MARRIAGE INITIATIVES OF MODERN URBAN YOUTH OF DAGESTAN

Cover Page

Abstract


Modern marriages in the towns of Dagestan are based primarily on mutual sympathy of young people or are a kind of agreement between parents and children. Young people try not to ignore the role of older relatives in this matter. And even if young people marry with respect to the choice of their parents or religious norms, older relatives tend to acquaint the young people and find out their sympathy towards each other. That is, they try to take into account the opinion of the young people entering into marriage. Modern young people have more opportunities to get acquainted and know each another than it was in the past. Most often young people get acquainted in universities, at work, meet via mutual friends or relatives, etc. Like it was in the past, the main motive of premarital meetings and courtship is the intention to marry, to create a family. In modern youth’s opinion, the basis for marriage is love or mutual sympathy, respect, social status and religious beliefs. The initiative mainly comes from the young man or from his relatives. But it sometimes happens that a certain girl is offered to the young man’s family. If the man or his relatives are not satisfied with the proposed candidate, they try to refuse tactfully. According to the obligations of etiquette, the girl should also tactfully reject the candidate she dislikes. As before, household skills, accuracy and cleanliness, femininity, respect for elders, chastity are valued in the future bride nowadays, people pay attention to her modesty, manners and, of course, beauty. Such requirements as discipline, restraint, respectful attitude towards elders, absence of bad habits, neat appearance, ability to behave in the society, responsibility, efficiency, etc. are often applied to the young man.

