ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ДРЕСС-КОДА ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Обложка

Аннотация


Одним из элементов материальной культуры является одежда. Особым идейно-образным содержанием и многообразием функций отличалась традиционная одежда народов Дагестана, которая была сходна с национальным костюмом других народов Кавказа, что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния. Одежду, носимую в соответствии с предписаниями ислама, можно считать одним из компонентов традиционного дагестанского костюма. Одежда являлась важным компонентом повседневной жизни горожан Дагестана. Значительные изменения в одежде народов Дагестана произошли в советское время. Они были связанны с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Дальнейшая утеря элементов традиционного дагестанского национального костюма происходит в годы так называемой «перестройки» и особенно в постсоветский период под влиянием урбанизации и глобализации. В это же время появляются новые виды и типы одежды. Особенно в молодежной среде сформировался особый тип моды, который можно охарактеризовать как «региональная дагестанская мода». Особую категорию молодежи составляет студенчество, имеющее общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Одним из элементов этой специфической субкультуры является костюм студента. На основе проведенного авторами статьи этносоциологического опроса студенток двух факультетов Дагестанского государственного университета исследуются особенности мусульманского дресс-кода молодежи города Махачкалы. Изучение этой категории молодежи привело их к выводу о том, что в городах Дагестана в постсоветское время сложилась особая мода, ориентирующаяся на нормы и запреты ислама, касающиеся правил ношения одежды. Во всем остальном костюм этих студенток мало чем отличается от одежды их сверстниц в других регионах России.

