане речь идет о защитных мерах, предпринимаемых к отступлению от Аварии в сторону Дербента после нанесенных горцами Надир-шаху сокрушительных ударов. «28 сентября 1741 г. Надир-шах отправился из Аварии в обратный путь» [25, с. 121]. Данный фирман подтверждает тот факт, что уцмий Ахмад-хан в Андалалских битвах с Надир-шахом, предопределивших исход войны, не участвовал. «Надир-шах и его окружение полагали, что после того, как сдались Сурхай-хан, Ахмад-хан и другие, последует признание власти Ирана и со стороны правителя Аварии. Однако расчеты Надира не оправдались» [26, с. 364].

62 В фирмане звучит угроза Ахмад-хану уцмию в том случае, если они не будут следовать указу, Надир-шах устроит им разгром.

63 10 зу-л-каʻида 1154 г.х. /17 января 1742 г. [13, № 147].

64 Ильдар-бек – шамхал Илдар ΙΙ Казанишенский, сын Муртазали, сын Будая ΙΙ [14, с. 91], ближайший родственник Хасбулат-шамхала [15, с. 143].

Patimat M. Alibekova

G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of the Dagestan Federal Research Center

Author for correspondence.
Email: patimat-alibekova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5170-5586
SPIN-code: 7422-8494

