SERVING SCIENCE AND THE NATIVE LAND (To the 80 anniversary from the birthday of B.M. Alimova)

Cover Page

Abstract



Путь ученого - это всегда поиски собеседников: оппонентов и единомышленников. Биография известного дагестанского этнографа, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РД Барият Магомедовны Алимовой может рассказать нам о многом: о том, что дорога в науку начинается с небольшой тропинки в школьные годы, потом ведóма опытным учителем и наставником и постепенно расширяется учениками, последователями. Как нам всем известно, все начинается с семьи. И здесь хочется привести отрывок из стихотворения известной поэтессы Валентины Хромовой, которое так и называется «Все начинается с семьи»: «Все начинается с семьи: И радости, и беды, И заблуждения твои, И первые победы. Прядется нить твоей судьбы В родительском уж доме, Каким тебе в дальнейшем быть, В семейном пишут томе». Барият Магомедовна росла любознательным ребенком, с хорошей памятью, любила читать, слушать сказки, предания и легенды, стихи и поэмы на родном языке. Любовь к фольклору и поэзии сформировали у Барият Магомедовны твердое убеждение, что ей необходимо глубже изучать культурное наследие народов и нести в массы самые лучшие достижения мировой культуры. В 1961 г. Барият Магомедовна устраивается методистом в Дом народного творчества Министерства культуры Дагестана. За время своей работы в Доме народного творчества Барият Магомедовна издала книги дагестанских ашугов: Агая Капланова «С агач къомузом» (1963), Джамисапа Саларова «Струны чунгура» (1964) и Султана Саидова «Мой чунгур» (1966). В 1966 г. поступает в Московский государственный институт культуры (ныне Московский государственный университет культуры и искусств) на режиссерское отделение, совмещая учебу с работой в Даградиокомитете. Все больше Барият Магомедовна узнавала культуру народов Дагестана, его традиции и обычаи. И чем лучше она ее познавала, тем глубже ей хотелось постичь истоки народной культуры. Стремление к познанию нового, неизведанного и привело Барият Магомедовну в науку. В 1974 г. Барият Магомедовна поступает в аспирантуру Дагестанского филиала АН СССР. Ее руководителем становится крупный ученый-кавказовед, основатель и первый зав. отделом этнографии ДагФАН СССР д.и.н., заслуженный деятель науки РФ и РД, выдающийся дагестанский ученый, просветитель и общественный деятель Сакинат Шихамедовна Гаджиева. Будучи опытным и прозорливым человеком, Сакинат Шихамедовна сразу разглядела в молодой Барият будущего трудолюбивого, пытливого и любознательного ученого. Барият Магомедовна не заставила себя долго ждать - своим трудом она подтвердила догадки Сакинат Шихамедовны. Исключительная память, умение на лету схватывать суть явлений, редкая организованность, пунктуальность, аккуратность, четкая систематизация и планирование своего труда позволили Барият Магомедовне раньше установленного аспирантского срока в 1976 г. в Москве в Институте этнографии и антропологии им. Миклухо Маклая блестяще защитить кандидатскую диссертацию «Брак и свадебные обычаи кумыков в прошлом и настоящем (конец XIX-XX веков.)». Диссертацию Барият Магомедовны утвердили в рекордно короткие сроки - за двадцать дней. После защиты диссертации Барият Магомедовна почти сразу же включается в научный процесс. Она вместе с другими научными сотрудниками отдела отправляется в этнографические экспедиции, пишет тезисы, статьи, выступает с докладами на конференциях и симпозиумах. Следует отметить, что за годы своей работы в отделе этнографии Барият Магомедовна объездила почти весь Дагестан, побывала в самых отдаленных его уголках. Один из старейших сотрудников отдела этнографии, ныне покойный М.-З.О. Османов, будучи в экспедиции в одном из высокогорных районов, обратился к коллегам с вопросом: «Видите вон ту извилистую тернистую тропинку, ведущую к самой высокой горе? Как вы думаете, кто туда взберется?». Все молча пожали плечами. А Сергей Абдулхаликович Лугуев сказал: «Эх, Вы, туда заберется наша Барият, если ей сказать, что там на вершине горы сидит информатор, который много чего знает!». Все рассмеялись, но никто не удивился, потому что знали, что Барият Магомедовна ради хорошего полевого этнографического материала может это совершить. Научные интересы Барият Магомедовны чрезвычайно широки. Нет, пожалуй, ни одного раздела в этнографии Дагестана, которым бы она не занималась. Это и хозяйство, и вопросы материальной культуры, а проблемы семьи и семейного быта, которые находятся в поле научного внимания и по сей день. Барият Магомедовна во многом является первопроходцем, она одна из первых приступила к исследованию малочисленных народов. Ее монография «Табасаранцы. XIX - нач. ХХ в. Историко-этнографическое исследование» является одной из первых в этой серии, став эталоном для других ученых в написании историко-этнографических исследований по народам Дагестана. Она одна из первых, кто рассмотрел систему питания народов Дагестана с культурологической точки зрения, придав, казалось бы, обыкновенным предметам народной культуры - хлебу, напиткам и т.