LIBRARY OF DAGESTAN SCHOLAR AND EDUCATOR ISMAILDIBIR FROM SHULANI (1863–1912)
- Authors: Alibekova P.M.
- Issue: Vol 15, No 4 (2019)
- Pages: 602-628
- URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1547
- DOI: https://doi.org/10.32653/CH154602-628
Abstract
The Dagestan enlightenment of pre-Soviet time is a unique, large-scale and multidimensional phenomenon. Dagestan scientists carry out a lot of scientific work, covering this topic in their research. The historical period of the second half of the XIX - the beginning of the XX century in Dagestan is characterized by the rapid development of the printing industry, educational movement and scientific thought. Muhammad Mavraev, Abusufyan Akayev, Ali Kayayev, Ismaildibir from Shulani and other Dagestan scientists, their number is great, contributed to the cultural development of the country. The task of studying the cultural heritage of the Dagestan peoples remains relevant.
There are no special studies in the scientific literature devoted to Ismaildibir, one of the active figures in the field of education, a scientist and a talented poet. To draw up a creative portrait of the scientist and explore his book heritage, we made a scientific trip to the Shulani village in Gunib district of Dagestan. This article covers the results of archeographic work at the Ismaildibir Library. The article provides information about the life and activity of the Dagestan scholar and educator Ismaidibir from Shulani and describes handwritten and old-print works from his book collection. There are no special scientific works dedicated to Ismaildibir, one of the active figures in the field of education, a scientist and a talented poet. The descriptions of the books include the verified data on authors, works, translations of out-of-text records, output data. The Ismaildibir Library from Shulani attests to the diverse scientific interests of its owner. Ismaildibir was available both handwritten works by Arab authors, and texts published in lithographic and typographical ways by medieval authors, and comments, supracommentaries written by scientists, his contemporaries. The significance of this scientist not only in his scientific work but also in the fact that he was an active propagandist of knowledge, an educator. He saw his mission to popularize secular and spiritual knowledge, to promote Islamic values. In the article, we sought to show the image of the Islamic scientist who developed in Dagestan in the second half of the Х1Х - the beginning of the 20th century.
Светлой памяти
выдающегося ученого-востоковеда
Амри Рзаевича Шихсаидова
посвящаю
Исмаилдибир из Шулани – ученый, просветитель, оставивший свой след в интеллектуальной жизни Дагестана XIX в. Он родился в 1863 г. в селении Шулани (ныне в Гунибском районе) в семье ученого Абубакара из Чоха, умер в 1912 г. в возрасте 49 лет, похоронен на сельском кладбище. Отец Исмаилдибира – Абубакар из Чоха работал дибиром1 в Шулани. По этой причине Исмаилдибир в своем имени указывал две нисбы – аш-Шулани и ал-Чухи. С малых лет Исмаилдибир тяготел к знаниям, изучению арабского языка. Начальное образование он получил у отца, затем по рассказам старожил, учился в селениях Согратль, Кудали, Чох и Аксай. Своими учителями (муршидами) Исмаилдибир считал Мухаммадали из Чоха – отца первопечатника и просветителя Мухаммадмирзы Мавраева, Абдурахмана-хаджжи из Согратля, Муртазаали из Кудали, Узун-хаджжи из Салта [1, с. 36]. Исмаилдибир обладал обширными знаниями в разных областях науки. Хорошо знал право, риторику, коранические науки, увлекался астрономией и астрологией. Его потомки бережно хранят астролябию, изготовленную руками своего ученого предка.
Исмаилдибир внес вклад в просвещение народа посильным участием в издательской работе в типографии Мухаммадмирзы Мавраева в Темир-хан-Шуре, перепиской книг для литографского издания, сочинением трудов на арабском и аварском языках. Вместе со своими друзьями ученым Абусупьяном Акаевым и первопечатником Мухаммадмирзой Мавраевым обучился в Бахчисарае типографскому делу у видного писателя, издателя и редактора газеты «Терджуман» Исмаила Гаспринского (1851–1914) [2, с. 16].
Исмаилдибир из Шулани приложил немалые усилия для популяризации исламских знаний среди дагестанцев. Им переведены на аварский язык сочинения арабских ученых и изданы в типографии Мухаммадмирзы Мавраева. Приведем несколько примеров:
«Тарджамат Сира‘ ан-наби Аба Джахил ал-ла‘ин би-л-мубаразат» – «Борьба пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с проклятым Абу Джахилем». («Исламская типография» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре, б/г.);
«Тарджамат ал-ахкам аш-шар‘иййа би-л-лугат ал-авариййа» – «Перевод положений шариата на аварский язык». Сочинение представляет собой перевод шариатских предписаний, взятых из глав популярного труда по шафиитскому мазхабу «Гайат ал-ихтисар»известного ученого-правоведа, басрийского кадия Шихабаддина Абу Шуджа‘а Ахмада ибн ал-Хусейна ал-Исфахани (1138–1196). В работе использован супракомментарий известного египетского ученого, автора комментариев к сочинениям по логике, догматике, праву и грамматике Ибрахима ибн Мухаммада ал-Баджури (1783–1861) к комментарию шафиитского законоведа Мухаммада Ибн Касима ал-Газзи (1455–1512) на сочинение Абу Шуджа‘а (Типо-литография А. Михайлова в г. Петровске, 1904); «ал-Адаб ва-л-хикам мутарджимат би лугат авар» – «Морально-этические предписания и предания (о пророке Мухаммаде), переведенные на аварский язык». В книге дан перевод пятой главы («ал-Адаб ва-л-хикам ва ашбаху мин залика») из сочинения египетского ученого Шахабаддина ибн Ахмада ал-Ашбихи (1388–1448) («ал-Мустатраф фи кулли фанн ал-мустазраф») (Типо-литография А. Михайлова в г. Петровске, 1904). Сочинение было переиздано Духовным управлением мусульман Дагестана в 2006 г. тиражом в 1000 экз. [3]; «ал-Мунаббихат ‘ала-л-исти‘дад ли-йаум ал-ми‘ад» – догматическое сочинение египетского ученого Ибн Хаджара ал-Аскалани (1372–1449); «Мухтасар фи-л-‘ака’ид ‘ала тарикат ас-санусиййа мутарджамат би-л-лугат ал-ʼавариййа» – «Перевод на аварский язык краткого изложения трактата ас-Сануси о вероубеждении». Это – отрывок из краткого трактата о единобожии магрибского ученого Мухаммада ибн Юсуфа ас-Сануси ал-Хасани ат-Тилимсани (1428/29–1489/90) «ал-‘Акидат ас-Санусиййа-с-сугра». Другое его название «Умм ал-барахин» (Типо-литография А. Михайлова в г. Петровске, 1904); «Касида вафат ан-наби ()» – «Касыда на смерть пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». В предисловии к названному сочинению Исмаилдибир из Шулани пишет: «Когда я увидел рассказ о смерти нашего пророка в книге «Дуррат ан-насихин», переданный от одного из асхабов пророка Ибн Мас‘уда, то нашел его лишенным излишеств, …захотел распространить его среди ученых и неученых…, поместил на страницы этой книги с переводом на аварский язык для того, чтобы популяризировать среди горцев то полезное, что есть в нем». Полное название арабского сочинения – («Дуррат ан-насихин фи ва‘з ва-л-иршад»). Его автором является арабский ученый ‘Усман ибн ʼАхмад аш-Шакир ал-Хубари (ум. в 1809 г.) («Исламская типография» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре, 1904).
Исмаилдибир обладал бисерным, каллиграфическим почерком, он переписал множество книг, искусно оформив их.
