СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Обложка

Аннотация


Выбор темы исследования определен значимостью семьи в передаче молодому поколению семейных традиций. Традиции, благодаря адаптации к современной жизни меняются. Однако неизменным остается их значение. Они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей последующим поколениям. В Абхазии издревле семейные традиции чтились и оберегались. Семья у абхазов по-прежнему играет важную роль в выполнении разнообразных обрядов и ритуалов, связанных с различными семейными и календарными событиями и праздниками. Одним из главных праздников в цикле обрядов традиционной этнической религии абхазов является - Ажьырныхуа. На абхазские праздники повлияло переплетение верований местных жителей, и поэтому традиционно празднуют христианские: Рождество Христово, Пасха, Успения Пресвятой Богородицы, мусульманский праздник Курбан-Байрам. Среди сохранившиеся праздников советского периода в абхазской традиции закрепились торжества 1 мая, 9 мая и 8 марта. День Победы - народный праздник в Абхазии. С 9 мая, Днем Победы в Великой Отечественной Войне связан еще один праздник победы абхазского народа - 30 сентября стал Днем Независимости и Днем победы в войне 1992-1993 гг. Праздники Абхазии ярко и полно передают все разнообразие и богатство местной культуры. Абхазия на протяжении всей своей нелегкой истории смогла сохранить идентичность и сегодня в непростом геополитическом мире отстаивает свои интересы.


