ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В УРАХИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В

Обложка

Аннотация


В статье рассматривается церемониальный цикл предсвадебных семейно-брачных обрядов, реализуемых в жизни даргинцами-урахинцами в Урахинском сельском обществе в XIX - начале XX в. Семья - это уникальный социальный институт, важнейшая ценность общества, которая является надежным хранителем и источником передачи этнической культуры, а именно обычаев, традиций народа, без которых немыслима культура народов в целом. Женитьба сына или выдача замуж дочери в Урахинском обществе, как и у всех дагестанских народов, были наиболее ответственным событием семейной жизни, поэтому невесту для сына подыскивали, как правило, сами родители или близкие родственники из круга равных им по социальному и экономическому положению. Через родственников и соседей девушки они наводили справки о ней, о ее родителях, о благосостоянии ее семьи, о чертах ее характера, репутации, об отношении девушки к собственным родителям, родне. Большое значение придавали личным качествам невесты: здоровью, умению вести домашнее хозяйство, умению вести себя в обществе, уважать старших, отзывчивости и другим нравственным качествам. По адатам и обычаям Урахинского общества, минимальный брачный возраст для мужчин составлял 20 лет, для женщин 15 лет. Браки с большой разницей в возрасте между брачующимися общественным мнением не одобрялись, но и не вызывали осуждение. Как правило, они были обусловлены социально-экономическими причинами. В статье освещаются семейные ценности, а также этапы и формы сватовства и роль родителей во всем процессе обряда предсвадебной церемонии.