Некоторые из них «Рисалат фи байан ал-иман ва-л-ислам ва-с-суннат ва са’ир ма йаджибу ‘ала кулли инсан» – «Трактат о вере, исламе, сунне и о другом, обязательном для каждого человека». Трактат представляет собой поэтическое произведение известного дагестанского ученого Абубакара из Аймаки (1711–1797) на вышеуказанную тему, переложенное и дополненное дагестанским поэтом, автором дидактических произведений, проповедей, мавлида, лирических, сатирических, философских стихов Али-Гаджи, сыном
Газимухаммада из Инхо (1845–1888) («Исламская типография» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре, 1905); «Тарджамат ас-силк ал-‘айн» – перевод сочинения Абд ал-Кадира б. Хабиба ас-Сафади по суфийской этике «Силк ал-‘айн». Перевел с арабского языка на аварский язык ученый Хабибуллах, сын Мухаммадтахира ал-Цулди2 (1840–1921) («Исламская типография» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре, 1908); – «Рассказы о пророках», переведенные на аварский язык популярным в Дагестане и за его пределами (в Турции, Египте) ученым-богословом Умар-хаджи Зиявуддином из Миатли (1849–1921) («Исламская типография» М. Мавраева, Темир-хан-Шура, 1908).
Исмаилдибир известен не только как ученый, в народе его знают и как талантливого поэта. Его перу принадлежат поэтические произведения на аварском языке: «ХIилла цIикIкIун буго, хIал бакIлъун буго» – «Коварство умножилось, состояние людей тяжелое», посвящение этапированному в Сибирь Узун-хаджжи из Салта [1, с. 53–59], дидактическая поэма «ЛъикIлъи гьабун хьвадарав хиралъиялде ккола» – «Живущий, творя добро, обретает имя» [1, с. 50–52], поэма, осуждающая употребление спиртных напитков «И‘лам ал-мункар би ʼахкам ал-мускир – «Объявление порицаемого положениями о спиртном» («Исламская типография» М. Мавраева, Темир-хан-Шура, 1908) [4, § 1, № 24. с. 39], элегии «Муршид Г1абдурахIман-хIажи Сугъурияв ватIалъиялде» – «К уходу муршида ‘Абдурахман-хаджжи Согратлинского» [1, с. 36–45]; «Кудалиса гьоболасул яс хванилан рагIидал» – «На смерть дочери кунака из Кудали» [1, с. 46–49], проповеди, мавлиды «ТIинабго гьадият гьал жагьилазе» – «Небольшое руководство для этих невежд» [1, с. 52–53], «Мавлид ас-сагир» – «Малый мавлид», [4, § 1, № 84, с. 56], касыда-посвящение пророку Мухаммаду «Киссат ан-наби» («Исламская типография» М. Мавраева, Темир-хан-Шура, 1904) [4, § 1, № 3, с. 33]. Красной нитью через эти сочинения проходит призыв к добру, праведному образу жизни, к просвещению.
Исмаилдибиру из Шулани принадлежало большое собрание рукописных и старопечатных книг на арабском, турецком и аварском языках. Однако до наших дней дошла небольшая часть некогда богатой библиотеки. Несмотря на сложности хранения, связанные с запретом подобных книг в советское время, потомки Исмаилдибира сумели сберечь книги своего предка.
Первая информация о библиотеке Исмаилдибира дана в статье «Археографическая работа в Дагестане» А.Р. Шихсаидовым, который в 1988 г. вместе с группой ученых-востоковедов совершил археографическую экспедицию в Шулани [5, с. 14].
Ниже предлагаем вашему вниманию описание книг библиотеки Исмаилдибира из Шулани, сделанное нами во время поездки летом 2019 г. в Шулани к потомкам Исмаилдибира. Мне представилась возможность беседовать с внучкой Исмаилдибира Башировой Багжат Алихановной, дочерью его дочери Марьям и ознакомиться с библиотекой ее знаменитого деда. Книг в библиотеке – 66, в подавляющем большинстве своем они представлены старопечатными изданиями. Ниже предлагаем вашему вниманию описание книг библиотеки Исмаилдибира с разбивкой на тематические рубрики. Даты лунной хиджры в описаниях нами не приведены, указаны их соответствия в христианском летоисчислении.
Астрономия, астрология
Без названия
Сборная рукопись
Три трактата ливанского ученого и поэта Абдалкадира ибн ‘Али ал-Хусейни ал-Адхами ат-Тарабулуси (ум. в 1907 г.) по астрологии «Латаʼиф ал-ʼишарат фи хасаʼис ал-кавакиб», «Фаватих ар-рагаʼиб фи хусусийат аукат ал-кавакиб» и «Мизан ал-‘адл фи макасид ʼахкам ар-рамл».
№ 32
Сборная рукопись
1)
Сочинение мекканского ученого ХVΙ в. Шарафаддина Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаттаба ар-Ру‘айни «Василат ат-туллаб ли ма‘рифат а‘мал ал-лайл ва-н-нахар би тарик ал-хисаб». Переписал Исмаилдибир из Шулани в начале декабря 1892 г.
2)
Трактат об астролябии, в котором приведены названия прибора астролябии. Он состоит из предисловия, 15 глав и заключения. В сочинении имеются выписки из трудов известного среднеазиатского ученого-астронома XIII в. Махмуда ибн ‘Умара ал-Джагмини ал-Хваризми с указанием, что переписано с почерка Малла Мухаммадилава из Бацада. Завершил переписку сочинения Исмаилдибир из Шулани в 1892 г.
3)
Комментарий ʼАхмада ибн ʼАхмада ибн ‘Абдалхакка ас-Сунбати аш-Шафи‘и (ум. в. 1586 г.) к астрономическому трактату Бадраддина ал-Марадини (ум. в. 1406 г.) по использованию синус квадранта для определения движения небесных тел «ар-Рисалат фи-л-‘амал би-р-руб‘ ал-муджиб» (другое его название – «Руб‘ ал-мукассас ва-л-мукаффас ва-р-руб‘» ). Завершил переписку сочинения Исмаилдибир из Шулани с копии Абдуллы (младшего) ас-Сугури3, сличив с копиями Абдулатипа ал-Хуци4 и Мухаммадали ал-Чухи.
4)
Календарь и определитель киблы «‘Умдат ула ан-нуха ва-л-‘ирфан фи ‘илм ал-микат ва-л-кибла би Дагистан» египетского ученого Ридвана ибн ‘Абдаллаха ал-Джани ал-Мисри ал-Булаки аш-Шафи‘и (ум. в 1710 г.). Сочинение составлено, как указано в колофоне, «по просьбе Мухаммада, сына Мухаммада из Караха во время его возвращения из Мекки».
5)
Краткое предисловие к познанию смены дня и ночи по квадранту, называемому «Руб‘ ал-муджиб». Сочинение Шарафаддина Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаттаба ар-Ру‘айни, который из выдержек сочинений Абу ʼАбдаллаха Мухаммада ал-Марадини (ум. в 1406 г.) составил учебное пособие для интересующихся астрономией. Сочинение состоит из предисловия, 17 глав и заключения. Переписал Исмаилдибир из Шулани.
Без названия
Сборник
1)
Календарь (для определения киблы, времени исполнения ритуальной молитвы, смены времен года для сезонных полевых работ и т.д.) Давуда ал-Карабудаги, составленный с учетом особенностей месторасположения Дагестана, содержит две таблицы, в одной из которых дается круговорот времени, смены года и все, что связано с ним, в другой показано соответствие месяцев румского календаря месяцам лунного календаря.
Давуд ал-Карабудаги – известный в Дагестане ученый из Карабудахкента5, составитель астрономических календарей [6, с. 148; 7, №№ 160, 161].