Одним из наиболее изменчивых элементов материальной культуры народов Дагестана является одежда. Она обусловлена природными и хозяйственными условиями жизни народа, его культурными традициями, этическими нормами и эстетическими вкусами. В этнографии одежда трактуется как искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействия наружной среды - одежда может обладать также сигнификативными и ритуальными функциями. В понятие одежда входят головные уборы и обувь. Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности - климата, географической среды и традиционных занятий населения [1, с. 103]. Одним из уникальных явлений материальной и духовной культуры народов Дагестана является традиционная одежда. «Возникнув как рукотворный предмет утилитарного назначения, он обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием функций» [2, с. 11]. Традиционная одежда народов Дагестана [3; 4; 5, с.109-118; 6, с. 105-107] была в своей основе однотипной с одеждой других народов Кавказа [7], что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния. В советское время в одежде народов Дагестана произошли значительные изменения, связанные с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Традиционный облик в одежде сохранялся в основном у представителей старших поколений и преимущественно у женщин и лиц, занятых в животноводстве. Сохранялись особенности в одежде, подчеркивающие семейное положение женщины. Существовали ограничения этического плана в одежде девушек. Проявили устойчивость и были широко распространены традиционные вязаные изделия и изделия из овчины. Модные типы одежды были характерны для молодежи. Определенное влияние национальных видов одежды испытывал и город [8, с. 115]. В годы так называемой «перестройки» и особенно в постсоветский период под влиянием урбанизации и глобализации происходит утеря большинства элементов традиционного дагестанского национального костюма, который исчезает даже в сельской местности. По нашим полевым материалам, в настоящее время элементы традиционного национального костюма сохраняются только у женщин, проживающих в ряде горных районов республики: Ботлихском (андийцы), Шамильском (гидатлинцы), Акушинском (акушинцы и балхарцы), Карабудахкентском (губденцы), Дахадаевском (кубачинцы). Учитывая то обстоятельство, что национальный костюм является одним из значимых элементов этнической идентичности [9, с. 308], сохранившемся в эпоху глобализации [10, с. 380], в последние годы в Дагестане возрождается неоправданно забытая дагестанская горская национальная одежда. Этнографами республики разработан комплекс рекомендаций по ее использованию в современной культуре [11, с. 371-372]. Одежду, носимую в соответствии с предписаниями ислама, тоже можно считать компонентом традиционной дагестанской одежды. Одежда являлась важным компонентом повседневной жизни горожан Дагестана. По данным Э.М. Далгат, одежда городских жителей Дагестана отличалась разнообразием и на протяжении второй половины XIX - начала XX в. менялась в связи с тем, что города становились все более полиэтничными [12, с. 213]. Как считает Б.Б.-А. Абдулвахабова, основной тенденцией в развитии городской одежды в конце XIX - начале XX в. была ее европеизация. Качественные изменения городской одежды были связаны с подъемом экономики, расцветом торговли и промышленности, величайшим открытием в истории мирового швейного дела - появлением швейной машины [13, с. 232]. По мнению З.В. Кануковой, «для социальных, этнических и половозрастных групп горожан была характерна различная степень интенсивности в развитии одежды. Большей трансформации подверглась одежда (обувь, аксессуары) городской элиты, особенно женщин. Мужская одежда была более консервативной, а в молодежной были менее всего заметны сословные различия» [14, с. 26]. Как считает З.