Многие формы знакомства молодежи претерпели определенные трансформации. У современной молодежи гораздо больше возможностей познакомиться и узнать друг друга, чем в прошлом. Чаще всего молодые люди знакомятся в вузах, на работе, через общих друзей или родственников и т.д. Основным мотивом добрачных встреч и ухаживаний для современной молодежи остается намерение вступить в брак, создать семью. Свадебное торжество, как и прежде, является одним из распространенных мест знакомства. Как и в прошлом, на свадьбах молодежь присматривается друг к другу, и родители подыскивают достойные партии для своих детей. С появлением мобильных телефонов и интернета, распространением социальных сетей, разнообразных «мессенджеров» современная молодежь перешла на общение друг с другом напрямую, без посредников, путем обмена «эсэмэсками», фотографиями. В современных городах Дагестана известно немало случаев заключения брака именно по такой форме знакомства. Инициатива в основном исходит от парня или от родственников с его стороны. Но бывает, что семье парня предлагают определенную девушку. Занимаются этим свахи, сводницы или даже просто родственники, которые знакомы с роднёй и парня и девушки. Иногда родственники девушки, приметив хорошего жениха для своей племянницы или сестры, могут сами обратиться к таким людям (сводницам) с просьбой предложить их родственницу. Если парню или его родным не очень понравилась (по какой-то причине) предложенная кандидатура, то отказаться стараются в тактичной форме. Также и девушка, по требованию этикета, должна тактично отказать неприглянувшемуся парню. Современная молодая семья всё чаще возникает на основе взаимной симпатии, но молодые стараются не игнорировать и роль старших родственников в этом вопросе. И даже если брак заключается по выбору родителей, старшие родственники стремятся познакомить молодых и выяснить их симпатии друг к другу. То есть, стараются учитывать мнение молодых, вступающих в брак. Так часто бывало и в прошлом. Когда сын достигал совершеннолетия и наставало время его женитьбы, отец наводил справки о невестах и спрашивал своего сына, не выбрал ли он себе невесту. Молодой человек свой ответ передавал родителям через товарища. После этого отец приглашал своих близких друзей и советовался с ними [6, с. 14]. Девушка в прошлом очень редко могла открыто сообщить о своих симпатиях. Часто она вступала в брак без особого желания, побоявшись или постеснявшись высказать старшим своё мнение. Редкая девушка решалась высказать свою волю [8, c. 45]. Следуя этикету, молодые лично не сообщают родителям о своих предпочтениях и в наше время. Чаще всего для этих целей привлекают брата, сестру, молодых родственников, друзей. Если же родителей не устраивает сделанный детьми самостоятельный выбор, то они пытаются повлиять на детей иногда через родственников или друзей. Встречаются и тяжелые случаи, когда родители наотрез отказываются принять выбор сына или дочери, иногда на этой почве возникают и конфликтные ситуации между родителями и детьми. Изредка в таких категоричных случаях прибегают к умыканию. Но можно с уверенностью сказать, что такой метод, как умыкание, сегодня является лишь исключением и встречается очень редко. Нередки ситуации, когда юноша отказывается от любимой девушки, чтобы не идти против воли родителей, объясняя это тем, что «родители - превыше всего». Как и раньше, присмотрев сыну невесту, родители жениха чаще через третьих лиц пытаются предварительно выяснить мнение ее родителей. Кому-то из близких родственников поручется навести справки об отношении родных девушки к семье парня. Но если парень и девушка между собой уже всё решили, то этот этап значительно облегчается и упрощается. В последнее время сваты часто идут в дом девушки, будучи твёрдо уверенными в её согласии. В прошлом особой свободой выбора брачного партнера для своих детей иногда не обладали даже сами родители. Им приходилось считаться с мнением старших родственников, с многочисленными ограничениями. По этой же причине они не могли пойти навстречу своим детям в их предпочтениях, даже если и очень хотелось поддержать своего ребенка. Иногда решающую роль в выборе брачного партнера мог сыграть старый дедушка или дядя (особенно, если у молодого человека или девушки нет отца), основываясь лишь на каких-то своих предпочтениях. Родителям не оставалось ничего, кроме как согласиться с этим выбором. Лишь единицы могли рискнуть и поставить под сомнение предложенную кандидатуру. Как и прежде, сегодня в будущей невесте ценятся хозяйственные навыки, аккуратность и чистоплотность, женственность, почтительность к старшим, целомудренность, обращают внимание на её скромность, воспитанность и, конечно, красоту. Не последнюю роль играет и репутация родителей, особенно матери будущей претендентки. Ведь всегда считалось, что девушка будет похожа на мать. В этой связи существовали и поговорки, которые бытуют и сегодня: «На мать посмотрев, дочь выбирай»; «Какое дерево, такие будут и плоды» и д.р. В последнее время одним из главных требований в выборе брачного партнера является уровень образования молодых. Хотя какое-то время назад «родители юношей, напротив, старались не брать для сыновей девушек, которые учились в городе, кончили вузы, считая, что такие девушки забывают традиции, что город негативно влияет на их этические качества» [3, c. 58]. Современные родители напротив не хотят видеть в избранниках своих детей человека, который не имеет образования. Касается это как парней, так и девушек. Если для девушки наличие образования является желательным, то для юноши это обязательно, так как он должен будет уметь содержать семью [2, с.178]. В прошлом народы Дагестана говорили: «Жених должен, во-первых, уметь прокормить себя, должен быть не дураком по природе, не сумасшедшим, словом, во всех отношениях сносным человеком» [5, c. 75]. Сегодня к юноше предъявляют такие требования, как воспитанность, сдержанность, мужество, почтительное отношение к старшим, отсутствие вредных привычек, опрятный внешний вид, умение вести себя в обществе, ответственность, работоспособность. При выборе брачного партнера старшее поколение, как и прежде, придаёт значение и общественному мнению, мнению родственников и особенно соседей будущей кандидатуры. Не последнее место занимает и материальное положение семьи, с которой собираются породниться. Но если брак заключается по любви, то материальные трудности не служат препятствием для молодых. Исследователи прошлых лет писали, что «было бы ошибкой считать, что современная молодёжь полностью игнорирует материальные факторы при создании семьи. Потенциальная возможность начать семейную жизнь с таким партнером, с каким не будешь иметь жилищных и материальных затруднений, кажется привлекательной многим юношам и девушкам любой национальной и социальной среды. Однако в реальной жизненной ситуации наличие материальных трудностей обычно не служит препятствием для заключения брака, так как главным является взаимная любовь, а не расчет» [7, c. 299]. Эти предпочтения актуальны и сегодня. Также в последнее время при выборе брачного партнера обращают внимание на религиозную принадлежность кандидата и соблюдение им основных религиозных канонов, причём молодёжь всё чаще самостоятельно приходит к этому выбору. «В общественном сознании мусульман превалирует неприятие брака с человеком иного вероисповедания, особенно часто в отношении межэтнического брака женщины. У мусульманских народов одним из важнейших факторов, учитывающимся при заключении брака, является религиозная принадлежность брачного партнера. Не является секретом, что родственники более терпимо относятся к межнациональному браку мужчины с представительницей иной конфессиональной принадлежности. Зато часто встречается резкое неприятие, осуждение при вступлении женщины в брак с мужчиной другого вероисповедания (христиане, иудеи и т.