Как и у всех народов Кавказа и Дагестана, брачно-семейным отношениям у даргинцев-урахинцев придавалось особое значение. Как известно, семья - это уникальный социальный институт, важнейшая ценность общества, где формируются в совокупности социальные, этические, половые, правовые, конфессиональные и другие качества личности. Вместе с тем семья является надежным хранителем и источником передачи этнической культуры, а именно обычаев, традиций народа, без которых немыслима культура в целом. Вопросы семьи и семейно-брачных отношений у народов Дагестана освещены в работах дагестанских ученых, специалистов-этнографов, внесших огромный вклад в изучение данной проблемы. Это работы одного из основоположников этнографической науки Дагестана С.Ш. Гаджиевой, ее коллег, последователей и учеников Г.А. Сергеевой, А.Г. Булатовой, С.А. Лугуева и Б.Б. Булатова, Б.М. Алимовой, М.К. Мусаевой и многих других. Вопросы, связанные с браком и семьей, наряду с другими вопросами общественного бытия урахинцев, нашли освещение в научном труде Башира Керимовича Далгата «Материалы по обычному праву даргинцев». Семейно-брачная обрядность урахинцев в основном была аналогична общедагестанской. Женитьба сына или выдача замуж дочери в Урахинском обществе, как и у всех дагестанских народов, являлись наиболее ответственным событием семейной жизни. В Урахинском обществе невесту («гьалмагъ») для сына подыскивали, как правило, сами родители или близкие родственники прежде всего из круга равных им по социальному и экономическому положению. Через родственников и знакомых, соседей девушки они наводили справки о ней, ее родителях (если девушка из другого тухума или из другого села), о благосостоянии ее семьи, о чертах характера ее родителей, репутации, об отношении девушки к собственным родителям, родне. Большое значение придавали личным качествам невесты: здоровью, умению вести домашнее хозяйство. Она должна была быть быстрой, расторопной, бережливой, обращали внимание на ее внешность, умение вести себя в обществе, уважать старших, отзывчивость и другие нравственные качества. В Урахинском обществе вступление в брак считали обязательным и предопределенным богом явлением. Б.К. Далгат писал по этому поводу следующее: «Вступление в брак считают необходимым по трем причинам: 1) если не будет брака, то вымрет семья; 2) кроме того, молодой человек не может не жениться, за невозможностью другим путем удовлетворить свой половой инстинкт; 3) без жены некому управлять в доме, нет хозяйки» [2, л. 14 об.]. Урахинское общество не одобряло поздних браков, однако случалось, что молодые люди женились поздно. Обычно такое происходило, когда молодой человек учился долго, или не находил пары для себя, или был беден и ждал, пока приобретет состояние, чтобы обеспечивать будущую жену и семью. Если молодой человек не женился, будучи занят по необходимости (учился), то в Урахинском обществе его хвалили за воздержанность и стремление к своему хорошему благосостоянию. А если молодой человек лежал на боку, ничего не делал для улучшения своего благосостояния и твердил, что он не может жениться, т.к. нет возможности взять жену и содержать семью, или же, что никакая девушка не хочет выходить за него замуж, то он в глазах урахинцев не имел никакого уважения и авторитета. По мнению наших информаторов, мужчины, которые не женились до старости, в Урахинском обществе становились как бы объектами насмешек и дразнилок. Более того, некоторые родители и близкие родственники, когда их сыновья и племянники не желали в принятом в Урахинском обществе брачном возрасте жениться, их попрекали, напоминая имя человека, оставшегося без жены и семьи и состарившегося. Этот укор звучал приблизительно так: «Хочешь остаться без жены и состариться никому не нужным как АхIмадила Али?» [4]. По сообщению информаторов, такой довод имел свое определенное положительное воздействие на молодых людей. Семье и семейным ценностям в Урахинском обществе придавали особое значение. Б.К. Далгат отмечал: «Никогда в Урахи не живут вместе без брака мужчина и женщина, такое сожительство было бы страшным преступлением. Любовницу (сожительницу) тоже никто не имел» [2, л. 15]. Нежелание девушки выходить замуж в Урахинском обществе расценивалось крайне отрицательно. Как отмечал Б.К. Далгат, «девушки остаются безбрачными по собственному желанию, или по природным недостаткам, или когда некоторых никто не берет» [2, л. 15]. На незамужних, престарелых девушек («духъна рурси») и неженатых, состарившихся мужчин («ухъна урши») смотрели с подозрением и даже с опаской. Как и у всех народов Кавказа и Дагестана, семья в Урахинском обществе складывалась на основе брака, и продолжение рода было немыслимо за гранью брачных отношений. Б.К. Далгат отмечал: «Свобода полового общения ни в коем случае не допускается. Как бы и где бы ни было, половое общение вне брака запрещено, и это исполняется под страхом смерти со стороны близких» [2, л. 10 об.]