ARCHEOLOGICAL EXPLORATION IN THE ITUM-KALINSKY REGION OF THE CHECHEN REPUBLIC IN 2021

Abstract


The article presents the results of archaeological surveys, conducted in 2021 on the territory of lands allocated for economic development under the project “Construction of a Tower Hydroelectric Power Station on the Argun River in the Itum-Kalinsky Region of the Chechen Republic”. In the course of the work, the previously known objects of cultural heritage “Ushkaloy Watchtowers-twins”, “Ushkaloy Burial Ground” were examined and two new objects of cultural heritage were revealed: the complex of archaeological sites “Bashin-Kali”, including the remains of the fortification of the time of the Caucasian war “Bashin-Kali” of the 19th century, two destroyed burials of the burial ground of the early Iron Age – the Middle Ages and the settlement of the Bronze Age, as well as the burial ground “Guchum-Kali”. The explorations included the study of agricultural terraces of the economic territory of the village of Guchum-Kali. The relatively high richness of archaeological sites on a relatively small area on which the research was conducted reflects the processes of development in antiquity, the Middle Ages and in Modern times by the population of the Argun Gorge, which was one of the contact zones between the North and South Caucasus.


Итум-Калинский район расположен на юге Чеченской Республики. На севере он граничит с Шатойским и Ачхой-Мартановским районами, на востоке с Шаройским районом Чеченской Республики, на западе – с Республикой Ингушетия и на юге − с Грузией, протяженность границы с которой составляет 30 км (рис. 1). На его территории находится Аргунский архитектурный и природный заповедник.

Изучение памятников археологии горных районов Чечни имеет давнюю историю [1; 2; 3], однако вследствие вынужденного разрыва в течение двух десятилетий в исследовании данных древностей, эта работа была возобновлена относительно недавно [4, с. 5054; 5, с. 7281]. Целью предлагаемой публикации является уточнение информации о некоторых ранее известных памятниках и введение в научный оборот материалов на впервые выявленных объектах, которые являются результатом работ, проведенных в 2021 г. сотрудниками Института археологии РАН и ООО «Археологическое наследие Кавказа» (г. Грозный) в рамках обследования территории под строительство Башенной МГЭС на р. Аргун в Итум-Калинском районе (рис. 2). В зону исследования попали хорошо известные памятники − Ушкалойские сторожевые башни-близнецы и Ушкалойский могильник, кроме того выявлены новые – Могильник Гучум-Кали и Комплекс объектов археологического наследия (ОАН) Башин-Кали, включающий Укрепление Башин Кали XIX в., грунтовый могильник Башин-Кали раннего железного века – Средневековья и поселение Башин Кали эпохи бронзы.

Ушкалойские сторожевые башни-близнецы встроены в естественную нишу скалы и находятся в местности Пхоччу (в пер. с чеч. – «в поселении»), между селениями Гучум-Кале и Ушкалой на правом берегу р. Аргун, под козырьком горы Селин-Лам (рис. 3). Башни расположены в самом узком месте ущелья, где ширина прохода не превышает 37 м, занимая, тем самым, важное стратегическое место, позволявшее контролировать проход по ущелью. В 30 м от башен, на противоположной стороне реки, проходит дорога Грозный – Итум-Кале. Башни четырёхэтажные, высотой около 12 м, имеют по три стены, четвёртую стену образует скала. Башни сложены из обработанных камней на известковом растворе. Кровлей служит каменный козырёк скалы. Северная и южная стены башен выложены по рельефу скалы, к которой они примыкают.

