ETNOGRAFIChESKOE DAGESTANOVEDENIE: ITOGI I PERSPEKTIVY NAUKI

Cover Page

Abstract


В статье освещаются основные вехи становления и развития этнографии Дагестана, важнейшие достижения и перспективы данной отрасли знаний. При этом обращено внимание на то, что с XIX в. русско-европейская наука занимает ведущие позиции в историко-культурном освоении Кавказа и Дагестана. В статье показаны итоги и достижения этнографического изучения Дагестана в советский и постсоветский периоды, подчеркнуто, что исследования сотрудников отдела позволили подтвердить многообразие локальных вариантов и идентичность этнокультуры Дагестана по базовым признакам. Определены также перспективные направления в исследовательской деятельности отдела, в частности издание историко-этнографических исследований народов Дагестана, изучение их этногенеза, рассмотрение соотношения проблем конвергенции культурно-исторических традиций и этнокультурных взаимодействий, исследование современных этнодемографических, хозяйственных, семейно-бытовых и общественно-бытовых процессов; изучение влияния на эти процессы глобализации.

Становление этнографического дагестановедения как научного направления связано с трехвековой историей российского востоковедения и кавказоведения. Уже с XIX в. русско-европейская наука занимает ведущие позиции в историко-культурном освоении Кавказа, а этнографические исследования по Кавказу и Дагестану носят масштабный, хорошо организованный, системный характер. Среди наиболее значимых изданий этого периода газета «Кавказ», ССКГ, СМОМПК, АКАК, ИРГО, ЗКОРГО и др. Изучением различных сторон этнографии Дагестана занимались Анучин Д.Н., Берже А.П., Броневский С., Бутков П.Г., Воронов Н.И., Вейденбаум Е.Г., Ган К.Ф., Гидулянов П.В., Дирр А.М. , Ковалевский М.М., Козубский Е.И., Комаров А.В., Леонтович Ф.И., Марков Е., Марр Н.Я., Пантюхов И.И., Свидерский П.Ф., Потто В.А., Пржецлавский П.Г., Услар П.К. и др. Большой вклад в историко-этнографическое изучение Дагестана внесли Алиханов М., Амиров Г., Бабаев Д., Габиев С., Карнаилов О., Омаров А., Чиркеевский А., Шихалиев Д. и др. С установлением Советской власти перед этнографической наукой была поставлена задача оказания практической поддержки культурной революции и социалистическому строительству (Гаджиева С.Ш., 1973). Однако главной вехой формирования дагестанской этнографической школы правомерно считать образование в 1958 г. сектора археологии и этнографии Института ИЯЛИ Дагестанского филиала АН СССР (1972 - сектор, 1986 - отдел этнографии), который почти три десятилетия (1958-1986) возглавляла основоположник советской этнографии в Дагестане С.Ш. Гаджиева. В ее трудах, посвященных этнографии брака и семьи, семейного быта народов Дагестана, написанных на основе широкого круга источников и, прежде всего, огромного полевого материала освещены вопросы структуры и функций семьи, формы брака, свадебные обряды, положение женщины в семье и обществе, семейная обрядность, этика семейных отношений. Благодаря ее исключительной преданности этнографической науке, ее неутомимой деятельности были окончательно опровергнуты стереотипные представления о патриархально-родовой сущности семейных отношений у народов Дагестана, тиражировавшиеся в советское время, пренебрежительные оценки семейных традиций и обрядов как религиозных «пережитков прошлого». С 1960-х годов велись масштабные исследования традиционной материальной и духовной культуры, хозяйства, семейного и общественного быта, хозяйственно-культурных типов, этногенеза, сельской общины, культуры террасного земледелия народов Дагестана. В эти и последующие годы тематика исследований сотрудников отдела охватывала вопросы этнографии питания (Алимова Б.М., 2003, 2007; Рамазанова З.Б., 2003, 2008, 2009, 2011); обрядовой культуры (Гаджиева С.Ш., 1979, 1985; Булатова А.Г. 1988,1999; Алимова Б.М., 1989); традиционных норм поведения и этикета народов Дагестана (Лугуев С.А., 2001, 2002, 2005, 2006; Гимбатова М.Б., 2007). Вышли в свет книги «Народы Дагестана» (1955; 2002); «Материальная культура даргинцев», «Материальная культура аварцев» (1967), «Современная культура и быт народов Дагестана» (1972). Сотрудниками отдела к 1981 году был завершен фундаментальный многолетний проект «Историко-этнографический атлас Дагестана» в 3-х томах (С.