2) Календарь, составленный дагестанским ученым Сулейманом ал-Гумуки6. Как отмечено в сочинении, представленный календарь соответствует календарю зейдитов. Переписал «нуждающийся в милости Аллаха из сыновей, служащих любимой родине, Абусупиян, сын кади Ака ал-Казанищи». Изданы Мухаммадмирзой Мавраевым, как указано в колофоне, «без принятой в типографии редакционной работы, с авторской рукописи в типо-литографии «Терджуман» в Бахчисарае 2 ноября 1902 г.».
Грамматика арабского языка
№ 42
«Шарх ал-Унмузадж фи-н-нахв» – комментарий знаменитого богослова, законоведа и филолога Джамаладдина Мухаммада ибн ‘Абдалгани ал-Ардабили (ум. в 1249/50 г.) к широко распространенному в Дагестане сочинению по синтаксису арабского языка одного из основоположников арабской грамматической школы Джараллаха Абу-л-Касима Мухаммада ибн ‘Умара аз-Замахшари (1074–1144). Издан М. Мавраевым в Симферополе в «Хромо-литографии и фототипии В.И. Якубовича» в 1903 г.
№ 22
«Шарх Тасриф ал-‘Иззи» – комментарий известного филолога из Хорасана, автора многочисленных сочинений в области грамматики, риторики, законоведения, логики и теологии Са‘ададдина Мас‘уда ибн ‘Умара ат-Тафтазани (1322–1390) на «Тасриф ал-‘Иззи» – сочинение по морфологии арабского языка крупного багдадского ученого ‘Иззаддина Абу-л-Фада‘ил ‘Абдалваххаба аз-Занджани (ум. после 1257 г.). Книга издана в Стамбуле в типографии Мухаммади-бека на средства торговца книгами, хаджжи двух святынь (Мекки и Медины), Садика-хадже Ходжанди. Выходные данные приводятся на персидском языке. Комментарий ат-Тафтазани известен и под названием «Са‘адиййа». На внутренней стороне переплета владельческая запись: Исмаил аш-Шулани ал-Чухи; на шмуцтитуле имеется запись Исмаила из Шулани о покупке им этой книги в 1902–1903 г. в Крыму, в Бахчисарае.
Сочинение было популярно в Дагестане, широко использовалось в качестве учебного пособия для изучения грамматики арабского языка. На это сочинение написано множество комментариев дагестанскими учеными – имамом Мухаммадом, сыном Мусы ал-Кудуки (1652–1717), его сыном Дибиром ал-Кудуки, шейхом Тайибом ал-Харахи (конец ХVΙΙ–ХVΙΙΙ в.), шейхом Абдулхалимом ас-Сугури (конец ХVΙΙ–ХVΙΙΙ в.), Салманом ат-Тухи (ум. в 1734–1735 г.), Хадисом, сыном Мухаммада ал-Мачади ал-Гидали (ум. в 1770 г.), Умаром ал-Кудали (ум. в 1801 г.), Муртазаали ал-Уради (ум. в 1865-66 г.), Шамсуддином, сыном Мухаммада ал-Гумуки (ум. в 1868 г.), Мухаммад-Тахиром, сыном Гунаша ал-Карахи (ум. в 1879–80 г.), Хасаном (старшим) ал-Кудали (ок. 1740 – конец ХVΙΙΙ в.), Мухаммадали, сыном Мухаммадмирзы ал-Чухи (ум. в 1887–88 г.), Абдулатипом, сыном Мухаммада, сына Доного, сына Хамзата ал-Хуци (ум. в 1890/1891 г.) [8, с. 23–24].
№ 33
То же
Литография, подготовил к печати, переписал Исмаилдибир из Шулани. Имя в колофоне указано как Абу Исхак ад-Дагистани ал-Андали ал-Чухи аш-Шулани. Издана М. Мавраевым в Симферополе в «Хромо-литографии и фототипии В.И. Якубовича» в 1905 г.
№ 18
Комментарий знаменитого персидского ученого и поэта ‘Абдаррахмана ал-Джами (ум. в 1492 г.), известный как «ал-Фава’ид ад-Дийа’ийа» к трактату по синтаксису арабского языка «ал-Кафийа фи-н-нахв», принадлежащего перу известного египетского ученого Ибн ал-Хаджиба (ум. в 1248 г.). В Дагестане распространено под названием «Мулла Джами». В колофоне: «Завершил переписку сочинения с черновика на беловик в июне 1492 г.». Издана книга в Ташкенте в «Типо-литографии братьев Каменских». Дозволено цензурой Санкт-Петербурга 24 марта 1894 г.
№ 50
Грамматическое сочинение в стихах «ал-Алфиййа» известного арабского ученого-филолога Ибн ал-Малика (ум. в 1273 г.). Переписал сочинение в 1907 г. шейх Ахмад ал-Ирфили7 с копии сочинения, изданного в Египте типографией «Булак». Издано в «Исламской типографии» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре 3 августа 1907 г.
№2
Первая часть супракомментария египетского правоведа, хадисоведа, толкователя Корана, грамматиста и поэта Мухаммада ибн Мустафы ал-Хазари ад-Димйати аш-Шафи‘и (1798–1870) к комментарию египетского ученого Ибн ‘Акиля ал-Халаби (ум. в. 1367 г.) на сочинение по синтаксису и морфологии арабского языка «ал-Алфиййа» Ибн ал-Малика. Написание супракомментария завершено в понедельник 18 августа 1834 г. Издан в египетской типографии «ал-Азхариййа» в октябре 1901 г. Комментарий на грамматическое сочинение в стихах Ибн ал-Малика ал-Андалуси «ал-Алфийа» («Тысячница») пользовался большой популярностью в странах мусульманского мира. В Дагестане были распространены множество копий этого сочинения.
№ 47
Сборник
١64
Комментарий Ибрахима ал-Баджури «Фатх ал-хабир ал-латиф би шарх матн ат-тасриф» к сочинению по морфологии арабского языка «ат-Тасриф» мекканского ученого ʻАбдуррахмана ибн ʻИсы ибн Муршид ал-ʻУмари ал-Муршиди ал-Макки ал-Ханафи (ум. в 1627/28 г.). На полях дан комментируемый текст. Издал книгу Ахмад ал-Баби ал-Халаби, владелец типографии «ал-Майманиййа» в Каире в октябре 1892 г. Выдержала ряд переизданий.
№ 46
Сборник
Сборник в двух томах, состоящий из сочинения египетского ученого Ибн ал-Хаджиба по морфологии арабского языка «аш-Шафийа фи-т-тасриф»
, комментариев и супракомментариев к ним. В сборник вошли: «Шарх аш-Шафийа» () комментарий ʼАхмада ибн ал-Хасана ибн Йусуфа ал-Чарпарди (ум. в 1327 г.) на указанное сочинение; «Хашийа ал-Чарпарди ли Ибн Джама‘а ()супракомментарий ал-Чарпарди к сочинению Ибн Джама‘а; супракомментарий «Дурар ал-Кафийа фи шарх аш-Шафийа» Хусейна ар-Руми ; комментарий к «аш-Шафийа фи-т-тасриф» персидского ученого-факиха, филолога, суфия и поэта сеййида ‘Абдаллаха ибн Мухаммада ал-Хусейни ан-Нишапури (1306/07–1374/75), известного как Нокрекар («резчик по серебру»); комментарий шейх ал-ислама, шафиитского правоведа и богослова Закарийи ал-Ансари (1422–1520) «Манахидж ал-Кафийа фи шарх аш-Шафийа» ();
«Манзумат аш-Шафийа» и комментарий к нему «ат-Та'иййат фи назм аш-Шафийа ас-сарфиййа» () персидского ученого-филолога и поэта шейха Ибрахима ибн Хисамаддина Исма‘ила ал-Кирмани (ум. в 1607/08 г.), поэтический псевдоним которого Шарифи. Издан в Каире в типографии «ал-ʼАмира» в 1892/93 г. Издатель – редактор книг в типографии «ал-ʼАмира» ‘Усман Хелми Каре Хисари. Имеется оттиск печати типографии.