Сведения о строительстве башен отсутствуют; литературные источники о дате и истории их создания не сохранились. По преданию, записанному А.С. Сулеймановым, в этих башнях заседал Совет мудрецов, куда обращались ищущие правды и справедливости горцы всех этнических обществ – от Хевсуретии (чеч. Пхейн-Мохк) до предгорной равнины. По всей вероятности, это легенда. В.И. Марковин называет Ушкалойские башни убежищами и относит к постройкам полубоевого типа [6, с. 184−270]. По мнению Л.М. Ильясова [7, с. 111, 293] они ни по месту расположения, ни по форме, ни по функциям убежищами не являются, и считает их сторожевыми башнями. Подтверждением этому может служить то, что в прежние времена дорога в этом месте проходила по правому
берегу реки, а не по левому как сейчас. Недалеко от башен находился каменный арочный мост. Стража, которая находилась в башнях, контролировала дорогу и мост. В настоящее время сохранились лишь элементы моста. Р.Д. Арсанукаев также называет Ушкалойские башни сторожевыми [8, с. 100, 104]. В настоящее время башни отреставрированы, однако, в результате постоянных камнепадов и смещения грунта с автомобильной трассы Р-217 происходит и смещение русла р. Аргун. Так по сравнению с фотофиксацией 2013 г. – русло сместилось не менее чем на 3 м к башням, и в настоящее время проходит непосредственно у их подножия, а в периоды паводков подтапливает их нижнюю часть.

Ушкалойский могильник расположен в 1,25 км к северу от сел. Ушкалой (чеч. Чиннахой) и в 1,52 км к юго-западу от сел. Гучум-Кале и находится на склоне горы, прилегающем к автодороге Шатой – Итум-Кале, на левом берегу р. Аргун. Первые данные о памятнике содержатся в отчете М.Х. Багаева1, которым был составлен план-схема могильника, а также расчищены 4 каменных ящика и катакомбы. В 2013 г. на могильнике и прилегающем поселении (в настоящее время полностью уничтожено карьером по добыче гипса) проводил археологические разведки М.А. Тангиев2. Приведено описание поселения «Ушкалой (Чиннахой) (XIV−XVI вв.) и могильника «Ушкалой (Чиннахой)» (XIV−XVI вв.). В ходе визуального обследования территории были выявлены погребения, обнажившиеся в осыпи склона вследствие строительных работ. Зафиксировано 13 полностью разграбленных погребений, имеющих признаки катакомбных. В 2021 г., в рамках обследования территории под строительство Башенной МГЭС, на территории могильника зафиксировано 12 поврежденных погребений. В результате проведенных работ определены границы территории памятника, площадь которого составила 3,5 га. Могильник представляет интерес сочетанием двух разных форм погребальных сооружений – каменных ящиков и катакомб. Судя по материалам раскопок 1972 г., каменные ящики, предназначенные преимущественно для одиночных захоронений, датируются концом Развитого – началом Позднего Средневековья. Красноглиняная круговая посуда по морфологии и орнаментации находит аналогии в синхронных погребениях от Нагорного Дагестана до Центрального Кавказа. Катакомбные погребения встречаются на большей части региона.

Несколько ниже по течению р. Аргун, на левом берегу, у сел. Башин-Кали (рис. 5), выявлены остатки (три стены и башня) одноименного (Башин-Кали) укрепления, известного по архивным материалам и картографическому материалу, время сооружения которого относится к 1858 г. Литературные сведения о нем содержатся в работах А.А. Головлева [9, с. 82] и А. П. Ипполитова [10, с. 1−62]. В обрезе склона, образовавшемся в результате прокладки грунтовой дороги, выявлено 2 нарушенных погребения. По сообщениям местных жителей здесь строителями был обнаружен ряд находок, в том числе железный кинжал. Датировка погребений может рассматриваться в рамках от раннего железного века до Средневековья.