Ш. Гаджиева (рук.), А.И. Исламмагомедов, М.А. Агларов, Г.А. Сергеева, А.Г. Булатова, К.Б. Омаров, М.-Г. А. Гаджиев, Г.А. Гаджиев, С.А. Лугуев, М.-З.О. Османов). Были также изданы историко-этнографические исследования «Кумыки», «Дагестанские азербайджанцы», «Дагестанские терекеменцы» (Гаджиева С.Ш., 1961, 1990, 2000, 2005); «Народности лезгинской группы» (Ихилов М.М., 1967); «Материальная культура лезгин» (Агаширинова С.С., 1978); «Лакцы» (Булатова А.Г., 1971, 2000); «Табасаранцы» (Алимова Б.М., 1992); «Лезгины» (Ризаханова М.Ш., 2005); «Аварцы» (Исламмагомедов А.И., 2002); «Андийцы» (Агларов М.А., 2002); «Дагестанские русские» (Ризаханова М.Ш., 2001). Важным событием в научной жизни отдела стала публикация в изд-ве «Наука» коллективной монографии «Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев» (1988) - первого полномасштабного этносоциологического исследования в Дагестане, которое было осуществлено по инициативе академика Г.Г. Гамзатова и под руководством А.И. Исламмагомедова. В ряду выдающихся достижений отдела инициированный в 1981 г. академиком Г.Г. Гамзатовым и осуществленный под руководством С.Ш. Гаджиевой крупный научный проект «Малочисленные народы Дагестана: историко-этнографические исследования». Результатом данного проекта явились монографии «Агулы» (Булатова А.Г., Исламмагомедов А.И., Мазанаев Ш.А., 2008); «Ахвахцы»; «Бежтинцы», «Дидойцы» (Лугуев С.А., Магомедов Д.М., 1994, 2000, 2008); «Ботлихцы», «Годоберинцы» (Алимова Б.М., Магомедов Д.М., Лугуев С.А., 1993, 1997); «Гунзибцы», «Гинухцы», (Ризаханова М.Ш., 2001, 2006); «Кайтаги» (Алимова Б.М., 1998); «Тиндалы» (Магомедханов М.М., Мусаева М.К., 2009); «Хваршины» (Мусаева М.К., 1995) а также еще неизданные историко-этнографические исследования Гаджиева Г.А. «Багулалы» (1991), «Чамалалы» (1988). Среди достижений этого периода сборники материалов и статей, посвященные материальной и духовной культуре, семейному и общественному быту, проблемам этногенеза, этнической истории. Развитие советской этнографии в Дагестане проходило под сенью идей М.О. Косвена о родовой сущности дагестанского тухума («патронимии»), о пережиточном, «патриархально-родовом» состоянии семейных («большая семья») и низком, «доклассовом» уровне общественных отношений. М.О. Косвен идентифицировал тухум с патронимией и представлял его как автономную социальную структуру, которая «имеет сама свою историю и претерпевает вместе с развитием общества весьма значительные и глубокие изменения - от ее архаической формы, выражающей ее первоначально-общинную, коллективистскую сущность, до ее распадного и пережиточного состояния» (Косвен М.О., 1953). Школа этнографического кавказоведения М.О. Косвена особое внимание уделяла поиску в исчезающей и живой этнографии Дагестана признаков и пережитков первобытнообщинной формации, патриархально-родовых, родоплеменных отношений. Этнографические работы советских лет были нацелены на решение практических задач социалистического строительства: «национально-языковое строительство», выявление «патриархально-родовых», «феодальных», «религиозных» пережитков и борьба с ними, раскрепощение горянки и т.д. Вместе с тем, вопреки вульгарно-социологическому пониманию значения этнографии, шло накопление и анализ историко-этнографических сведений о материальной культуре, хозяйству, семейному и общественному быту, верованиям, народному искусству, архитектуре, художественной культуре, проблемам этногенеза, физической антропологи, социалистическим преобразованиям. Важное значение для утверждения объективного и позитивного образа Дагестана, в преодолении нигилистического отношения к истории и культуре народов Дагестана, имеют труды Г.Г. Гамзатова (2000, 2004). Выдвинутые им положения о многообразии и системном единстве культур народов Дагестана, сходстве их художественного сознания позволяют полнее представить основы культурной идентичности дагестанцев. Фундаментальные исследования по сельской общине Дагестана (Агларов М.А., 1988) опровергают упрощенческие толкования социальной истории дагестанских народов. По утверждению М.