№ 62
сборная рукопись
1)
«Шарх Миʼат ‘амил» – комментарий Джаная к широко распространенному в Дагестане сочинению по грамматике арабского языка «ал-‘Авамил ал-ми’ат» автора многочисленных трудов по грамматике, законоведению, экзегетике, теологии Абу Бакра ‘Абдалкахира ибн ‘Абдаррахмана ал-Джурджани (ум. в 1078 г.). Дата завершения сочинения 1754/55 г. Сочинение было очень популярно в Дагестане. Дагестанские ученые (Мухаммад ал-Кудуки, Дауд ан-Нукуши ал-Карахи) оставили свои комментарии на это сочинение [9, № 17, № 399]. Как отмечено в «Каталоге арабских рукописей Научной библиотеки ДГУ»: «Несмотря на сравнительную распространенность этого трактата, сведения об авторе практически отсутствуют. Предполагается, что это – автор дагестанского происхождения» [9, № 413]. По крайней мере, известны два дагестанских ученых с таким именем: Джанай ал-Хураки8 [4, § ΙΙ, № 20] и Джанай ал-Инчхайи9 [10].
2)
«Мувассил ат-туллаб» – комментарий египетского ученого, специализировавшегося в логике, риторике и грамматике арабского языка Халида ‘Абдаллаха ал-Азхари ан-Нахави (ум. в 1499 г.) на труд по грамматике арабского языка выдающегося египетского филолога, жившего в эпоху правления мамлюкских эмиров, Джамаладдина ‘Абдаллаха ибн Йусуфа ибн Хишама (ум. в 1360 г.) под названием «ал-И‘раб ‘ан кава‘ид ал-и‘раб».
№ 17/56
«Шарх Миʼат ‘амил» – комментарий Йахйи ибн Насуха ибн Исра‘ила (ум. прибл. в 1543 г.) к сочинению по синтаксису арабского языка «Миʼат ‘амил» ‘Абдалкахира ал-Джурджани. Книгу издал Муса, сын Мухаммада ад-Дагистани в стамбульской типографии «аш-Ширкат ал-мартабиййа» в январе 1888 г.
Догматика
№ 21
Сочинение известного египетского законоведа ʼАхмада ибн Мухаммада ибн ‘Али ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. в 1565 г.) «Китаб аз-заваджир ‘ан иктираф ал-каба’ир», в котором перечислены грехи и пути, сдерживающие от их совершения. Издано в Каире в типографии «ал-Азхариййа» в 1902/03 г.
№ 62
«Шарх ал-‘ака’ид» – комментарий Са‘даддина Мас‘уда ибн ‘Умара ат-Тафтазани к сочинению «ал-‘Ака’ид» («Догматы») крупнейшего ханафитского законоведа ‘Умара ан-Насафи (1068–1142). Трактат посвящен тавхиду (науке о единобожии), составлен в 1267 г. Переписал сочинение хаджжи ‘Абдулкарим, сын Юсупа ад-Дагистани ал-Гумуки 2 июня 1886 г.
Комментарии на полях книги написаны Мустафой Лабибом ибн ‘Али ал-Анкарейи 8 сентября 1887 г., во время правления ал-Гази ‘Абд ал-Хамид-хана. В книге имеется оттиск владельческой печати Исмаилдибира из Шулани. Издан в Турции предположительно в 1887 г.
№ 41/31
Сочинение «ал-Фаваʼид ал-фикриййа ли-л-макатиб ал-мисриййа» ‘Абдаллаха Фикри ибн Мухаммадбалига ибн ‘Абдаллаха ибн Мухаммада (‘Абдаллаха-паши Фикри) (1834–1889), ученого, поэта, литератора родом из Мекки. Издано в типографии «ал-ʼАмириййа» в 1893 г. Четвертое издание.
№ 26
Супракомментарий Ибрахима ал-Баджури «Тухфат ал-мурид» к сочинению «Джавхарат ат-тавхид» известного правоведа, шейха Ибрахима ал-Лакани (ум. в 1631 г.) с использованием комментариев его сына шейха ‘Абдасалама ал-Лакани. На полях книги комментарии шейха ʼАхмада ал-Аджхури. Редактор книги – Мухаммад ал-ʼАсйути. Издана в Каире в типографии «ал-Хейриййа» сейида Мухаммада ‘Абдалвахида ат-Туби, сейида ‘Умара Хусейна ал-Хашаба и их компаньонов в марте 1893 г.
№ 17
Сочинение египетского правоведа шафиитского мазхаба, поэта и суфия ‘Абдалваххаба ибн ʼАхмада ибн ‘Али аш-Ша‘рани (1492–1565) по теории единобожия «Китаб ал-йавакит ва-л-джавахир». Редактор – Мухаммадзахра ал-Кумрави. Издано в типографии «ал-Майманиййа» в Каире в августе 1899 г., имеется оттиск печати типографии.
№ 34
Супракомментарий известного индийского ученого XVII в. ‘Абдалхакима ибн Шамсаддина ас-Сийалкути на супракомментарий правоведа и теолога, преподававшего в турецких медресе ʼАхмада ибн Муса ал-Хайали ар-Руми (ум. после 1458 г.), к комментарию ‘Умара ат-Тафтазани к «ал-‘Акаʼид» на сочинение крупнейшего ханафитского законоведа ‘Умара ан-Насафи (1068–1142). Трактат посвящен тавхиду, составлен в 1267 г. Издан в Стамбуле в 1898 г. в османской типографии «Дар са‘адат». Издатели – Ахмад Джавдет, Мухаммад Амин и его компаньоны.
№ 37
Сочинение «ал-Хусун ал-хамдиййа ли мухафазат ал-‘акаʼид ал-исламиййа» философа, теолога шейха Хусейна ибн Мухаммада ибн Мустафы ал-Джарса ат-Тарабулуси (1846–1909). Издано по заказу шейха Мухаммада ‘Абдалкадира Саида ар-Рафи‘и в типографии «ат-Тауфик» в Египте в 1905 г.
№ 60
Сочинение знаменитого правоведа шафиитского мазхаба, хадисоведа и комментатора Корана Абу ‘Абдаллаха Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (767–820) «ар-Рисала фи усул ад-дин». Первое издание. Издатель – Махмуд Мансур Шабане. Издан в Каире в типографии «‘Илмиййа» в 1894 г.
Кораническая литература
№ 1٠٠
«Далил ал-хайран фи-л-кашф ‘ан ай ал-Курʼан» (первое название сочинения – «Тартиб-е зиба») – сочинение ал-хаджжи Салиха Назима ибн Мухаммада Исма‘ила (жил до 1867 г.) [11, № 6177 с. 835], в котором дано алфавитное расположение айатов Корана с указанием названий соответствующих сур. Книга издана в Каире в 1905/06 г. в типографии «ал-Хамидиййа» на средства Мустафы ал-Баби ал-Халаби.
Медицина
№ ١٧
Сборник
1)
Сочинение знаменитого египетского ученого правоведа и толкователя Корана Джалаладдина ‘Абдуррахмана ибн Абу Бакра ас-Суйути (ум. в 1505 г.) «ар-Рахмат фи-т-тибб ва-л-хикмат», состоит из 195 глав. Первое издание. Издано в Каире в типографии «ал-ʼАмира» в 1893/94 г.