Семья - это базовая ячейка общества, состоящая из двух или более человек, связанных между собой брачными, родственными, родительскими отношениями, имеющих общий быт, а также несущих взаимную моральную, правовую и социальную ответственность. Неизменным остаются основные функций семьи - репродуктивная и воспитательная (т.е. физического и духовного воспроизводства населения), и только в семье они способны выполняться полноценно и естественно [1, c. 143]. Именно семья на протяжении всей истории является важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается и в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. Семья передает и создает духовные ценности. В основе культуры каждого народа лежат семейные традиции, обычаи и праздники. Именно на них и воспитывается каждое подрастающее поколение. Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Праздник - это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (не бытовое, мифическое значение) и связанный с культурной или религиозной традицией [1]. В Абхазии издревле семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Семья у абхазов по-прежнему играет важную роль в выполнении разнообразных обрядов и ритуалов, связанных с различными семейными и календарными событиями и праздниками. Для того, чтобы узнать насколько в абхазском обществе празднуют и чтят те или иные семейные традиционные праздники, был проведен анкетный опрос населения. В анкетном опросе были перечислены семейные и общенациональные праздники. В опросе участвовали 200 человек. Из них празднуют Ажьырныхуа - 64,5%, Пасху - 49%, Успения - 46%, Новый Год - 45%, дни рождения - 39%, Рождество -11,5%, Хуажэкыра -7,5%, Курбан-байрам- 4%. Ниже приведем описание проведения ритуалов и праздников в семьях. В ночь с 13 на 14 января в Абхазии отмечают праздник Ажьырныхуа - день сотворения мира, обновления, совпадающий с празднованием Нового года по старому стилю. Данный праздник в абхазской традиционной культуре занимает важное место. У праздника есть глубокие исторические корни. Он связан с богом кузни Шашвы, который символизирует единение с богом. К началу нового года люди молились богу кузни Шашвы. Кузня была неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов. В ней изготовляли принадлежности для сельского хозяйства и охоты. Кузница считалась и считается своего рода священным местом - здесь произносились и произносятся клятвы и присяги. Ажьырныхуа - один из главных праздников в цикле обрядов традиционной этнической религии абхазов. В селах многие считают, что главный праздник абхазов - это Ажьырныхуа. Восприятие праздника в селе намного весомее, чем в городе. Вечером 13-го января во многих абхазских семьях, где из поколения в поколение бережно хранят родовые кузни и наковальни ажьира, совершается семейное моление. Под кров семейного святилища - кузницы - в день Ажьырныхуа собираются все родственники по отцовской линии. В жертву приносятся жертвенный холощенный козел, по одному петуху с каждого мужчины и незамужней женщины в семье. Пекутся пироги с сыром ачашв, изготавливаются свечи из пчелиного воска. Когда вся пища приготовлена, вся семья собирается у кузни, зажигаются свечи. Старший в роду держит в левой руке фундуковую палочку, на которой нанизаны сердце и печень жертвенного животного, а в правой руке держит стакан вина и начинает произносить слова молитвы. Произнося молитву богу кузни, он просит о благополучии и хорошем урожае, о здоровье всех членов семьи, о том, что их род продолжался, размножался и благоденствовал. После старший поднимает тост за каждого члена семьи. Затем всем дают попробовать кусочки печени и сердца. По окончанию молитвы старший в семье стреляет в небо, тем самым извещает господа о том, что обряд выполнен. После все возвращаются в дом для продолжения праздника. На следующий день все соседи ходят к друг другу и поздравляют с праздником. В тех семьях, где нет кузни, отмечают праздник более простыми обрядами. Данный праздник уходит глубоко корнями в прошлое. Однако, несмотря на его архаичность, в последнее время увеличивается число абхазских семей, которые следуют этой древней традиции. Семейный праздник роднит всех представителей рода, сближает старших и младших. Как сказал известный абхазский писатель, Николай Хашиг: «Ажьырныхуа - это не просто жертвоприношение, а священный самобытный ритуал, отличающий абхазов от других народов мира» [2]. Светлое Христово Воскресение, Пасха, празднуется в один день со всеми православными церквями. Этот почитаемый праздник отмечается всеми жителями республики. На светлой неделе в тех семьях, у кого закопан глиняный кувшин, заполненный вином, он открывается. Во время сбора винограда и приготовления вина по традиции в кувшин заливают молодое вино, посвященное дню Пасхи. Кувшин с вином открывается на Пасху в присутствии всех мужчин той фамилии и незамужних девушек, которой он и принадлежит. Процесс открытия кувшина с вином сопровождается и закалыванием пасхального жертвенного животного. Еще утром животное приносят к месту, где закопан кувшин, умывают ему мордочку произносят слова благодарности всевышнему, а после закалывают. Все это время женщины занимаются приготовлением праздничной трапезы. Когда мясо сварилось и все приготовления готовы, все члены семьи идут к месту молельни для открытия кувшина. Старший мужчина в доме открывает кувшин, вычерпывает оттуда необходимое количество вина, зажигает свечу, на ветвь ореха нанизываются сердце и печень жертвенного животного, старший произносит слова молитвы, обращенные к всевышнему. После отпивает немного вина и отдает стакан по старшинству другим членам семьи, он также разрезает на мелкие кусочки сердце и печень животного и дает попробовать всем. После в первый раз этого дня все стоящие берут в руки крашенные пасхальные яйца и ударяя друг с другом поздравляют со Светлой Пасхой. Возвращаются домой и садятся за праздничный стол[6]. Празднование Дня Успения Пресвятой Богородицы, на абхазском языке называется Нанхуа (абх. - «праздник матери»). Во всех действующих православных храмах Абхазии проходят праздничные богослужения. Абхазы особо почитают Божью Мать, так как считают, что страна находится под ее покровительством. В семьях, где справляют Нанхуа, накрываются столы, чтобы Божья Матерь помолилась и за усопших и за здравствующих родственников. Стол накрывают из нового урожая и из блюд абхазской традиционной кухни. Затем хозяйки зажигают свечи из пчелиного воска, источающие медовый аромат. Так как день посвящен именно Успению Богородицы, со временем стол к празднику урожая в Абхазии стал поминальным, в каждой семье в этот день начали вспоминать ушедших. «Все сидящие в комнате сидят в тишине 5-10 минут, чтобы Божья Матерь и Святые могли прийти. Тем самым абхазы поминают своих усопших» [3]. «В некоторых районах Абхазии в ночь на 28 августа прыгают через костер. Этот обряд называется абарбанджиа, таким способом люди якобы изгоняют злых духов. Костер разводят обычно из легко возгораемых материалов и бросают в костер соль. Взрослые и дети перепрыгивают через костер. Прыгать можно несколько раз. Считается, что после этого обряда злые духи не пристанут»[7]. «Также на перекрестке двух дорог разжигают костер. Все присутствующие сидят в тишине, так как в эту ночь можно услышать звуки, которые будут предвещать, что произойдет в ближайшее время или же в течение года. У каждого звука свое значение. Например, разбивающаяся посуда - к свадьбе, а крик - к смерти»[8]. Однако следует отметить, что уже и среди молодежи нет веры в мистические звуки и уже никто и нигде не садится у перекрестка дороги слушать голоса. Новогоднее поздравление по-абхазски звучит как: «Чааныбзиала ашыкус чыц!» (С Новым Годом!). Новый год считается семейным праздником. И этот праздник встречают по-разному. В каждой семье свои традиции, ритуалы, разное меню праздничного стола. Цель праздника заключается в пожелании каждому дому, каждой семье, каждому человеку здоровья, достатка, счастья и радости. Дед Мороз на абхазском называется Ацаа бабаду, Снегурочка - Астыпха. В последнее время стало распространенным приглашение аниматоров Деда Мороза и Снегурочку на праздник. 7 января в Абхазии, как и во всем православном мире, отмечается праздник Рождества Христова. Православное Рождество является в Абхазии государственным праздником и нерабочим днем, большинство населения страны - православные христиане. Во всех православных храмах проводятся праздничные рождественские молебны. В Абхазии Рождество отмечают скромно, тихо и без пышных торжеств и гуляний. «Поскольку в молитвенной жизни церкви тайна олицетворения равняется тайне воскрешения из мертвых, в Рождественскую ночь во многих абхазских православных семьях у окон зажигают свечи. Тем самым абхазы приглашают к себе Богородицу» [4]. В Абхазии у праздника Курбан-байрам свое национальное название - Курбанныхуа. Этот день в республике является праздничным и нерабочим. Основная миссия праздника в том, чтобы принести жертву Всевышнему. Мусульмане Абхазии отмечают его праздничной коллективной молитвой в молельных домах Сухума и Гудауты, а также гуляниями в городских парках. Праздник начинается с коллективной молитвы и проповеди в молельных домах. Сухумский молельный дом не может вместить всех желающих принять участие в праздничной молитве, и прихожане располагаются на прилегающей к нему территории. После молитвы верующие приносят в жертву животных, часть которых раздают родственникам и малоимущим. Правила праздника предписывают угощать всех, но в первую очередь бедных. Иногда жертвенное животное покупается группой верующих вскладчину. Каждый участник делит свою долю на три равные части: одну часть отдает нуждающимся, вторую часть отдает соседу или родственнику, а третью часть оставляет себе. В следующие дни после праздника можно и нужно посещать родственников и друзей. Усилиями Единого духовного управления мусульман Абхазии в одном из столичных парков организовывается праздничный стол и развлекательная программа для детей. Единое духовное управление мусульман Абхазии помогает и репатриантам, которые живут в республике. Празднование дней рождения приносит радость, хорошее настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Каждая семья проводит этот праздник на свое усмотрение. В последнее время стало частым празднование дней рождения вне дома с приглашением аниматоров. Накрываются столы отдельно для детей, отдельно для взрослых. Из многих интересных семейных традиций, сложившихся в Абхазии, часть, к сожалению, утрачена. Тем бережнее, на наш взгляд, следует относиться к сохранению и изучению живых традиций.