д.). Непременное условие в таких случаях - мужчина должен перейти в лоно религии, которую исповедует будущая супруга» [11, c. 75]. Несмотря на неодобрение, в современных городах Дагестана встречаются, хотя и редко, брачные союзы между представителями разных религий. И не всегда муж или жена принимают веру своего супруга и соблюдают его религиозные обряды. Бывает, что каждый остаётся при своей религии или старается (чаще всего жена) хотя бы символично выполнять какие-то обряды. В прошлом религия также играла важную роль при заключении браков. Браки мусульман с иноверцами составляли редкое исключение, и заключались такие браки чаще в политических интересах. В современных городах Дагестана немного вырос возраст вступления в брак, что очень сильно отличается от прежних времен. Раньше «если девушка оставалась не обрученной до совершеннолетия, то даже родная мать упрекала её, что на неё нет спроса, нет покупателя. Такая девушка не ценилась, что доставляло ей немалые переживания» [9, c. 56]. Волнуясь о том, чтобы девушка не осталась старой девой, родственники прибегали и к услугам сводниц. Повышение брачного возраста сегодня является следствием учёбы молодёжи в высших учебных заведениях, желанием вступить в брак, отучившись и получив профессию, или даже устроившись на работу, чтобы в дальнейшем семья, появившиеся дети не стали препятствием для окончания вуза, получения диплома. Ведь часто случается так, что девушка, выходя замуж с неоконченным высшим образованием, родив в браке ребёнка, не имея возможности ходить на занятия, берёт академический отпуск, а затем и вовсе забрасывает учебу. Ребята стараются получить диплом и найти работу, чтобы иметь возможность обеспечивать будущую семью. Таким образом, большинство современной молодёжи не ориентировано на ранний брак. Они считают, что заключившие брак в 20-25 лет и старше легче справляются с проблемами, возникающими на пути молодой семьи. Часто бывает, что препятствием для своевременного вступления в брак также становятся материальные трудности. В последние годы в городах Дагестана наблюдается тенденция увеличения числа межнациональных и социально-смешанных браков, что также свидетельствует о свободе выбора брачного партнера среди современной молодёжи, об уровне этнического сближения в дагестанском обществе, а также о тесных и многосторонних культурных связях между дагестанскими (и не только) народами. По мнению исследователей, «в настоящее время между общественными группами существуют тесные и многосторонние контакты, которые приводят к возникновению большого числа социально-смешанных браков», а также «в условиях тесного общения между собой людей разных национальностей всевозрастающая свобода брачного выбора, новые критерии нравственности способствуют заключению и межнациональных браков» [3, c. 59]. А ведь в прошлом первостепенную роль в выборе брачного партнера играла национальная (а иногда и тухумная), социальная и религиозная принадлежность. И даже выдача девушек замуж в соседние сёла, а тем более в иноэтническую среду была очень редким явлением. Серьёзными помехами для заключения межнационального брака издавна являлись территориальная разобщенность, идеология этнической розни, языковые барьеры, различия в культурных традициях [4, c. 153]. Среди народов Дагестана существовали даже такие поговорки: «Если хорошая девушка - жалко отдать (чужим), если плохая - стыдно», «Хорошую девушку из села не выпустят» и т.д. В прошлом национально-смешанные браки были частым явлением прежде всего в феодальной среде. Дагестанские феодальные правители - шамхалы тарковские, засулакские кумыкские князья, уцмии кайтагские, аварские, казикумухские, мехтулинские ханы и др. - посредством браков роднились как между собой, так и с феодальными владетелями Закавказья и Северного Кавказа преимущественно из политических соображений, а также в период феодальных междоусобиц и использовали их как средство прекращения вражды [4, c. 154-155]. Исследователи описывали следующие нормы для вступления в брак, существовавшие в прошлом: равенство общественного положения фамилии жениха и невесты и эндогамия, или брак в пределах своего рода или тухума. А также, чтобы жених и невеста были из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий [10, c. 30]. Однако почти все эти ограничения чаще всего касались жителей сельских местностей. Как считают исследователи, говорить об эндогамии (в её расширенном понимании) можно только в отношении сельского общества - джамаата, включающего в себя несколько, иногда до 10 и более тухумов [1]. И сегодня готовность к межэтническим бракам среди городского населения значительно выше, чем среди жителей сельских местностей. Городское население проживает в многонациональной среде и чаще вступает в межэтнические контакты, тогда как население сельской местности в основном является мононациональным. Как известно, в районах проживания этнически однородного населения наблюдается относительная сохранность традиционных черт семейной обрядности, а различия в языке, в некоторых традициях и обычаях могут создать определенные трудности между супругами и их родственниками. Хотя то обстоятельство, что жених и невеста являются выходцами из разных аулов, сегодня не является особым препятствием для вступления в брак, всё же и в наше время многие предпочитают выбирать брачного партнера для своих детей среди односельчан. Объясняют это желанием сохранить свою этническую идентичность. Будучи горожанами в нескольких поколениях, дагестанцы поддерживают отношения со своими родовыми сёлами и стараются, по возможности, не искать брачных партнеров за их пределами. Часто свободу выбора в прошлом ограничивали и так называемые люлечные или внутриутробные браки, такие формы брака, как обменный, левират, сорорат, которые сегодня практически исчезли. Иногда при желании невозможно было найти почти ни одной взрослой девушки, которая не была бы занята. Из этих архаичных форм браков сегодня могут встречаться лишь изредка люлечный или обменный браки. Поводом для обменного брака могут послужить лишь взаимные симпатии молодых, а не намерение, как прежде, обоюдно избежать выплаты свадебных подарков (калыма). Запрещались в прошлом и запрещаются сегодня в Дагестане браки между молочными братьями и сестрами, так как в исламе молочное родство приравнивается к кровному. И даже религиозные деятели Дагестана пропагандируют в родильных домах отказ от кормления детей молоком чужой женщины, объясняя это тем, что в будущем эти дети, ничего не подозревая, могут вступить в брак друг с другом. А это является большим грехом. Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, произошедшие в регионе, разрушение основных устоев семьи, забвение традиций привели к потере и трансформации многих обрядовых и этикетных форм знакомства и выбора брачного партнёра. Многие формы знакомства и обычаи, бытовавшие ранее, ушли в прошлое. А те, которые сохранились, всё больше выполняют символико-демонстративную функцию. Исчезли многие мероприятия, которые служили местом сбора, встречи и знакомства молодежи. «Новые условия труда, быта, отдыха способствуют естественному знакомству молодёжи, а уровень их культуры предопределяет личностный характер требований, предъявляемых друг к другу» [3, c. 58]. Несмотря на то, что лишь незначительная часть современных браков заключается по инициативе родителей, всё же современные браки являются неким актом согласия между родителями и детьми. Современная молодёжь основой для заключения брака считает любовь или взаимную симпатию, уважение, социальный статус и религиозные убеждения. Происходящие изменения в духовно-нравственной и социокультурной сфере нашего общества не отменяют того, что скромность и сдержанность и сегодня являются основными принципами этикета в добрачных ухаживаниях. И хотя современные браки создаются преимущественно на взаимной симпатии молодых людей, нормы нравственности, имевшие силу в прошлом, ценностные установки предыдущих поколений при вступлении в брак сохранились и в современном Дагестане. Именно на этих нормах и ценностных установках должны строиться отношения людей, собирающихся связать себя узами брака для создания гармоничных взаимоотношений, которые можно будет пронести через всю жизнь.