№ 14
Сборник
1-144
Первая из трех частей сочинения «Тазкират ʼула ал-албаб ва-л-джами‘ ли-л-‘аджаб ал-‘аджаб» о лекарственных травах (более 3-х тысяч) и лечении ими. Автор – ученый, медик, астроном родом из Сирии шейх Давуд ибн ‘Умар ад-Дарир ал-Антаки ал-Басир (1534–1592), большую часть своей жизни прожил в Антакии (ныне на территории Турции). На полях дано сочинение по медицине этого же автора «ан-Нузхат ал-бахджат и ташхиз ал-ʼазхан ва та‘дил ал-‘амзиджа».
2)1-182
Приложение к вышеупомянутому сочинению Давуда ад-Дарира ал-Антаки «Зейл ат-тазкират ли ба‘ди таламиз». Издано в Каире в августе 1906 г. на средства владельцев типографии «ал-Майманиййа» Мустафы ал-Баби ал-Халаби и его братьев Бакри и Исы. Имеется оттиск печати типографии.
Оккультные науки
№ 48
Сочинение известного суфийского шейха и мистика Ахмада ибн 'Али ал-Буни (ум. в 1225 г.) в жанре гримуар «Шамс ал-ма‘ариф ал-кубра». Издано в Каире в типографии «ал-Хусейниййа» на средства Мухаммада Абдаллатифа ал-Хатиба и его компаньонов.
№ ١٧
Сборник
2)
Сочинение магрибского ученого Ибн ал-хаджжи ат-Тилимсани ал-Магриби ал-Фаси (1842–1917) в жанре гримуар «Шумус ал-анвар ли кунуз ал-асрар». Издано в Каире в типографии «ал-'Амира» в 1893 г.
Пропедевтика
№ 47
Сборник
1-52
Комментарий ученого ХVΙ в. шейха Ибрахима ибн Исма‘ила к сочинению Бурханаддина ан-Ну‘мана ибн Ибрахима ибн ал-Халила аз-Зарнуджи (ум. в 1242 г.) «Та‘лим ал-мутаʻаллим тарик ат-та‘аллум». На полях книги дан комментируемый текст. Издал книгу ʼАхмад ал-Баби ал-Халаби, владелец типографии «ал-Майманиййа», в Каире в ноябре 1893 г.
Проповеди (мава‘из, турки10)
Без названия
Сборник проповедей на аварском языке (на аджаме). Дефектный экземпляр, нет начальных и конечных листов.
1–65
Проповедь Хаджияв-дибира, сына Хусейна ал-Авари ал-Гиничуки11
«ал-Ва‘дат аз-заджира ‘ан ал-мусахилат ʼимарат дар ал-ʼахират». Завершил написание проповеди в декабре 1889 г., переписал профессиональный переписчик Газимухаммад, сын Мухаммадали ал-Ури12 (1858–1942) – известный в Дагестане профессиональный переписчик, много лет проработавший в типографии М. Мавраева в Темир-хан-Шуре. 2–3) 66–74, 75–95 – Турки
Хаджияв-дибира ал-Гиничуки. 4) 96–98 – Турки шейха накшбандийского тариката, яркого политического и религиозного деятеля Узун-хаджи из Салта (1848–1920); 5–9) 99, 100, 101, 101–104, 107–108, 162–164 – Турки крупного дагестанского ученого Хасана из Кудали (ум. в 1700 г.). 10) 109–133, 153–160 – Турки Али-Гаджи из Инхо; 11) 137–146 – «Ми‘радж ан-наби» Умар-хаджи Зиявуддин из Миатли; 12) 146–152– его же «Му‘джизат ан-наби».
Риторика
№ 5٢/34
Первая часть супракомментария египетского ученого, исследователя логики, риторики, филологии и математики, маликитского правоведа Мухаммада ибн ʼАхмада ‘Арафата ад-Дасуки (ум. в 1814/15 г.) к комментарию Са‘ададдина Мас‘уда ибн ‘Умара ат-Тафтазани к сочинению Мухаммада ибн‘Абдаррахмана ал-Казвини (1268–1338) «Талхис ал-мифтах», которое является извлечением из 3-ей части «Мифтах ал-‘улум», посвященной поэтике и теории красноречия Абу Йа‘куба Йусуфа ибн Мухаммада ас-Сакаки ал-Хорезми (1160–1229), автора сочинений по логике, риторике, диспуту и т.д.Издана в Стамбуле в 1889/90 г. в типографии «Дар ал-халафат ал-‘алиййа».
№ 30/6
«Шавахид ал-хакк фи-л-истигасат» – сочинение шейха Йусуфа ибн Исма‘ила ан-Нахбани (1849–١٩٣٢), суфия, поэта, автора многочисленных панегириков на имя пророка Мухаммада, редактора арабской газеты «ал-Джаваʼиб», выходившей в Турции в 1881–1884 г. Завершил сочинение в 1905/06 г. На полях дано его же сочинение о шиизме «ал-ʼАсалиб ал-бади‘ат фи фадл ас-сахабат ва ʼикна‘ аш-ши‘ат» (). Издано в Каире в декабре 1905 г. на средства владельцев типографии «ал-Майманиййа» Мустафы ал-Баби ал-Халаби и его братьев Бакри и Исы.
Словари
№ 28/42
«ат-Та‘рифат» – исламский терминологический словарь, состоящий из 1070 словарных статей, составлен выдающимся ученым, автором многочисленных трудов по грамматике, логике, риторике, праву, философии ‘Али ибн Мухаммадом ал-Джурджани, известным как Мир Саййид аш-Шариф (1340–1413). Издан 20 февраля 1883 г. в Каире, в типографии «ал-Вахбиййа».
Суфизм
№ 35
«Суллам ал-мурид» – сочинение известного дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката Ильяса ал-Цудахари (ум. в 1904 г.). Содержит ценный материал по истории накшбандийского тариката в Дагестане [6, с. 145]. Полное имя ученого – Ильяс, сын Махмуда, сына Махмуда, сына Амира ал-Цудахари [12, с. 2]. На титульном листе сказано, что автором сочинения является шейх, доблестный ученый, муршид Ильяс ал-Цудахари, проживающий в Новоузенске. В г. Новоузенск Самарской области Ильяс Цудахарский был сослан российскими властями в 1888 г. Имя его в ссылке получило известность, к нему приезжали за консультациями по вопросам суфизма ученые Дагестана, Казани и других мест [6, с. 146]. Ильяс Цудахарский имел тесные связи с татарскими учеными Исмаилом Гаспринским, Атауллахом ат-Татари ал-Казани и др. [13, с. 72]. На полях книги выдержки из сочинений известного дагестанского ученого, шейха накшбандийского тариката Абдуррахмана ас-Сугури (1792–1882), у которого Ильяс Цудахарский получил иджазу13. Книга издана в Казани в 1904 г. в типографии «Торгового дома братьев Каримовых» на средства владельца типографии Мухаммед-джана и его двух братьев.
№ 57
Сочинение о накшбандийском тарикате шейха Мухаммада ибн ‘Абдаллаха ал-Хани ал-Халидийи ан-Накшбандиййи «ал-Бахджат ас-сунниййа фи адаб ат-тарикат ал-‘алиййа ал-халидиййа ан-накшбандиййа». Завершено 29 сентября 1837 г. Книга издана в Каире в августе 1901 г. в типографии «ал-Майманиййа» на средства владельцев типографии Мустафы ал-Баби ал-Халаби и его братьев. Имеется оттиск печати типографии.