На склоне, прилегающем к дороге Шатой – Итум-Кали, обнаружена керамика, относящаяся к поселению эпохи бронзы. Поселение расположено в нижней части склона ниже сел. Башин-Кали. Поселение выявлено М.Х. Ошаевым в 1969 г.3. Автором был составлен план-схема памятника и собран подъемный материал. На тот момент поселение распространялось в восточном направлении до берега р. Аргун и было больше на 60−80 м, нежели сегодня, вследствие разрушения автодорогой Шатой – Итум-Кали. Подъемный материал и шурфы содержали, преимущественно, керамику эпохи бронзы (рис. 4). Кроме того, обнаружены фрагменты сосудов Раннего и Развитого Средневековья, а также Нового времени. Из индивидуальных находок отметим фрагмент каменного оселка, каменную пробку и др. Керамику эпохи бронзы предварительно можно отнести к каякентско-хорочоевской культуре. В пользу этого свидетельствуют технологические (лепные элементы, неравномерный обжиг с преобладанием коричневато-охристых и коричневато-серых оттенков, шамот в тесте и наличие грубой обмазки, сопровождающейся параллельными бороздками и пальцевыми расчесами) и морфологические (отогнутые венчики с утолщенным краем, отсутствие выраженных орнаментальных мотивов и композиций, за исключением нескольких фрагментов, декорированных налепным валиком с насечками, а также сетчатой композицией) признаки.4 Таким образом, речь идет о комплексе памятников «Башин-Кали», включающем укрепление XIX в., могильник раннего железного века – Средневековья и поселение эпохи бронзы (каякентско-хорочоевской культуры).

На правом берегу р. Аргун, напротив сел. Башин-Кали, расположен небольшой хребет с крутыми склонами, с одной стороны ограниченный обрывом к руслу р. Аргун, с другой ущельем, образованным течением р. Похмерка. В верхней части находится основание башни, по сообщениям местных жителей определяемое как современная постройка начала 2000-х гг. На склоне, к востоку от данной постройки, фиксируются руины средневековой жилой башни. В результате прокладки дороги землеройной техникой образовался ряд обнажений грунта, в которых прослеживаются каменные конструкции погребений выявленного в 2021 г. нового памятника – могильника «Гучум-Кали». Адресные ориентиры могильника: 250 м к северу от п. Гучум-Кали (чеч. Гучан-кхелли) и в 470 м от трассы Шатой – Итум-Кали. На могильнике зафиксированы 6 поврежденных погребений и определены границы его территории. Общая площадь составила 0,6 га. Могильник относится к эпохе Средневековья.

Большая часть обследуемой территории правобережья р. Аргун занята террасами (рис. 6), относящими к хозяйственной территории сел. Гучум-Кали; настоящее время террасы не используются. По высоте террасы варьируют в пределах 8−15 м. Здесь фиксируются несколько фундаментов жилых и хозяйственных построек, по сообщениям местных жителей, относящихся к периоду 30−40-х гг. XX в. Закладка шурфов на террасах выявила наличие материалов, относящихся к XIX-ХХ вв.

Достаточно высокая насыщенность археологическими памятниками относительно небольшого участка, на котором были проведены исследования, отражают процессы освоения в древности, Средневековье и в Новое время населением Аргунского ущелья, которое являлось одним из путей контактов между Северным и Южным Кавказом.


1 Багаев М.Х. Отчет отряда археологической экспедиции Чечено-Ингушского НИИЯЛИ за 1972 г. // Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. Д. № 5314, 5134а - Альбом иллюстраций к отчету.

2 Тангиев М.А. Отчет об археологических разведках, проведенных в Итум-Калинском районе Чеченской Республики в 2013 г. // Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. Д. № 59179.

3 Ошаев М.Х. Отчет Четвертого отряда археологической экспедиции ЧИ НИИИЯЛ за 1969 г. //Архив ИА РАН, Ф-1; Р-1; Д. №5019, № 5019а - Альбом иллюстраций к отчету.

4 Авторы выражают благодарность к.и.н. Р.Г. Магомедову (ИИАЭ ДФИЦ РАН, г. Махачкала) за предварительный анализ и атрибуцию керамического материала.