A K Amirkhanova

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center

Email: aida-amirkhanova@mail.ru

  • Агларов М.А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1986 г. С. 5-11.
  • Алимова Б.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб: ООО «Лема», 2013. С. 176-205.
  • Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (Равнинный Дагестан). Махачкала: Даг. книжн. издательство, 1989. - 112 с.
  • Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое. Культура. Быт. Книга вторая. Махачкала: Даг. книжн. издательство, 2005 г. - 436 с.
  • Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы. Махачкала, 1968. С. 77-79.
  • Каранаилов О. Аул Чох // СМОМПК. 1884. Вып. 4. С. 1-24.
  • Семенов Н. Очерки народных обычаев у кумыков Терской области // Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895. С. 296-343.
  • Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX в. М.: Наука, 1983. - 264 с.
  • Цадаса Г. Адаты о браке и семье у аварцев в XIX - начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана XVIII-XIX в.: Архивные материалы. М.: Наука, 1965. С. 55-61.
  • Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. Махачкала: ДНЦ РАН, 1995. - 92 с.
  • Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. М., 2008. № 11. С. 72-76.

Views

Abstract - 305

PDF (Russian) - 197

PlumX


Copyright (c) 2017 Amirkhanova A.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
https://lentera.uin-alauddin.ac.id/question/gratis-terlengkap/https://old-elearning.uad.ac.id/gampang-menang/https://fk.ilearn.unand.ac.id/demo/https://elearning.uika-bogor.ac.id/tanpa-potongan/https://e-learning.iainponorogo.ac.id/thai/https://organisasi.palembang.go.id/userfiles/images/https://lms.binawan.ac.id/terbaik/https://disperkim.purwakartakab.go.id/storage/https://pakbejo.jatengprov.go.id/assets/https://zonalapor.fis.unp.ac.id/-/slot-terbaik/https://sepasi.tubankab.go.id/2024tte/storage/http://ti.lab.gunadarma.ac.id/jobe/runguard/https://satudata.kemenpora.go.id/uploads/terbaru/