А. Агларова, основу социальной структуры Дагестана составляла сельская, гражданская община полисного типа. Сложившиеся на базе самостоятельности сельских общин и равноправия ее граждан - узденей социальные отношения характеризовались приоритетом интересов общины над интересами личными, с одной стороны, и свободой личности, - с другой. Научные разработки сотрудников отдела позволили подтвердить многообразие локальных вариантов и идентичность этнокультуры Дагестана по базовым критериям и характеристикам, обосновать ряд концептуальных, теоретико-методологических положений о специфике этнокультурного развития Дагестана, в частности то, что в формировании хозяйственно-культурных типов традиции выполняют не только «подчиненную», но и «доминантную», «самодовлеющую» роль (Османов М.-З.О., 1996). Были научно аргументированы и фундированы конкретными материалами выводы о том, что этническая и языковая дробность Дагестана детерминирована не фактором экономической замкнутости и географической изоляции, а культурной и языковой «реакцией» на многообразие форм политической самоорганизации общества, что «де-феодализация» в период XIV-XVI вв. является признаком развития, а не регресса социально-экономических отношений (Агларов М.А., 1988). М.А. Агларовым же сформулированы и новые объяснительные модели цивилизационного единства Циркумпонтийского макрорегиона, включая Кавказ, показана несостоятельность принижения социальной структуры, политической самоорганизации, уровня стадиального развития вольных обществ по сравнению с феодальными образованиями. В 1980-1990-е гг. были продолжены исследования брака и семьи (Гаджиева С.Ш., 1978, 1979, 1985; Алимова Б.М., 1989; Рагимова Б.Р., 2001; Курбанов М.-З.Ю., 1990, 2007); этнографии детства (Мусаева М.К., 2006, 2007); общественного быта (Исламмагомедов А.И., 1990; Булатова А.Г., 1988); этнической педагогики и народной медицины (Дибиров М.А.); домонотеистических верований (Гаджиев Г.А., 1991, 1993; Сефербеков Р.И., 2009). В те же и последующие годы была обновлена тематика исследований отдела: этногенез (Алародии…, 1995), хозяйственно-культурные типы и ареалы (Османов М.-З.О., 1996), этническая география, этнодемографические процессы (Ибрагимов М.-Р.А., 2009, 2014); этносоциальная история, этническое самосознание, общедагестанская идентичность (Магомедханов М.М., 1987, 2007,2008), дагестанская диаспора (Магомедханов М.М., 1997; Магомеддадаев А.М., Мусаева М.К., Курбанов М.-З.Ю., 1999), конфликты в общественных отношениях (Магомедсалихов Х.Г., 2003, 2012). Отдел этнографии имеет давние научные связи с кавказоведческими центрами России и Закавказья. Основы сотрудничества в историко-этнографическом освоении Кавказа были заложены такими деятелями науки как М. Казем-бек (1802-1870); П.К. Услар (1816-1875); Н.И. Воронов (1832-1888); М.-Э. Османов (1840-1904); А.М.Дирр (1867-1930); Г.Ф. Чурсин (1874-1930); Н.Б. Бакланов(1881-1959); А.С. Башкиров (1885-1963); М.О. Косвен (1885-1967); И.А. Орбели (1887-1961); Г.С. Читая (1890-1986); Е.М. Шиллинг (1892-1953); А.Н. Генко (1896-1941); Л.Б. Панек (1896-1984); Г.Я. Мовчан (1901-1998); Е.Н. Студенецкая (1908-1984); А.И. Робакидзе (1907-1990); В.К. Гарданов (1908-1989); Л.И. Лавров (1909 -1982); Б.А. Калоев (1916- 2006); В.М. Шамиладзе (1935-2010), Г.А. Сергеева (1823-2014) и др. Отметим также роль М.О. Косвена, В.К. Гарданова, Р.Ф. Итса (1928-1990), А.В. Гадло (1937-2002), Ю.В. Бромлея (1921-1990), С.И. Брука (1924-1995) и др. в подготовке научных кадров для дагестанской этнографии. В последние годы научное сотрудничество отдела этнографии с профильными этнографическими подразделениями Северного Кавказа, Москвы, С.-Петербурга состоит в исполнении совместных научных проектов, поддерживаемых грантами РФФИ, РГНФ и др., в публикациях тематических монографий, участии в научных форумах. Сотрудники отдела участвовали в исследовательских проектах Оксфордского и Бирмингемского (Великобритания, 1989 и 1999) и Гарвардского (США, 1995) университетов, Славянского исследовательского центра университета Хоккайдо (Япония, 2004, 2012), Национальной Академии Франции (Париж, 2005) и др. Отдел этнографии участвует в ежегодных научных форумах («Конгресс кавказоведов», «Археология и этнология Кавказа», «Среднеазиатско-кавказских (Лавровских) чтениях» и др.), которые ежегодно проводятся в закавказских республиках, международных конференциях, проходивших в разные годы в Великобритании и Венгрии, Германии и Катаре, Малайзии и США, Турции и Франции, Чехословакии, Швеции, Южной