№ 39
Комментарий мекканского ученого Абу Бакра ‘Усмана ибн Мухаммада Шата ад-Димйати ал-Бакри (1811–1892) «Кифайат ал-‘аткийаʼ ва манхадж ал-‘асфийаʼ» к суфийской поэме ханафидского правоведа Зайнаддина ибн ‘Абдалазиза ал-Малибари аш-Шафи‘и (ум. в кон. ХVI в.) «Хидайат ал-азкийаʼʼила тарик ал-ʼавлийаʼ» (). На полях – комментарий шафиитского правоведа, суфия и толкователя Корана шейха Мухаммада ибн ‘Умара ал-Джави ан-Навави (1813–1898) «Салалим ал-фудалаʼ ли хатимат ан-нубалаʼ» () к указанной поэме. Издано в Каире в типографии «Дар ал-кутуб ал-‘арабиййа ал-кубра» в ноябре 1907 г.
Тафсир
№ 20
1–3 части супракомментария последователя братства Савийа, ветви братства Халватийя шейха ʼАхмада ас-Сави ал-Малики ал-Халвати (1761/62–1825/26) к комментарию Корана «Тафсир ал-Джалалейн» знаменитых законоведов и корановедов Джалаладдина Мухаммада ал-Махалли и Джалаладдина ‘Абдаррахмана ас-Суйути. Изданы на средства Мустафы-афанди Фахми ал-Катби и его компаньонов в Каире в ١٩٠٠ г. в типографии «ал-‘Амира». Первое издание.
Таджвид
№ 13
Комментарий арабского ученого ХΙV в. Абу-л-Касима ‘Али ибн ‘Усмана, известного как Ибн ал-Касих ал-Багдади ал-Мисри аш-Шафи'и к сочинению по правилам чтения Корана «Харз ал-ʼамани ва ваджх ат-тахани»
Абу Мухаммада ибн Фира ибн Аби-л-Касима аш-Шатиби (ум. в 1193 г.), написанное в стихотворной форме. Комментарий завершен в 1357 г. На полях дано сочинение маликитского корановеда ‘Али ан-Нури ас-Сафакаси (ум. в 1706 г.( «Гайс ан-наф‘ фи кираʼат ас-саб‘» (). Книга издана на средства Мустафы-афанди Фахми ал-Кутуби и его компаньонов в Каире в июне 1903 г.
Без названия
Рукопись
Касыда «ал-Вадиха би таджвид ал-Фатиха» арабского ученого-корановеда и хадисоведа Бурханаддина ал-Джа‘бари (1244/45–1331/32) о правилах чтения суры «ал-Фатиха». Комментарии к тексту даны подстрочно и на полях сочинения. Комментарии к касыде составил известный дагестанский ученый Саид Араканский (1763–1834). Об этом сказано в колофоне сочинения. Он автор большого числа сочинений по грамматике арабского языка, фикху, этике, знаток арабского, персидского и турецкого языков [6, с. 72–75, 14].
Учебная литература
Без названия
«Маджму‘ ал-мутун ал-муштамал ‘ала мухиммат ал-фунун» – собрание научных текстов, необходимых для учебы студенту. Издано в типографии «ал-Хейриййа» ‘Умаром Хусейном ал-Хашабом и Мухаммадом ‘Абдалвахидом ат-Туби и его компаньонами в Каире в ноябре 1892 г.
Фикх
№ 5
Первая часть сочинения ‘Абдалваххаба аш-Ша‘рани «ал-Мизан ал-кубра» о правовых положениях четырех суннитских мазхабов. Дата написания – 1558 г. На полях книги дано сочинение шафиитского правоведа из Дамаска (ХΙV в.) Мухаммада ибн ‘Абдаррахмана ад-Димашки ал-‘Усмани аш-Шафи‘и «Рахмат ал-’уммат фи ихтилаф ал-а’имат» . Издана в июле 1889 г. в каирской типографии «ал-Майманиййа».
№ 16
1–5-я части супракомментария «Футухат ал-ваххаб би таудихи шарх Минхадж ат-туллаб» (), известного как «Хашийат ал-Джамал» египетского ученого, шейха Сулеймана ал-Джамала (Сулейман ибн ‘Умар ибн Мансур ал-‘Аджили ал-ʼАзхари, умер в 1790 г.) к комментарию Закарийи ал-Ансари на известный памятник шафиитской правовой школы «Минхадж ат-талибин» крупного факиха и хадисоведа Йахйи ибн Шарафа Мухйиддина ан-Навави (1233–1278). На полях книги дан пресловутый комментарий.
Без названия
Рукопись
Комментарий Зайнаддина ибн ‘Абдалазиза ал-Малибари аш-Шафи‘и «Фатх ал-му‘ин» к своему сочинению по фикху «Куррат ал-‘айн». Переписал Исмаилдибир аш-Шулани, будучи в Яхсае 12 января 1911 г.
№ 25
Первая часть супракомментария Ибрахима ал-Баджури на комментарий Шамсадддина Абу ‘Абдаллаха Мухаммада Ибн Касима ал-Газзи к сочинению по шафиитскому фикху Абу Шуджа‘а ал-Исфахани. 5-е издание. Редактор – Мухаммад ал-Хусейни, издана на средства ʼАхмада Касима ‘Акила. Книга издана в 1889 г. в каирской типографии «Булак».
№ 19/16
«Хаваши аш-шейх Шахабаддин ал-Калйуби ва-ш-шейх ‘Умайра ‘ала Шарх ал-Махалли ‘ала-л-Минхадж» – первая и вторая части супракомментариев в 4-х частях египетских учёных-правоведов шейха Шихабуддина ʼАхмада бин Мухаммад ас-Салам ал-Мисри ал-Калйуби (ум. в 1659 г.) и шейха ʼАхмада ал-‘Умайра ал-Буруллуси ал-Мисри (ум. в 1550 г.) к комментарию Мухаммада ибн ʼАхмада ал-Махалли к сочинению Мухйиддина ан-Навави «Минхадж ат-талибин». Супракомментарии изданы в 1888 г. в Каире в типографии «ал-Майманиййа».
Хадисы, жизнеописания пророков,
религиозных деятелей
№ 37
«ал-Фатх ал-мубин ли Шарх ал-Арба‘ин» – комментарий Шихабадддина ʼАхмада ибн Хаджара ал-Хайтами к 40 преданиям о пророке Мухаммаде Мухиддина Йахйи ан-Навави. На полях супракомментарий шейха Хассана ибн ‘Али ал-Мудабаги (ум. в 1756/57 г.) к сочинению. Издано в типографии «ал-Майманиййа» в Каире в 1899 г. на средства ее владельцев Мустафы ал-Баби ал-Халаби и его братьев. Редактор – Мухаммадзахра ал-Кумрави. Имеется оттиск печати типографии «ал-Майманиййа».
№ 1, № 3
«ас-Сирадж ал-мунир би Шарх ал-Джами‘ ас-сагир» – 1-я и 3-я части комментария египетского учёного, шейха ‘Али ибн ʼАхмада ибн Нуруддина Мухаммада ибн Ибрахима ал-‘Азизи ал-Булаки к хадисам Джалаладдина ‘Абдуррахмана ибн Абу Бакра ас-Суйути «ал-Джами‘ ас-сагир». «Ал-Джами‘ ас-сагир» является сокращённым вариантом «ал-Джами‘ ал-кабир». На полях даны супракомментарии египетского ученого-хадисоведа и корановеда шейха ал-ʼАзхара Мухаммада ибн Салима ал-Халвати, известного как ал-Хафани (1688–1768). Книги изданы в Каире, в типографии «ал-Майманиййа», в 1894 г.