. По сведениям наших информаторов, в Урахинском обществе не было никаких народных преданий о добрачном сексуальном общении девушек, но сохранились предания о строгости нравов и их нравственной чистоте. В отличие от обычаев и традиций некоторых других народов Дагестана, в Урахинском обществе не существовали никакие сборища, как например, посиделки, где бы сходились юноши и девушки. Как отмечал Б.К. Далгат, «не было в Урахи обычаев ночных посещений парнями девушек» [2, л. 10 об.], что свидетельствует о довольно строгих нормах бытия в Урахинском обществе. Средний брачный возраст у народов Дагестана регламентировался обычно правовыми нормами. По мнению С.Ш. Гаджиевой, «нижней возрастной границей вступления в брак… считалось совершеннолетие, наступившее по адатам к 15 годам, а по шариату - еще раньше» [1, с. 151]. Однако строгой регламентации брачного возраста не было. Фактически брачный возраст устанавливался сугубо местными обычаями, традициями, социально-экономическими условиями, находившими отражение в обычно-правовых нормах. Браки могли быть как ранними, так и поздними. Б.К. Далгат писал: «Причинами ранних браков было то, что родители считают своим священным долгом поскорее сделать своих детей самостоятельными хозяевами и чем скорее они женят их, тем для родителей лучше, тем они себя считают скорее осчастливленными браком детей» [2, л. 16]. Ранние браки девушек объясняются также еще и тем, что родители боялись за своих дочерей: вдруг похитят, или свалят на нее злые люди небывалые пороки, и поэтому лучше отдать поскорее ее замуж, если найдется подходящий жених. А мужчина был абсолютно свободен в выборе времени женитьбы. Он женился лишь тогда, когда сам посчитает нужным, когда почувствует нужду в жене и в состоянии будет ее содержать. В некоторых случаях брачный возраст зависел также от имущественного положения семьи. По адатам и обычаям Урахинского общества, минимальный брачный возраст для мужчин составлял 20 лет, для женщин 15 лет [3, с. 91]. Достигших брачного возраста называли в Урахи «джахьил», т. е. «молодой», что означало, что девушка или юноша готовы вступить в брачные отношения. В Урахинском обществе, как писал Б.К. Далгат, «брак для мужчины и женщины считается возможным, когда угодно, даже в 60 - 70 лет, только уже в таком возрасте мужчине приходится большей частью брать в жены или вдову, или старую деву (не моложе 20 лет). Но если пойдет, старик женится и на 15- летней» [2, л. 17]. Следовательно, большая разница в возрасте не была препятствием для брака, как и во всех обществах Дагестана в рассматриваемый период. Наш информатор Муидова Патимат Муидовна (1936 г.р.) из села Аймаумахи рассказывала, что в их селе иногда девушек рано отдавали замуж, и она помнит случай, как молодую девушку из села ЧIабазимахи в 14 лет выдали замуж за 50-летнего вдовца, и у них родилась дочка [5]. Браки с большой разницей в возрасте между брачующимися общественным мнением не одобрялись, но и не вызывали осуждения, поскольку они были обусловлены социально-экономическими причинами. Как было отмечено выше, в Урахинском обществе большое значение придавали женитьбе сына или выдаче дочери замуж. Выбором невесты занимались ближайшие родственники - родители, братья, сестры, дяди, тети и т. д. При выборе невесты или жениха большое значение придавали престижу тухума будущих родственников. Особенно при выборе невесты обращали внимание на личные качества невесты, нравственную чистоту, трудолюбие, знание и соблюдение норм этикета, внешние данные. Главным из обязательных условий, предъявляемых к невесте, была ее нравственная чистота. В Урахинском обществе, как писал Б.К. Далгат, «если невеста окажется нецеломудренной, то это позор на всех ее родственников» [2, л. 29]. Девушка, снискавшая малейшее подозрение в отношении нравственности (где-то развязно себя вела, разговаривала с посторонними мужчинами, тайком кого-то любила и т. п.), обретала дурную славу и редко могла удачно выйти замуж. Большое значение при выборе невесты имел авторитет ее матери среди родни и односельчан. Обычно узнавали, хорошо ли зарекомендовала себя родня, пользуется ли семья уважением. Если мать девушки не пользовалась авторитетом как хорошая хозяйка, люди всегда делали вывод о плохой подготовке девушки к браку. На это указывают и дошедшие до нас поговорки. Так, например, урахинцы говорили: «Абаши хIаръили, рурси дикIа» - «Посмотри на мать - выбери невесту», «Хъялла галгалишибад чумиздаг башани ахIин» - «На грушевом дереве финики не растут» [6]. По сообщению информаторов, в Урахинском обществе юноша мог заявить о своем намерении жениться на понравившейся ему девушке. Согласно традиционному этикету, ему не полагалось самому сообщать о своем выборе родителям. Как правило, он прибегал к посредничеству сестры, невестки, младшего брата или другого родственника, друга. В отличие от юноши, судьба девушки полностью зависела от отца, последнее слово всегда оставалось за ним. Отец имел полное право распорядиться судьбой дочери; только он мог выдать ее замуж против ее желания, остальные родственники не имели права распоряжаться её судьбой. Б.