Корее, Японии, Индии. Среди публикаций сотрудников отдела десятки статей в зарубежных академических изданиях, а также изданные в Лондоне совместно с иностранными коллегами монографии «Tattooed Mountain Women and Spoon Boxes of Daghestan: Magic Symbols in Silk, Stone, Wood and Flesh» (2006); «Dragons, Padlocks and Tamerlane's Balls - A Material Cultural Memoir of Textiles, Art, Metals and Myths» (2013) и др. Многоцелевая экспедиционная работа с научным обозрением большей части территории и населения Дагестана была начата с первых же лет установления здесь советской власти и была нацелена на решения практических задач культурной революции. Только за 1921-1927 гг. в Дагестане было направлено 156 естественнонаучных, санитарно-гигиенических, фольклорных и т.д. экспедиций с привлечением видных ученых того времени. Так, в 1923-1925 гг. в Дагестане работает этнолого-лингвистическая экспедиция в составе Н.Ф. Яковлева, Л.И. Жиркова, Н.А. Бакланова, А.С. Башкирова. В те же годы И.А. Орбели ведет работу по изучению кубачинских бронзовых котлов и камнерезного искусства. В 1924-1927 гг. научно-исследовательские поездки по Дагестану совершают Е.М. Шиллинг, Г.Ф. Чурсин, А.А. Миллер и др.; в 1926-1928 гг. работает этнографическая экспедиция Ленинградского университета. Экспедиционная работа, прерванная Отечественной войной 1941-1945 гг. уже в 1944 г. была возобновлена Е.М. Шиллингом и его коллегами. Последующие годы, вплоть до конца 1960-х гг. этнографические экспедиции в Дагестана организовывались гл. обр. научными учреждениями Москвы и Ленинграда. В 1970-1980-е гг. отдел этнографии вел полевые этнографические исследования самостоятельно. С 1990-х гг. полевые этнографические исследования по известным причинам не велись в виду кризисного состояния в российской науке. В настоящее время эта работа возобновляется благодаря финансовой поддержке российских научных фондов и целевым программам РАН «Традиции и инновации в истории и культуре». Значительная часть сотрудников отдела задействована в исследовании и сборе полевых этнографических материалов по теме «Традиции, обряды и обычаи народов Дагестана в советский период» (рук. М.Б. Гимбатова). Достойно оценивая достижения в области этнографического изучения Дагестана, необходимо отметить высокую степень изученности традиционной тематики (материальная культура, хозяйство, семейный и общественный быт, язычество и т.д.) и то, что временные рамки исследований охватывают главным образом период второй половины XIX - начала XX века. В этой связи, перспективы продолжения исследований по вышеотмеченной тематике зависят от возможностей расширения источниковой базы, введения в научный оборот новых письменных и архивных источников и полевых этнографических сведений. Отметим также значимость изданных в советское время книг «Современная культура и быт народов Дагестана» (1961); «Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане» (1984); «Дагестанская семья сегодня» (1979), «Традиционное и новое в культуре и быте дагестанцев-переселенцев» (1988), статей о традициях и инновациях в семейном быту и т.д. Однако исследования современных культурно-бытовых и этнических процессов в Дагестане к началу 1990-х гг. были свернуты. Перспективным направлением в исследовательской деятельности отдела является издание историко-этнографических исследований народов Дагестана, изучение их этногенеза, рассмотрение соотношения проблем конвергенции культурно-исторических традиций и этнокультурных взаимодействий; изучение культуры и быта народов Дагестана в контексте северокавказской цивилизации, исследование современных этнодемографических, хозяйственных, семейно-бытовых и общественно-бытовых процессов; изучение влияния на эти процессы глобализации. В отделе исследуются также актуальные проблемы этнической экологии, динамики социокультурного облика дагестанцев в советский и постсоветский периоды, современные этнокультурные процессы, вопросы формирования гражданской, этнической и религиозной идентичностей. В ряду перспективных задач дагестанской этнографии проведение прикладных, конкретно-социологических исследований в целях использования этнографических знаний, инновационного потенциала этнокультуры Дагестана для решения задач социально-экономического и культурного развития республики.