У. Махмудова, «главным источником привнесения новых элементов в одежду народов СССР был аморфный универсализм урбанистического типа» (сведение к минимуму индивидуальных, в том числе и этнокультурных особенностей человека)» [15, с. 54]. С распадом СССР и ослаблением ограничений, связанных с выездом за границу, стали регулярными поездки дагестанцев за рубеж, в том числе и с целью приобретения одежды и других предметов быта. Появились новые виды и типы одежды. В молодежной среде сформировался особый тип моды, который можно охарактеризовать как «региональная дагестанская мода». В связи с развернувшейся деидеологизацией общественных отношений и своеобразным постсоветским религиозным ренессансом нельзя не отметить влияние ислама на одежду [16, с. 153] у определенной части женского населения Дагестана, у которой популярен костюм, произведенный в соответствии с нормами исламского конфессионального дресс-кода [1, с. 67-76]. В последние годы в российском обществе разгорелись нешуточные страсти по поводу права ношения хиджаба в школах. Эта проблема обсуждалась в Конституционном суде, Верховном суде РФ и президентском Совете по правам человека. Россия присоединилась к списку стран, где женщинам запрещено носить хиджаб [16]. Следует отметить, что, несмотря на негативное отношение к хиджабу в российском обществе, в Дагестане этот тип одежды популярен у определенной части девушек и женщин. В то же время дагестанское общество демонстрирует довольно лояльное и толерантное отношение и к другим типам модной женской одежды. Особую категорию молодежи составляет студенчество. Оно обозначает особую социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением. Студенты различаются по своему социальному происхождению и материальным возможностям. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Одним из элементов этой специфической субкультуры является костюм студента. «Костюм - это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями и знаками различия. Еще одну часть средств идентификации костюма составляют украшения и аксессуары, которые играют значительную роль в создании его лаконичного образа» [2, с. 42, 45]. Именно студенчество в силу особенности своей социально-демографической и профессиональной группы, группового самосознания, специфической субкультуры и образа жизни в наибольшей степени концентрирует в себе новации в одежде. В студенческой среде в меньшей степени распространены имеющие в молодежной среде знаково-престижные функции отдельные виды и элементы одежды [18, с. 48-54]. Наше исследование, проведенное методами опроса и анкетирования, индивидуального интервьюирования респондентов, посвящено изучению носящих хиджаб студенток исторического факультета и факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Имея в виду этот элемент религиозного дресс-кода, такие девушки в повседневном быту обозначаются как «закрытые». (Информаторы: Мадина Шамхалова - бакалавр 2 курса факультета востоковедения, Лабатханум Арсланмурзаева - бакалавр 3 курса факультета востоковедения ДГУ; Хадижат Максудова - бакалавр 3 курса исторического факультета, Мадина Магомедова - бакалавр 4 курса исторического факультета ДГУ). Результаты наших исследований выглядят следующим образом: мусульманский дресс-код студенток ДГУ свидетельствует об определенном влиянии глобализации на этот элемент материальной культуры. Этот костюм в сравнении с традиционной дагестанской одеждой более консервативен, в меньшей степени сохраняет этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки. Ответы студенток, на такие вопросы, как: Какова Ваша повседневная, выходная, праздничная, свадебная одежда и обувь? Какая одежда является на Ваш взгляд модной и брендовой? Вы ориентируетесь на западную или восточную моду? Где Вы приобретаете одежду - в магазине, бутике, на вещевом рынке, выписываете по интернету, шьете в ателье или сами? Носите ли Вы дагестанскую национальную одежду? Какого стиля одежды Вы придерживаетесь? Что для Вас недопустимо в одежде? Какое место занимает одежда в системе Ваших материальных ценностей? - были получены ответы, которые позволили сделать выводы, что ношение отдельных элементов традиционного национального костюма (старинные платья къабалай, платки гульменди, кIаз, носки джурабы, серебряные украшения) наблюдается лишь в определенных ситуациях (на свадьбу, мавлид, в гости). Наиболее распространенным стилем одежды у «закрытых» девушек является классический (консервативный). Они не приемлют экстравагантную одежду кричащих цветов, топы, мини, глубокое декольте, просвечивающую и чрезмерно облегающую одежду. В целом, результаты исследования современного костюма придерживающихся мусульманского дресс-кода студенток ДГУ свидетельствуют о сложении в этой специфичной среде особой моды, ориентирующейся на нормы и запреты ислама, касающиеся правил ношения одежды. Во всем остальном костюм этих студенток мало чем отличается от одежды их сверстниц в других регионах России.