К. Далгат отмечал: «Отец что захочет, то и делает с дочерью, ни у кого не спрашивая согласия на ее брак» [2, л. 18]. В Урахинском сельском обществе не было жестко установленного порядка очередности вступления в брак в семье, хотя обычно вступали в брак по старшинству. Однако если старшие дети по какой-то причине оставались холостыми, то младшие вступали в брак, несмотря на старших. По мнению профессора С.Ш. Гаджиевой, «существовали две основные формы заключения брака: брак по сговору и брак похищением. Наиболее распространенной, так сказать, нормальной формой был брак по сговору, который, в свою очередь, распадался на два вида: сговор малолетних и сговор совершеннолетних» [1, с. 161]. Вопросы по сговору о малолетних нашли освещение в трудах известных российских и дагестанских ученых-этнографов, таких как Н. Вучетич, А.В. Комаров, Н. Львов, Д. Бутаев, И.Я. Чернов, Г.Ф. Чурсин, М.А. Агларов, Б.М. Алимова, С.А. Лугуев, М-З.Ю. Курбанов, А.И. Исламмагомедов и др. Народам Кавказа, Средней Азии был известен обычай люлечного сговора, который освещен в работах таких исследователей, как М.А. Бекая, Я.С. Смирнова, Р.Х. Керейтов, М.А. Меретуков, Н.А. Кисляков, С.М. Абрамзон, Е.И. Васильев, Дж. Хайдари и др. Формы заключения брака в Урахинском обществе, как и у других народов, были разные. При всем их разнообразии самой распространенной формой брака, как и у многих других народов Дагестана и Кавказа, в рассматриваемый период был брак посредством сватовства. Сторона жениха, выбрав для него невесту и предварительно уверившись, что отказа не будет, сватала ее для своего родственника, а через некоторое время назначались обручение и свадьба. После того как юноша и его родители останавливали свой выбор на определенной девушке, начинался процесс сватовства - «у дакьни». Обычай не позволял самим родителям вести переговоры с родителями девушки, это делалось через друзей, родственников, соседей, как женщин, так и мужчин. Сватовство у урахинцев, как было принято у многих народов Дагестана, начинали в четверг или воскресенье. По сведениям наших информаторов, в Урахинском обществе, когда сваты выходили из дома юноши и направлялись к родителям девушки, то предпринимались меры, чтобы избежать встречи с человеком с пустой емкостью, будь это кувшин или мешок, так как это считалось дурным знаком и ассоциировалось с неудачей. Для этого близкие родственницы юноши в подобных случаях отправлялись за водой с таким расчетом, чтобы первыми встретить выходящих из дома сватов с наполненными родниковой водой кувшинами. В Урахинском обществе родниковая вода символизировала чистоту и везение во всех случаях. Недалеко от села Урахи до настоящего времени сохранился родник, вода из которого убирает сглаз, очищает и даже лечит [7]. Сам факт сватовства знаменовал собой переход молодых людей, юноши и девушки, в соответствующую возрастную категорию. Процессу сватовства в Урахинском обществе уделяли большое внимание, и он проходил своеобразные обряды и этапы. Партнеров старались подбирать преимущественно из одного и того же тухума или селения, но не из близких родственников, то есть двоюродных. Из всех частей брачного обряда сватовство в Урахинском обществе, как отмечал Б.К. Далгат, считалось самым сложным, так как оно могло длиться иногда 15-20 лет, если начало его было положено в детстве [2, л. 21]. Обряд сватовства распадался на одиннадцать этапов, и каждый этап имел свои ритуальные особенности. Виды сватовства подразделялись на люлечный сговор; сговор малолетних; сговор детей от 7 до 11-12 лет; сговор, при котором одна сторона малолетняя, другая - совершеннолетняя; обменный брак; внезапное сватовство; левират; похищение девушки, женщины по ее воле; увод девушки силой, без ее согласия и воли.

С И Мусаева

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

К К Ахмедова

ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

Email: sirsa888@mail.ru

  • Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1985. - 360 с.
  • Далгат Б. К. Материалы по обычному праву даргинцев // Научный архив Института истории археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (НА ИИАЭ. ДНЦ РАН). Ф. 5. Оп. 1. Д. 28
  • Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы. / Сост. А.С. Омаров. Махачкала: Тип. ДФ АН СССР, 1968. - 240 с.
  • Полевой материал. Инф. З.С. Закарьяева, 1938 г. р., сел. Урахи.
  • Полевой материал. Инф. М.П. Мухчиева, 1934 г. р., сел. Аймаумахи.
  • Полевой материал. Инф. П. А. Сулейманова, 1924 г. р., сел. Сергокала.
  • Полевой материал. Инф. П.М. Муидова, 1936 г. р., сел. Аймаумахи.

Просмотры

Аннотация - 321

PDF (Russian) - 211

PlumX


© Мусаева С.И., Ахмедова К.К., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.