Астанда Шалвовна Хашба

Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии

Автор, ответственный за переписку.
Email: astanda13@rambler.ru

  • Электронная энциклопедия «Википедия» // Доступно: ru.wikipedia.org (Дата обращения 15.06.2016).
  • АПСНЫ ПРЕСС // http://apsnypress.info/news/v-noch-s-13-na-14-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-prazdnik-azhyrnykhua-den-sotvoreniya-mira-/ (Дата обращения 15.06.2016).
  • ИА «Спутник Абхазии» // Доступно: http://sputnik-abkhazia.ru/radio/20170828/1021749043/ashuba-nanxua-osobennyj-prazdnik-dlya-abxazov.html (Дата обращения 15.06.2016).
  • АПСНЫ ПРЕСС // Доступно: http://apsnypress.ru/news/7-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-svetlyy-prazdnik-rozhdestva-khristova/ (Дата обращения 15.06.2016).
  • 1. www. wikipedia.org (accessed:15.06.2016)
  • 2. Apsnypress. ru/on-line newspaper. Available at: http://apsnypress.info/news/v-noch-s-13-na-14-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-prazdnik-azhyrnykhua-den-sotvoreniya-mira-/(accessed: 15.06.2016)
  • 3. sputnik-abkhazia.ru. on-line newspaper. Available at: http://sputnik-abkhazia.ru/radio/20170828/1021749043/ashuba-nanxua-osobennyj-prazdnik-dlya-abxazov.html (accessed: 15.06.2016)
  • 4. Apsnypress. ru/on-line newspaper. Available at: http://apsnypress.ru/news/7-yanvarya-v-abkhazii-otmechayut-svetlyy-prazdnik-rozhdestva-khristova/ (accessed: 15.06.2016)

Просмотры

Аннотация - 552

PDF (Russian) - 193

PlumX


© Хашба А.Ш., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.