M M Magomedkhanov

Email: mkhan@yndex.ru

  • Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX - начало XX в. М.: Наука, 1978. - 304 с.
  • Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII - начале XIX вв.: Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М.: Наука, 1988. - 240 с.
  • Агларов М.А. Андийцы: историко-этнографическое исследование. Махачкала: Юпитер, 2002. - 303 с., илл.
  • Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989. - 112 с.
  • Алимова Б.М. Табасаранцы XIX - нач. XX вв. Махачкала, 1992. - 263 с.
  • Алимова Б.М. Кайтаги XIX - начало XX вв. Махачкала, 1998. - 228с.
  • Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале XXв: Общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий. Махачкала, 2003. - 429 с.
  • Алимова Б.М. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев (XIX-XX вв.). - Махачкала: ИИАЭ Даг. науч. центра РАН, 2007. - 223 с.
  • Алимова Б. М., Лугуев С.А. Годоберинцы: историко-этнографическое исследование XIX - нач. XX века - Махачкала, 1997. - 175 с.
  • Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы XIX - нач. XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993. - 190 с.
  • Алародии: Этногенетические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Агларов; сост. Р.Г. Магомедов. Махачкала, 1995. - 144 с.
  • Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971. - 194 с.
  • Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX - начале XX века. Л.: «Наука», 1988 - 198 с.
  • Булатова А.Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999. -286 с.
  • Булатова А.Г. Лакцы: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000. - 340 с.
  • Булатова А.Г., Исламмагомедов А.И., Мазанаев Ш.А. Агулы в XIX - нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2008. - 292 с.; илл.
  • Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. Историко-этнографический атлас. М., 2001. - 289 с.
  • Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993. - 117 с.
  • Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. - 179 с.
  • Гаджиев Г.А. Чамалалы: Историко-этнографическое исследование. XIX начало XX в. Махачкала, 1988 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 693.
  • Гаджиев Г.А. Багулалы: Историко-этнографическое исследование. XIX начало XX в. Махачкала, 1991 // Ф. 3. Оп. 3. Д. 787.
  • Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование М., 1961. - 352 с.
  • Гаджиева С.Ш. Этнографическое изучение народов Дагестана в годы Советской власти / С.Ш. Гаджиева // Советская этнография. - 1973. №6. С. 73-81.
  • Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX - нач. XX в. М.: Наука, 1979. - 170 с.
  • Гаджиева С.Ш. Формированиеи развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979. - 57 с.
  • Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981. - 150 с., илл.
  • Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М: Наука, 1985. - 360 с.
  • Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX века. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1990. - 216 с.
  • Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. М.: «Восточная литература» РАН, 1999. - 306 с.
  • Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура и быт. Кн. 1. Махачкала, 2000. - 352 с.
  • Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура и быт. Кн. 2. Махачкала, 2005. - 433 с.
  • Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978. - 117 с.
  • Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. XVIII-XIX вв. Махачкала, 2000. - 324 с.
  • Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концентуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Махачкала, 2004. - 543 с.
  • Гимбатова М.Б. Культура поведения и этикет ногайцев в семейном и общественном быту (XIX - начало XX века) / М.Б. Гимбатова. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2007. - 339 с.
  • Ибрагимов М.-Р.А., Магомедханов М.М. Этнодемографические аспекты формирования городского населения Дагестана (вторая половина XIX - начало ХХI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. Вып. 1. СПб, 2009. С. 247-259
  • Ибрагимов М.-Р.А. Атлас Республики Дагестан. М.: 1999. - 64 с.
  • Ибрагимов М.-Р.А., Мацузато К. Тарикат, этничность и политика в Дагестане // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. С. 10-23.
  • Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. 1990 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 717.
  • Исламмагомедов А. Аварцы: Историко-этнографическое исследование в XVIII - начале XX в. Махачкала, 2002. - 431 с.
  • Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов и агулов. Махачкала, 1967. - 396 с.
  • Курбанов М.-З.Ю. Современная семья и семейный быт даргинцев: Автореф. дис.. канд. ист. наук. М.,1990. - 24 с.
  • Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы в XIX - нач. XX в. Махачкала, 2006. - 188 с.
  • Курбанов М.-З.Ю. Внутрисемейные отношения в даргинской семье (традиции и инновации) // Вестник ИИАЭ. 2007. № 2 (10). С. 81-89.
  • Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 2002. - 120 с.
  • Лугуев С.А. Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана. Махачкала, 2005. -165 с.
  • Лугуев С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX - начало XX в.». Махачкала, 2006. - 304 с.
  • Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX века. Махачкала, 2008. - 385 с.
  • Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в XIX - нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994. - 246 с.
  • Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). Историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX века. Махачкала, 2000. - 206 с.
  • Магомеддадаев А.М., Мусаева М.К., Курбанов М.-З. Дагестанская диаспора в Турции: Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1999. - 210 с.
  • Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у горцев Дагестана XIX- начале XX в. Махачкала, 2003. -174 с.
  • Магомедсалихов Х.Г. Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: традиции и трансформация в период советской модернизации. Махачкала, 2012. -381 с.
  • Магомедханов М.М. К изучению этнического самосознания народов Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1987. С. 35-44.
  • Магомедханов М.М. Дагестанцы в Турции. Этнодемографические последствия Кавказской войны. Махачкала, 1997. - 134 с.
  • Магомедханов М.М. Дагестанцы: вехи этносоциальной истории (XIX-XX вв.). Махачкала, 2007. - 256 с.
  • Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные основы самосознания». М., 2008. - 254 с.
  • Магомедханов М.М., Ибрагимов М.-Р.А. Языковое и этнокультурное многообразие народов: специфика Дагестана // «Социологические исследования». 2009. № 6. С. 45-50.
  • Магомедханов М.М., Мусаева М.К. Тиндалы: этнографические очерки (XIX-нач. XXв.). Махачкала, 2009. - 317 с. Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. - 303 с.
  • Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. - 300 с.
  • Мусаева М.К. Хваршины XIX - нач. XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995. - 251 с.
  • Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2006. - 251 с.
  • Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (Народы Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007. - 249 с.
  • Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002. - 587 с.
  • Османов М.-З.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996. - 300 с.
  • Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начало ХХ в. Махачкала, 2001. - 130 с.
  • Рамазанова З.Б. Пища народов Нагорного Дагестана. Махачкала, 2003. - 132 с.
  • Рамазанова З.Б. Пища горских евреев Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 2008. - 115 с.
  • Рамазанова З.Б. Пища народов Южного Дагестана (народностей лезгинской группы). XIX - начало XX в. Махачкала, 2009. - 179 с.
  • Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд. ИИАЭ, 2001. - 190 с.
  • Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские XIX-XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001. - 188 с.
  • Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX - начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. - 313 с.
  • Ризаханова М.Ш. Гинухцы XIX - нач. XX века. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006. - 210 с.
  • Сефребеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009. - 408 с.
  • Современная культура и быт народов Дагестана: Сб. / Ред. кол.: С.Ш. Гаджиева (отв. ред.), Г.Д. Даниялов и др. М.: Наука, 1971. -232 с.
  • Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане: Сб. ст. / А.И. Исламмагомедов; Даг. науч. центр. - Махачкала,1984. - 151 с.
  • Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев. М.: Наука, 1988. - 316 с.
  • Magomed-Rasul Ibragimov and Kimitaka Matsuzato Contextualized violence: politics and terror in Dagestan // Nationalities Papers, 2014. Vol. 42, No. 2. Pp. 286-306.

Views

Abstract - 32

PDF (Russian) - 20

PlumX


Copyright (c) 2014 Magomedkhanov M.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.