№ 55;
Без названия
История пророков «Кисас ал-анбийа' ал-мусамма би ‘Араʼис ал-маджалис» известного иранского ученого-историографа, толкователя Корана Абу Исхака ʼАхмада ибн Мухаммада ас-Са‘алиби ан-Нисабури (ум. в 1035 г.). На полях дано сочинение йеменского ученого хадисоведа, историка Абу Мухаммада ‘Абдаллаха ибн А‘сада ал-Йафи‘и (1298–1367) «Мухтасар Рауд ар-райахин фи манакиб ас-салихин» (). В нем приведены биографии 500 суфийских ученых. Издано в Каире в типографии «ал-Майманиййа» ʼАхмадом ал-Баби ал-Халаби в январе 1899 г.
№ 40
Сочинение «Нур ал-ʼабсар фи манакиб ал ал-байт ан-наби ал-мухтар» египетского ученого, кадия и суфия Му‘мина ибн Хасана Му‘мина аш-Шабланджи аш-Шафи‘и (прибл. 1836–1890) в жанре сиры. Издано в январе 1881 г., б/м.
№ 43
Сочинение Ибн Хаджара ал-Хайтами «ал-Хайрат ал-хассан фи манакиб ал-имам ал-а‘зам Аби-л-Ханифа ан-Ну‘ман» о жизни и деятельности основателя ханафитского мазхаба Абу Ханифы ан-Ну‘мана ибн Сабита ал-Куфи (698–767).
Художественная литература
Проза
№ 47
Знаменитое сочинение «Макамат ал-Харири» Абу Мухаммада ал-Касима ибн ‘Али ал-Харири ал-Басри (1054–1122), которое содержит плутовские
новеллы. Книга издана в типографии «ал-Майманиййа» в Каире в 1888 г. на средства шейха ʼАхмада ал-Баби ал-Халаби, шейха Хасана ар-Рашиди и ‘Али-афанди ал-Хасани. Содержит запись Исмаилдибира из Шулани о том, он купил эту книгу за два куруша14 и три аббаси15 в 1890–91 г. В книгу вложен рукописный текст касыды «Саут сафир ал-булбул» () арабского поэта, знатока арабской поэзии и диалектов, лексикографа ‘Абд ал-Малика ибн Курайба ал-Бахили, известного как ал-Асмаʼи (740–828).
Без названия
Знаменитая поэма «Лейла и Меджнун», дефектный экземпляр, нет начальных листов. Издана при помощи Исмаила ибн Ибрахима ибн Мухаммадали – директора типографии и бумажной фабрики Хусейн-бека и под наблюдением Мухаммада-афанди ал-Хасани и Аби-л-‘айнейн-афанди Ахмада в Каире в июне 1877 г.
Поэзия
№ 61
Комментарий ханафитского ученого ‘Умара ибн ʼАхмада ал-Харпути ар-Руми (1801–1882) на касыду «ал-Бурда» египетского ученого Мухаммада ал-Бусири (1212–1294), в которой прославляется пророк Мухаммад. Комментарий издан в 1875 г. в Стамбуле, в типографии ал-хаджжи Мухаррама-афанди ал-Буснави ан-На‘ими.
№ 27
Комментарий Шахабаддина Ахмада ибн Хаджара ал-Хайтами «ал-Минах ал-маккийа фи Шарх ал-хамзийа» к панегирику на имя пророка Мухаммада «ал-Хамзиййа фи мадх хайр ал-бариййа» () имама Шарафаддина Абу ‘Абдаллаха Мухаммада ибн Са‘ида ал-Бусири (1213–1296). На полях сочинения дан супракомментарий шейх ал-ислама Мухаммада ал-Хафати. Издан в феврале 1892 г. Имеется оттиск печати египетской типографии «ал-Матба‘а ал-бахиййа ал-мисриййа».
№ 62
сборная рукопись
3)
Касыда «Джаннат нар нафси би ишти‘ал мафарик» Абу ‘Абдаллаха Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и.
Эсхатология
№ 31/64
Сочинение Джалаладина ас-Суйути о мире барзаха «Шарх ас-судур би шарх хал маути ва-л-кубур» На полях дано его же сочинение «Бушра-л-ка'иб би лика'и-л-хабиб». Нет конечных страниц, входные данные отсутствуют.
Этика
№ 24
«Танбих ал-гафилин» – сочинение известного ученого, ханафитского законоведа Абу ал-Лайса Насра ибн Мухаммада ас-Самарканди (ум. в 985/86 г.). На полях книги дано сочинение того же автора «Бустан ал-‘арифин» .
Книга издана в Каире в июне 1894 г., в типографии «ал-Майманиййа». Имеется оттиск печати типографии.
Без названия
«ад-Дурар ал-бахиййа фи-л-ʼахлак ал-мардиййа» – сочинение индонезийского ученого ‘Абдаллаха ибн ‘Алави ибн ‘Абдаллаха ал-‘Аттаса (1834–1929). На с. 40 помещена касыда Ахмада-афанди Самира, преподавателя арабского языка в медресе «ат-Тауфикиййа». Редактор – Мухаммадали, преподаватель арабского языка в каирском медресе «ат-Тауфикиййа». Первое издание. Издано в Каире в 1895 г. в типографии «ал-‘Амириййа».
№ 21
«Кашф ар-рин ва назх аш-шин ва нур ал-‘айн фи шарх ас-силк ал-‘айн ли ʼизхаб ал-гайн» – комментарий имама ‘Али ибн ‘Атиййа ибн Хасана, прозвище (лакаб) которого ‘Улван ал-Хамави ал-Хайсами (1468–1529), к касыде по суфийской этике «Силк ал-‘айн ли ʼизхаб ал-гайн» ()шафиитского имама, литератора и поэта ‘Абдалкадира ибн ал-Хабиба ас-Сафади аш-Шами (ум. в 150٩ г.). Переписал Газимухаммад, сын Мухаммадали, сына Амирхана ал-‘Ури в ноябре 1905 г., сверив с копией ученого Бари Мухаммада, сына ‘Абдалкадира ал-Хуфи16. Издан М. Мавраевым в типо-литографии А.М. Михайлова в Петровске в 1905 г.
Как мы видим, библиотека Исмаилдибира из Шулани, точнее сохранившаяся ее часть, исключительно разнообразна репертуаром, богата содержанием, уникальна редкими изданиями. В ней имеются сочинения дагестанских, арабских и турецких авторов, изданные в «Исламской типографии» М. Мавраева в Темир-хан-Шуре, «Типо-литографии» А. Михайлова в Петровске, в «Хромо-Лит. и Фототипии» В.И. Якубовича в Симферополе, типо-литографии «Терджуман» в Бахчисарае, в типографии «Торгового дома братьев Каримовых» в Казани, в «Типо-литографии братьев Каменских» в Ташкенте, в каирских типографиях «ал-Майманиййа», «ал-Хамидиййа», «ал-’Амириййа», «ал-’Амира», «ал-’Азхариййа», «ал-Хейриййа», «ал-Матба‘а ал-бахиййа ал-мисриййа», «‘Илмиййа», «ал-Хусейниййа», «ал-Вахбиййа», «ат-Тауфик», «ал-Булак», «Дар ал-кутуб ал-‘арабиййа ал-кубра», турецких типографиях «Дар ал-халафат ал-‘алиййа», «Дар са‘адат», стамбульских типографиях Мухаммади-бека, ал-хаджжи Мухаррама-афанди ал-Буснави ан-На'ими.