Russian Federation, 367000, Россия, Махачкала, М. Гаджиева, 45

PhD (in Philology),
Leading Researcher,

  • Kozlova AN. On the Persian firmans in the name of Dagestan rulers [O persidskikh firmanakh na imya dagestanskikh praviteley] Written monuments and issues of the history of culture of the peoples of the East. XX annual scientific session of the LO IV ANSSSR (reports) [Pis'mennyye pamyatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. XX godichnaya nauchnaya sessiya LO IV ANSSSR (doklady i soobshcheniya)]. Moscow: Nauka. 1986: 50-53. (In Russ.).
  • Kozlova AN. Decree (firman) of Shah Abbas Ι in the name of Amir-Khamza-khan, Utsmiy of Kaytag from 1607 [Ukaz (firman) shakha Abbasa I na imya Amir-Khamza-khana, utsmiya Kaytaga ot 1607 g.] Sources of medieval Dagestan (collection of articles) [Istochnikovedeniye srednevekovogo Dagestana (sbornik statey)]. Makhachkala, 1986: 38-42. (In Russ.).
  • Alibekova PM., Khapizov ShM. A letter from the Dagestan ruler Tuchalav to the Iranian Shah Abbas I [Pis'mo dagestanskogo pravitelya Tuchalava iranskomu shakhu Abbasu I] Absracts. Proceedings of the first international Conference “Historical and cultural relations between Iran and Caucasus”. Yerevan, Armenia, 2018: 26–27. (In Russ.).
  • Mirzamagomedov GM. On the history of the struggle of Dagestanis against Nadir Shah (according to Dagestan Arabic-language sources) [K istorii bor'by dagestantsev protiv Nadir-shakha (po dagestanskim araboyazychnym istochnikam)] Liberation struggle of the peoples of Dagestan in the Middle Ages [Osvoboditel'naya bor'ba narodov Dagestana v epokhu srednevekov'ya]. Makhachkala, 1986: 83-93.(In Russ.).
  • Aytberov TM. Nadir Shah Afshar and Dagestanis in 1741 [Nadir-shakh Afshar i dagestantsy v 1741 godu]. Makhachkala: Publishing House "Vashe Delo", 2011. (In Russ.).
  • Aytberov TM. On some important points of the third Dagestan campaign of Nadir Shah Afshar (1741) (based on the texts of the letters of Ibrahim Uradinsky) [O nekotorykh vazhnykh momentakh tret'yego dagestanskogo pokhoda Nadir-shakha Afshara (1741 god) (po tekstam poslaniy Ibragima Uradinskogo) CAUCASO-CASPICA. Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian-Armenian (Slavic) University. Yerevan, 2018: 53-63. (In Russ.).
  • Gasanov MR. From the history of the struggle of Dagestan against the Iranian invaders in the 30–40 of the XVIII century [Iz istorii bor'by Dagestana protiv iranskikh zavoyevateley v 30– 40 XVIII v.] The defeat of Nadir Shah: the establishment of September 27 as the Day of Unity of the Peoples of Dagestan [Razgrom Nadir-shakha: opredeleniye 27 sentyabrya kak Dnya yedineniya narodov Dagestana]. Makhachkala, 2010: 42-45. (In Russ.).
  • Mahmud from Khinalug. Events in Dagestan and Shirvan of the 14th – 15th centuries [Makhmud iz Khinaluga. Sobytiya v Dagestane i Shirvane XIV–XV vv] / Transl. from Arabic, compilation, foreword, comments and appendices by A.R. Shikhsaidova. Makhachkala: Dagestan book publishing house. 1997. (In Russ.).
  • Berzhe AP. Kaytag manuscripts Acts of the Caucasian Archaeographic Commission (AKAK). Vol. 2. 1868: 1071-1084. (In Russ.).
  • Khan Malek Sasani. Utsmihaye Kaitag va Nadir Shah. Armagan. Issue 34. № 10: 435-438. (In Persian).
  • Rashtiyani Gudarz, compiler. Gozideye ahkam va faramin-e shahan-e Iran be hukam-e Qafqaz. Vol. 1-2. Tehran, 1394/2016: 257. (In Persian).
  • Persian historical documents in Georgian libraries. Preparation for publication by V. Puturidze. Book 1, Issue 1. Tbilisi, 1961. - 98 p.; Book 1, Issue 2. Tbilisi, 1962. - 103 p.; Book 1, Issue 3. Tbilisi, 1965. - 117 p.; Book 1, issue 4 [Persidskiye istoricheskiye dokumenty v knigokhranilishchakh Gruzii. Podgotovka k izdaniyu V. Puturidze. Kniga 1, vypusk 1. Tbilisi, 1961. – 98 s.; Kniga 1, vypusk 2. Tbilisi, 1962. – 103 s.; Kniga 1, vypusk 3. Tbilisi, 1965. – 117 s.; Kniga 1, vypusk 4] / preparation for publication by A. S. Cheishvili. Tbilisi, 1977. (In Russ.).
  • Tbilisi collection of Persian firmans [Tbilisskaya kollektsiya persidskikh firmanov]. Comp.: V. Puturidze, A. Berzhe, J. Gaibov, K.N. Smirnov, M.N. Khubua, M.A. Todua. Preparation for printing, translation, commentary and dictionary by M. Todua. Vol. 1. Kutaisi, 1995.
  • Magomedov MG., Shikhsaidov AR. Qalacoreish [Kalakoreysh]. Makhachkala: Publishing House "Jupiter", 2000. (In Russ.).
  • Musaev MA., Shikhaliev ShSh., Shekhmagomedov MG. Epigraphy of the Utsmiy necropolis in Qala Quraish [Epigrafika nekropolya utsmiyev v Kala-koreyshe]. Makhachkala: Mavraev, 2019. (In Russ.).
  • Magomedov RM. Dargins in the Dagestan historical process. In 2 volumes [Dargintsy v dagestanskom istoricheskom protsesse. V 2-kh tomakh]. Vol. 2. Makhachkala, 1999.(In Russ.).
  • Sotavov NA. Ahmed Khan of Kaytag between the three empires: problems of orientation in the light of the Caucasian policy of the parties [Akhmed-khan Kaytagskiy mezhdu tremya imperiyami: problemy oriyentatsii v svete kavkazskoy politiki storon] Bulletin of the Institute of IAE. № 3. 2013: 13-21.
  • Alkadari Gasan Effendi. Asari-Dagestan. Historical information about Dagestan [Asari-Dagestan. Istoricheskiye svedeniya o Dagestane] / Translation and notes by Ali Hasanov (Alkadari). Makhachkala: Lotos Publishing House. 2014. (In Russ.).
  • Bakikhanov. A. Golestan-e Eram [Gyulistan-i Iram]. Baku: Elm. 1991. (In Russ.).
  • Chronicle of the Dzhar Wars in the 18th century [Khronika voyn Dzhara v XVIII stoletii]. Baku: AzGNII, 1931. (In Russ.).
  • Mirzamagomedov GM. On the history of the struggle of Dagestanis against Nadir Shah (according to Dagestan Arabic-language sources) [K istorii bor'by dagestantsev protiv Nadir-shakha (po dagestanskim araboyazychnym istochnikam)] Liberation struggle of the peoples of Dagestan in the Middle Ages [Osvoboditel'naya bor'ba narodov Dagestana v epokhu srednevekov'ya]. Makhachkala, 1986: 83-93. (In Russ.).
  • Sotavov NA. The collapse of the "threat of the world" [Krakh «grozy vselennoy»]. Makhachkala, 2000.
  • Khapizov ShM. The defeat of Ibrahim Khan in the Dzhar Gorge: the experience of historical reconstruction (1738) [Razgrom Ibrakhim-khana v Dzharskom ushchel'ye: opyt istoricheskoy rekonstruktsii (1738 g.)] Unity of the peoples of Dagestan in the fight against foreign invaders. Proceedings of the International Scientific Conference dedicated to the 270th anniversary of the defeat of the troops of Nadir Shah in Dagestan [Yedineniye narodov Dagestana v bor'be protiv inozemnykh zavoyevateley. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 270-letiyu razgroma voysk Nadir-shakha v Dagestane]. Makhachkala, 2011: 236-243. (In Russ.).
  • Takhnaeva PI. Campaigns of Nadir Shah in Dagestan: the experience of historical reconstruction of the battle in Andalal (1741) [Pokhody Nadir-shakha v Dagestan: opyt istoricheskoy rekonstruktsii srazheniya v Andalale (1741 g.)] The rout of Nadir Shah: establishment of September 27 as the Day of Unity of the Peoples of Dagestan: Abstracts of the round table (October 27, 2010) [Razgrom Nadir-shakha: opredeleniye 27 sentyabrya kak Dnya yedineniya narodov Dagestana: Tezisy vystupleniy kruglogo stola (27 oktyabrya 2010 g.)]. Makhachkala, 2010: 30-42. (In Russ.).
  • Tamay AI. On the issue of the failure of the Dagestan campaign of Shah Nadir (1741-1743) [K voprosu o provale dagestanskoy kampanii shakha Nadira (1741–1743 gg.)] // Scientific notes of the IJL Dag. FAN USSR. Vol. 5. 1958: 108–131. (In Russ.).
  • History of Dagestan [Istoriya Dagestana]. In 4 volumes. Vol. 1. Makhachkala, 1967. (In Russ.).
  • Pakbaz Taqva. Dorre-ye Naderi. Nader Shah (shamel-e piraste va kutah shode-ye Dorre-ye Hadery, Safarname-ye Hazin va sokhanrani-ye iranshenas-e nevisande-ye maruf doctor Lakhart)]. Tehran: Saidnow.1371 / 1992: 10–79. (In Persian).
  • Minorskiy VF. Iran dar zaman-t Nadir Shah. Tardjome: Golam Reza Rasid Yasimi. Tehran, 1378/1999: 398.22.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 1448

PDF (Russian) - 428

PlumX


Copyright (c) 2020 Alibekova P.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/