Эльмира Магомед-Гереевна Зульпукарова

Дагестанский государственный университет

Email: ezulpukarova@mail.ru

Руслан Ибрагимович Сефербеков

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Email: ruslan-seferbekov@rambler.ru

  • Коляков С. Одежда // Материальная культура: свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1989. Вып. 3. С. 103-106.
  • Гаджиханова Р.Г. Дагестанский костюм. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2010. - 232 с.
  • Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева А.Г. Одежда народов Дагестана: Историко-этнографический атлас. Пущино, 2001. 289 с.
  • Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. 151 с.
  • Мусаева М.К, Гимбатова М.Б. Женский головной убор «чухта» и его разновидности у аварцев // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 4. С. 107-118.
  • Магомедов А. Дж., Гаджалова Ф.А. Традиционные женские покрывала Дагестана: инокультурные влияния // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3 (77), Ч. 2. C. 105-107.
  • Гарсаев Л.М. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала XX в. (история, предания и наименования). Саратов, 2010. 289 с.
  • Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев XIX-XX вв. Махачкала, 2004. 266 с.
  • Сефербеков Р.И. Значимые культурные феномены этнической идентичности народов Дагестана в условиях глобализации // Мат-лы I Междунар. конгр. «Пространство этноса в современном мире». 29-31 октября 2014 г. Грозный, 2014. С. 307-309.
  • Сефербеков М.Р. Традиционная культура народов Дагестана в условиях глобализации // Современная наука и инновации: Научный журнал. Ставрополь: Пятигорск: ФГАОУ ВПО «Северокавказский федеральный университет», 2017. № 2 (18). С. 378-383.
  • Гаджалова Ф.А. Проблемы сохранения и возрождения национального костюма народов Дагестана в постсоветское время // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н.З. Дибирова. М.: «Аспект Пресс», 2015. С. 371-372.
  • Далгат Э.М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX - начале XX в. Махачкала: Изд. дом «МавраевЪ», 2015. 256 с.
  • Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда в культуре повседневности дореволюционного города в конце XIX - начале XX века (на примере г. Грозного) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Каспийск, РД, 18-19 сентября 2012 г.). Махачкала: «Алеф», 2012. С. 230-235.
  • Канукова З.В. Город и традиционная культура жизнеобеспечения горожан Владикавказа (вторая половина XIX - начало XX в.) // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 6-37.
  • Махмудова З.У. Урбанистический универсализм и этнические традиции в женском костюме народов Дагестана (вторая половина XX - начало XXI в.) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизации: Науч. сбор., посвящ. памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.А. Анчабадзе. М.: Три квадрата, 2016. С. 48-73.
  • Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 129-153.
  • Уазин М. Россия запретила хиджаб [Электронный ресурс] // Сайт «ИНОСМИ.РУ»; URL: http://inosmi.ru/social/20170307/238833641.html (дата обращения: 07.03.2017).
  • Атаева П.А., Булатов Б.Б., Сефербеков М.Р. Современный костюм студента города Махачкалы // Мат-лы Всеросс. ист.-этнограф. фор. «Роль северокавказских городов в социально-экономическом и историко-культурном развитии Кавказа», посвящ. 200-летию основания г. Грозного (г. Грозный, 3 октября 2017 г.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2017. С. 48-54.
  • 1. Kolyakov S. Clothing [Odezhda]. In. Material culture: a set of ethnographic concepts and terms (Material'naya kul'tura: svod etnograficheskikh ponyatii i terminov). Moscow: Nauka, 1989. Vol. 3. Pр. 103-106.
  • 2. Gadzhikhanova R.G. Daghestan costume [Dagestanskii kostyum.] Makhachkala: The Publishing House «Epocha», 2010. 232 p.
  • 3. Bulatova A.G., Gadzhieva S.Sh., Sergeeva A.G. Clothing of the peoples of Daghestan: Historical and ethnographic atlas [Odezhda narodov Dagestana: Istoriko-etnograficheskii atlas]. Pushchino, 2001. 289 p.
  • 4. Gadzhieva S.Sh. Clothes of the peoples of Daghestan [Odezhda narodov Dagestana]. Moscow: Nauka, 1981. 151 p.
  • 5. Musaeva M.K., Gimbatova M.B. Women's headdress «chuhta» and its varieties in Avars [Zhenskii golovnoi ubor «chukhta» i ego raznovidnosti u avartsev]. In. Contemporary studies of social problems (Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem). 2017. № 4. Pр. 107-118.
  • 6. Magomedov A.J., Gadzhalova F.A. Traditional women's covers of Daghestan: inocultural influences [Traditsionnye zhenskie pokryvala Dagestana: inokul'turnye vliyaniya]. In. Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art criticism. Questions of theory and practice=Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017. No. 3 (77). Part 2. PP. 105-107.