п. - научно осмысленную весомость. Ее рассуждения на тему культуры питания переросли в докторскую диссертацию «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале XX вв.», которую она успешно защитила в 2003 г. Барият Магомедовна - автор более 200 научных публикаций, в т.ч. в энциклопедиях «Народы России», «Народы мира», «Энциклопедия культур народов Юга России», «Народы и религии мира», в сборнике «Народы Дагестана», а также за рубежом (США) в Энциклопедии мировых культур, и 13 монографий: «Сценарий безалкогольной свадьбы (методические рекомендации)» (1986) (в соавторстве); «Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (равнинный Дагестан)» (1989); «Табасаранцы. XIX - начало ХХ в. Историко-этнографическое исследование» (1992); «Ботлихцы. XIX - начало ХХ в. Историко-этнографическое исследование» (1993) (в соавторстве); «Годоберинцы. Историко-этнографическое исследование. XIX - начало ХХ в.» (1997) (в соавторстве); «Кайтаги. XIX - начало ХХ в.» (1998); «Из истории духовной культуры табасаранцев» (2000) (в соавторстве); «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - ХХ вв.: общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий» (2003); «Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале ХХ в.» (2005); «Этнокультурное взаимодействие в материальной культуре южных кумыков и дагестанских азербайджанцев (XIX -ХХ вв.)» (2007); «Этнокультурное взаимодействие и взаимовлияние народов Дагестана и Северного Кавказа в XIX - ХХ вв. (на примере культуры питания)» (2012) и др. Модный сейчас индекс Хирша по Институту ИАЭ ДНЦ РАН у Барият Магомедовны один из самых высоких, а число цитирований ее работ заоблачное - 1117, и это с учетом того, что в научную электронную библиотеку занесена лишь половина ее работ. Барият Магомедовна Алимова находится в постоянном научном поиске. Ей свойственна постоянная творческая активность и готовность к новым свершениям. Широта знаний, основательность в делах, накопленный годами опыт и солидный багаж научных достижений позволили Барият Магомедовне приступить к написанию фундаментального труда «Этнография Дагестана». Неповторимым своеобразием душевного богатства Барият Магомедовны является ее принципиальная доброжелательность. К ней обращается множество людей - от только вступающих на путь науки до маститых ученых. Безотказную помощь получают все без различий в должностях, званиях, титулах и т.п. Своими знаниями Б.М. Алимова делится щедро. К ней как к признанному авторитету обращаются за консультацией не только аспиранты, преподаватели вузов республики, но и докторанты, ученые Северного Кавказа. Под ее руководством защитилось 6 аспирантов, одни из них успешно преподают в вузах республики, другие продолжают заниматься наукой. Труд Барият Магомедовны не остался незамеченным. В 1970 г. Б.М. Алимова была награждена медалью «За доблестный труд», в 1999 г. Грамотой президиума, почетными грамотами ДНЦ РАН и ИИАЭ. В 2006 г. Барият Магомедовны было присвоено высокое звание «Заслуженный деятель науки Дагестана». Хочется отметить, что не каждой женщине, а тем более ученой женщине, удается сочетать науку с семейной жизнью. Но Барият Магомедовна сумела реализовать себя и в семье. Со своим мужем Алимом Тагировичем Алимовым она прожила счастливую семейную жизнь, длившуюся более полувека, вырастила замечательную дочь. А еще мы знаем, что Барият Магомедовна любит поэзию. Она прекрасно знает творчество русских и дагестанских поэтов. Ее любовь к поэзии с раннего детства нашла свое продолжение и во взрослой жизни. Барият Магомедовна буквально окунулась в мир дагестанской поэзии, ведь новая семья имела к поэзии непосредственное отношение. Супруг Барият Магомедовны Алим Тагирович Алимов, сын народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского, был лично знаком с семьей Гамзата Цадасы и его сыновьями Расулом и Гаджи Гамзатовыми и со многими известными дагестанскими поэтами и прозаиками. Они часто бывали в доме Алимовых, и Барият Магомедовна хорошо была знакома не только с их творчеством, но и с ними лично. Часто она читает их стихи вслух, и мы с удовольствием ее слушаем. Барият Магомедовна яркая личность. Я желаю ей много сил, крепкого здоровья, сохранения на долгие годы присущей ей способности с большим интересом и добротой смотреть на мир.

M B Gimbatova

Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences

Email: gimbatova@list.ru

Views

Abstract - 138

PDF (Russian) - 92

PlumX


Copyright (c) 2017 Gimbatova M.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.