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/4596

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/4597

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/4598

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/4599

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/5013

https://caucasushistory.ru/2618-6772/editor/downloadFile/1833/5014

Umar Yu. Kochkarov

Institute of Archeology of RAS

Author for correspondence.
Email: umar_k@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9552-279X
SPIN-code: 5971-6931
Scopus Author ID: 57209109988
ResearcherId: J-3845-2018

Russian Federation

Cand. Sci. (History),

Head of the Scientific Archive

Vladimir Yu. Malashev

Institute of Archeology of RAS

Email: malashev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1276-7650
SPIN-code: 2176-4181
Scopus Author ID: 6507798495
ResearcherId: G-3812-2018

Russian Federation

Cand. Sci. (History), Senior Researcher

Azamat U. Akhmarov

Institute for Humanities Studies, Academy of Sciences of the Chechen Republic

Email: acztec@mail.ru
SPIN-code: 3441-6252

Russian Federation

Junior Researcher

Sergey S. Gorlanov

Institute of Archeology of RAS

Email: gorlanovsergserg@mail.ru

Russian Federation

Specialist of the Scientific Archive

  • Markovin VI. A new site of the Bronze Age in mountainous Chechnya (Gatyn-Kale burial ground) [Novyi pamyatnik epokhi bronzy v gornoi Chechne (mogil’nik Gatyn-Kale)] Antiquities of Chechen-Ingushetia. Moscow: Academy of sciences of the USSR, 1963: 49-135. (In Russ)
  • Markovin VI. In the gorges of Argun and Fortanga [V ushchel’yakh Arguna i Fortangi]. Moscow: Nauka, 1965. (In Russ)
  • Vinogradov VB, Markovin VI. Archaeological sites of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic: (Materials for the archaeological map) [Arkheologicheskie pamyatniki Checheno-Ingushskoi ASSR: (Materialy k arkheologicheskoi karte)] Works of Chechen-Ingush Research Institute of History, Language and Literature under the Council of Ministers of Chechen-Ingush ASSR. Vol. 10) . Grozny: Chechen-Ingush Publishing House, 1966. (In Russ)
  • Isaev SKh, Mamaev MKh, Tangiev MA. Archaeological sites of the Sharoysky district of the Chechen Republic (materials for the archaeological map) [Arkheologicheskie pamyatniki Sharoiskogo raiona ChR (materialy k arkheologicheskoi karte)]. Bulletin of the Academy of Sciences of the Chechen Republic. 2013, 4(21): 50-54.
  • Isaev SH, Dachaev IS-H, Akhmarov AU. Archaeological sites of Nozhai-Yurtovsky district of the Czech Republic (materials for the archaeological map) [Arkheologicheskie pamyatniki Nozhai-Yurtovskogo raiona ChR (materialy k arkheologicheskoi karte)]. Bulletin of the Academy of Sciences of the Chechen Republic. 2020, 2(49): 72-81.
  • Markovin VI. Architectural monuments in Mountainous Chechnya (based on research materials 1957-1965) [Pamyatniki zodchestva v gornoi Chechne (po materialam issledovanii 1957-1965gg.)] North Caucasus in Antiquity and in the Middle Ages. Moscow: Nauka, 1980, p. 184–270.
  • Ilyasov LM. Shadows of Eternity. Chechens: architecture, history, spiritual traditions [Teni vechnosti. Chechentsy: arkhitektura, istoriya, dukhovnye traditsii]. Moscow: Pantori, 2004.
  • Arsanukaev RD. Chechen petroglyphs [Chechenskie petroglify]. Paris, 2005.
  • Golovlev AA. Nikolay Yakovlevich Dinnik as a researcher of the nature of Chechnya (To the 115th anniversary of the publication of the work “On Chechnya and Dagestan”) [Nikolai
  • Yakovlevich Dinnik, kak issledovatel’ prirody Chechni (K 115-letiyu vykhoda v svet truda «po Chechne i Dagestanu»)]. Samara Luka: Problems of regional and global ecology. 2020, 29(4): 75–103.
  • Ippolitov AP. Ethnographic essays of the Argun district [Etnograficheskie ocherki Argunskogo okruga] Collection of information about the Caucasian highlanders. Issue 1. Tiflis: Printing House of the Main Directorate of the Caucasian Governor, 1868, p. 1–62.

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Views

Abstract - 286

PDF (Russian) - 162

PlumX


Copyright (c) 2022 Kochkarov U.Y., Malashev V.Y., Akhmarov A.U., Gorlanov S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
slot slot pulsa gacor slot slot gacor slot slot slot resmi rtp slot slot gacor