  • 7. Garsaev L.M. Clothing of the Chechens and Ingushes in the 19th - early 20th centuries. (History, legends and names) [Odezhda chechentsev i ingushei XIX - nachala XX v. (istoriya, predaniya i naimenovaniya)]. Saratov, 2010. 289 p.
  • 8. Bulatov BB, Gashimov MF, Seferbekov R.I. Life and culture of Tabasarans of the 19th-20th centuries [Byt i kul'tura tabasarantsev XIX-XX vv.] Makhachkala, 2004. 266 p.
  • 9. Seferbekov R.I. Significant cultural phenomena of ethnic identity of the peoples of Daghestan in the conditions of globalization [Znachimye kul'turnye fenomeny etnicheskoi identichnosti narodov Dagestana v usloviyakh globalizatsii]. In. Materials of the I International Congress «The space of the ethnos in the modern world» (Materialy I Mezhdunarodnogo kongressa «Prostranstvo etnosa v sovremennom mire»). Grozny, 2014. PP. 307-309.
  • 10. Seferbekov M.R. Traditional Culture of the Peoples of Daghestan in Conditions of Globalization [Traditsionnaya kul'tura narodov Dagestana v usloviyakh globalizatsii]. In. Modern Science and Innovation: Scientific Journal (Sovremennaya nauka i innovatsii: Nauchnyi zhurnal). Stavropol: Pyatigorsk: North Caucasus Federal University, 2017. № 2 (18). PP. 378-383.
  • 11. Gadzhalova F.A. Problems of preservation and revival of the national costume of the peoples of Daghestan in the post-Soviet period [Problemy sokhraneniya i vozrozhdeniya natsional'nogo kostyuma narodov Dagestana v postsovetskoe vremya]. In. The Russian Caucasus: problems, searches, solutions / Ed. by. R.G. Abdulatipov, A.-N.Z. Dibirov (Rossiiskii Kavkaz: problemy, poiski, resheniya / Pod obshch. red. R.G. Abdulatipova, A.-N.Z. Dibirova). Moscow: Aspect Press, 2015. PP. 371-372.
  • 12. Dalgat E.M. Town life in Daghestan in the second half of the 19th - early 20th centuries. [Gorod i gorodskaya zhizn' v Dagestane vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v.]. Makhachkala: Ed. house «Mavraev», 2015. 256 p.
  • 13. Abdulvahabova B.B.-A. Clothing in the culture of the daily life of the pre-revolutionary city in the late 19th - early 20th centuries (based on the example of Grozny) [Odezhda v kul'ture povsednevnosti dorevolyutsionnogo goroda v kontse XIX - nachale XX veka (na primere g. Groznogo)]. In The North Caucasian city in the regional historical process (Severokavkazskii gorod v regional'nom istoricheskom protsesse). Makhachkala: ALEF, 2012. PP. 230-235.
  • 14. Kanukova Z.V. The city and the traditional culture of life-support for the citizens of Vladikavkaz (second half of the 19th - beginning of the 20th centuries) [Gorod i traditsionnaya kul'tura zhizneobespecheniya gorozhan Vladikavkaza (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.)]. In. Caucasian city: the potential of ethno-cultural ties in the urban environment (Kavkazskii gorod: potentsial etnokul'turnykh svyazei v urbanisticheskoi srede). St.Petersburg: MAE RAS, 2013. Pр. 6-37.
  • 15. Makhmudova Z.U. Urban universalism and ethnic traditions in the women's costume of the peoples of Daghestan (second half of the20th - beginning of the 21st centuries) [Urbanisticheskii universalizm i etnicheskie traditsii v zhenskom kostyume narodov Dagestana (vtoraya polovina XX - nachalo XXI v.)]. In. Peoples of the Caucasus: ethno-cultural traditions and modernization: Collection., ded. the memory of GA. Sergeeva / Comp., Responsible. Ed. Yu.A. Anchabadze (Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизации: Науч. сбор., посвящ. памяти Г.А. Сергеевой). M.: Tri kvadrata, 2016. PP. 48-73.
  • 16. Dode Z.V. Shawl and hijab. Cape and turban. On national and confessional traditions in the culture of the peoples of the North Caucasus [Platok i khidzhab. Papakha i chalma. O natsional'nykh i konfessional'nykh traditsiyakh v kul'ture narodov Severnogo Kavkaza]. In Ethnographic Review=Etnograficheskoe obozrenie. 2013. № 4. PP. 129-153.
  • 17. Uazin M. Russia banned the hijab [Electronic resource] [Rossiya zapretila khidzhab] In The site «INOSMI.RU»; URL: http://inosmi.ru/social/20170307/238833641.html (date of circulation: 07/03/2017).
  • 18. Ataeva P.A., Bulatov B.B., Seferbekov M.R. A modern costume of a student of the city of Makhachkala [Sovremennyi kostyum studenta goroda Makhachkaly]. In. Conference materials «The role of North Caucasian cities in the socio-economic and historical and cultural development of the Caucasus», ded. The 200th anniversary of the founding of Grozny (Grozny, October 3, 2017) / Ed. Sh.A. Gapurova, S.S. Magamadova (Materialy Vserossiiskogo istoriko-etnograficheskogo foruma «Rol' severokavkazskikh gorodov v sotsial'no-ekonomicheskom i istoriko-kul'turnom razvitii Kavkaza», posvyashchennogo 200-letiyu osnovaniya g. Groznogo). Grozny: Academy of Sciences of the Chechen Republic, 2017. PP. 48-54.

Просмотры

Аннотация - 2358

PDF (Russian) - 199

PlumX


© Зульпукарова Э.М., Сефербеков Р.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.