Известный российский востоковед-арабист М.С. Киктев назвал «самой замечательной находкой сезона 2004 г. из старопечатных каирских книг» [15, с. 205] найденный в библиотеке Исмаилдибира из Шулани оттиск доклада «Об особенностях наречий арабов» египетского филолога и поэта Мухаммада Хифни Насифа (1856–1919), который был переплетен в сборник с текстами по теории арабского языка арабских ученых, изданный в Каире типографией «ал-Хамидиййа» в 1905 г.
Интеллектуальные запросы Исмаилдибира свидетельствуют о нем как о разностороннем ученом. В орбиту его изысканий входили суфийская философия, мусульманское право, теологические науки, медицина, астрономия, астрология, художественная проза и поэзия. Мы видим, что в его библиотеке занимали место книги и по оккультным наукам. По воспоминаниям его потомков, он считался провидцем, человеком, проштудировавшим «Сирр ар-рабан» («Божественные сокровения»), владевшим тайными знаниями и пользовавшимся ими в благих целях.
Изучение собраний восточных рукописей и старопечатных книг Исмаилдибира из Шулани открывает нам не только духовный мир ученого и его научные интересы, но и позволяет увидеть среду, в которой он жил и творил, выводит на свет имена недостаточно известных ученых Шулани, районных селений и разных местностей Дагестана. Исмаилдибир из Шулани называет такие имена дагестанских ученых как Малла Мухаммадилав из Бацада, Абдулла (младший) из Согратля, Шамсуддин из Кумуха, хаджжи Абдулкарим, сын Юсупа ад-Дагистани из Кумуха, шейх Ахмад из Эрпели, Бари Мухаммад, сын Абдалкадыра из Куппы и др.
Содержащаяся в статье информация о книжном собрании Исмаилдибира из Шулани может быть полезна в будущем при составлении сводного каталога арабских старопечатных книг Дагестана.
1 Дибир (среднеперс. ) – секретарь, письмоводитель. В Дагестане слово используется и в значении духовное лицо, в обязанности которого входит решение религиозных вопросов.
2 Цулда – ныне сел. в Чародинском районе РД.
3 Абдулла ас-Сугури (Шайтан-Абдулла) – ученый из Согратля, «блестящий знаток наук и искусств» [6, с. 130], был силен в астрономии и математике.
4 Абдулатип ал-Хуци (из сел. Гоцоб) – известен как политический деятель второй половины ХΙХ – начала ХХ в., ученый и поэт [6, с. 100].
5 Карабудахкент – ныне административный центр Карабудахкентского района РД.
6 Кумух – ныне административный центр Лакского района РД.
7 Эрпели – ныне сел. в Буйнакском районе РД.
8 Урахи– ныне сел. в Сергокалинском районе РД.
9 Инчха – ныне сел. в Казбековском районе РД.
10 Турки́ – обобщенное название поэтических произведений религиозного содержания. О турки́ см. Алиханова А.А. Тулки – жанр даргинской поэзии // Ученые записки Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР. Серия филологическая. Махачкала, 1968. С. 23–41.
11 Геничутль – ныне сел. в Хунзахском районе РД.
12 Уриб – ныне сел. Шамильского района РД.
13 Иджаза – в араб. яз. «разрешение», употребляется в значении «обладать правом вести занятия, иметь учеников и последователей».
14 Куруш – денежная единица достоинством в один рубль.
15 Аббаси – двугривенная монета.
16 Куппа – ныне сел. в Левашинском районе РД.
© Алибекова П.М., 2019
© Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, 2019
Creative Commons Attribution 4.0 International License
Patimat M. Alibekova
The G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of the Daghestan Federal Research Centre of RAS
Author for correspondence.
Email: patimat-alibekova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5170-5586
Scopus Author ID: 7422-8494
Russian Federation
PhD (in Philology)
Leading Researer,
- Murtazaliev SM. My Shulani and its unfading stars [Moj Shulani i ego nemerknushie zvezdy]. Mahachkala: without year of publication: 275. (In Avar).
- Isaev AA. Magomedmirza Mavraev is the first printer and enlightener of Dagestan [Magomedmirza Mavraev – pervopechatnik i prosvetitel Dagestana]. Makhachkala: Publishing of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2003: 240 . (In Russ).
- Ismail Shulani. A brief explanation of Sharia law [Kratkoe razyasnenie norm shariata]. Makhachkala: Nur-ul-islam, 2006: 80. (In Avar).
- Isaev AA, compiler. Catalog of printed books and publications in the languages of the peoples of Dagestan (pre-revolutionary period) [Katalog pechatnyh knig i publikacij na yazykah narodov Dagestana (dorevolyucionnyj period)]. Makhachkala, 1989: 298. (In Russ).
- Shihsaidov AR. Archeographic work in Dagestan. Study of the history and culture of Dagestan: the archeographic aspect. [Izuchenie istorii i kultury Dagestana: arheograficheskij aspekt]. Makhachkala, 1988: 5–21. (In Russ).
- Nazir ad-Durgeli. Delight of minds in biographies of Dagestan scientists [Uslada umov v biografiyah dagestanskih uchenyh. Nuzhat al-’azhan fi taradzhim ‘ulama’ Dagistan]. Arabic translation, commentary, facsimile edition, pointers and bibliography prepared by Shikhsaidov AR, Kemper M, Bustanov AK. Moscow: Publishing House «Mardzhani», 2012: 432. (In Russ).
- Osmanova MN, compiler. Catalogue of printed books in Arabic, published by Dagestan publishers in Russia and abroad in the early 20s. [Katalog pechatnyh knig na arabskom yazyke, vypushennyh dagestanskimi izdatelyami v Rossii i za rubezhom v nachale ХХ v.] Makhachkala, 2008: 204. (In Russ).
- Anvar bn Abi Bakr ash-shaikhi ad-Dagistani, forword by publisher. Izz ad-din ‘Abdalvahhab ibn Ibrahim az-Zandzhani. Tasrif al-Izzi. Dzhidda: «Dar al-minhadzh». 2008: 111. (In Arabic).
- Shihsaidov AR, Omarov HA, Gadzhieva DH, Alibekova PM, compilers. Catalogue of Arabic manuscripts of the Scientific Library of Dagestan State University (Vol. 1 - Catalogue; Vol. 2 - Pointers). [Katalog arabskih rukopisej Nauchnoj biblioteki Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta] (T.1 – Katalog; T. 2 – Ukazateli). Makhachkala, 2004. (In Russ).
- Dzhanaj. Sharh Miat ‘amil. Russian National Library. Department of National Literature. [Rossijskaya nacionalnaya biblioteka. Otdel nacionalnoj literatury]. Avar./4-128. (In Arabic).
- Umar Riza Kahalat, compiler. List of authors. Biographies of Arabic book authors. [Mudjam al-muallifin. Taradjim musannifi-l-kutub al-arabiya]. Vol.1; Damascus, 1993: 843. (In Arabic).
- Ilyas al-Cudahari. Sullam al-murid. Kazan: «al-Matba at al-Karimijja». 1904: 90. (In Arabic).
- Shihaliev ShSh. Arabographic works on Sufism in Kumyk in the context of the development of Dagestan Sufi literature. Herald of the Institute of History, Archaeology and Ethnography 2014; 3:71–79 (In Russ).
- Shihsaidov AR. Saeed Arakansky (short essay of life and creative activity). Dagestan shrines. Book 2. [Said Arakanskij (kratkij ocherk zhizni i tvorcheskoj deyatelnosti). Dagestanskie svyatyni. Kn. 2]. Makhachkala, 2008: 129–158. (In Russ).
- Kiktev MS. About Cairo old-print books in Dagestan handwritten collections [O kairskih staropechatnyh knigah v dagestanskih rukopisnyh sobraniyah]. Pax islamica. Moscow, 2009. 2(3): 202–205. (In Russ).